Итоговая аттестационная работа
Проектирование взаимодействия детского сада с семьей в рамках реализации задач театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа выполнена слушателем группы профессиональной переподготовки подополнительной профессиональной программе «Воспитатель ДОО» Клюева Марина Николаевна _________________________ (подпись) | |
«Допущена к защите в ГАК» Зав. кафедрой Л.В. Коломийченко _________________________ (подпись) «__» ________________ 2017 г. | Научный руководитель: Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Волкова Юлия Германовна _________________________ (подпись) |
ПЕРМЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Основания для разработки проекта ………………………………………. | |
Описание проекта …….…………………………………………………….. | |
План реализации проекта и его методическое сопровождение………… | |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки ………………………….... | |
Список используемой литературы ………………………………………… | |
Приложения …………………………………………………………………. |
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Дошкольное детство-уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Глобальные перемены, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания. Вместе с тем, как показывает практика и научные исследования (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, А. Маркова и др.), родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно, повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям.
Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, так как родители лучше знают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Она и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Формы взаимодействия педагогов с родителями –это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Основная цель всех форм взаимодействия ДОУ с семьей, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей.
Так, в нашем ДОУ, одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи стала организация проекта «Бумажная сказка», который учитывает актуальные потребности семей и способствует формированию активной жизненной позиции всех участников педагогического процесса, укреплению института семьи. В рамках проекта разрабатываются и реализуются совместные детско – родительские встречи, цель которых - установление доверительных взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами, восполнение дефицита общения детей со взрослыми, формирование значимого отношения к понятию «семья» у всех участников.
Опираясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т. В. Фуряевой, с детьми и их родителями нами был разработан следующий вид проекта: «Бумажный театр».
В процессе этого проекта родители и дети приняли участие в различных познавательных мероприятиях. Создали тематические альбомы «Наши любимые сказки», составили сборник песен и стихов. Воспитателями был проведен мастер – класс по созданию любимого сказочного героя из бумаги.
Одним из критериев эффективности реализации данного проекта стала степень вовлеченности родителей. Повышению уровня заинтересованности родителей и детей при участии в реализуемом проекте стало предоставление им возможности видеть не только результат проекта, но и все его этапы. Для этого в группе нами создан «Центр проектирования», на магнитной доске наглядно демонстрируются этапы реализации проекта: размещена визитка проекта, основные шаги его реализации. С помощью данного пособия участники проектной деятельности наглядно отслеживают способ получения какой-либо информации об исследуемом вопросе.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта
«Бумажная сказка»
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий, долгосрочный (старшая группа).
Участники
Участниками данного проекта являются родители и дети старшей группы № 2 МАДОУ «ЦРР-детский сад № 144» города Перми.
Цель проекта: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2.Поощрять интерес к конструированию поделок из бумаги, закреплять умение обыгрывать поделки сообща.
3. Формировать интерес к музейной культуре.
4. Прививать любовь и уважение к книге.
5. Развивать связную речь детей.
Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.
Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Этапы проекта:
Этап подготовительный
ž Деятельность педагога и детей: постановка целей и задач проекта;
ž Рассматривание коллекции «Виды бумаги»;
ž Знакомство с различными техниками сгибания и складывания бумаги;
ž Чтение художественной литературы;
ž Просмотр театрализованных представлений и др.
ž Рисование героев сказок.
Этап основной
ž Создание музея «Бумажная сказка»
ž Деятельность детей, родителей и педагогов – цикл практических дел.
Этап заключительный
ž Семейная презентация сказки.
Использование музея
ž 1. Проведение экскурсий, бесед, занятий, игр.
ž 2. Театрализация сказок.
ž 3. Проведение мастер – классов по изготовлению бумажных героев.
ž 4. Чтение стихов, загадок, сказок.
ž 5. Выставка поделок «Бумажное чудо».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Этап | Задачи | Содержание | Методы | Формы | Сроки |
Подготовительный | 1. Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение встречи «Вечер в театре» для всех участников проекта. | - Знакомство со сказкой, с театром, подбор методической литературы для родителей по изготовлению бумажного театра. - Беседа с родителями на предмет новой формы проведения мероприятия. | - Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, подборка картотеки сказок по возрасту. - Просмотр театрализованных представлений и др. - Рисование героев сказок. | -Совместная игра с детьми и родителями, мастер-класс, беседа. | 2.10.17-20.10.17 |
Основной | 1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. 2.Развивать социально-личностную сферу детей дошкольного возраста, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей. 3.Повышать педагогическую компетентность родителей - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. | -Выбор сказок семьями воспитанников. -Подготовка к спектаклю. -Изготовление афиши, | -Рассмотреть коллекции «Виды бумаги». -Рисование красками афиши. | -Беседа с родителями о выбранной сказки. -Консультация по изготовлению сказочных героев. | 30.10.17-24.11.17 |
Заключительный | 1.Развивать сотрудничество ДОУ и семьи. 2.Способствовать раскрытию творческого потенциала всех участников проекта. | -Презентация сказок семьями. -Оценка проведенного мероприятия с родителями и детьми | -Показ театра детей и родителей. | -Совместная встреча «Вечер в театре». -Чаепитие. | 30.11.17 |