• По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам: насильственные и ненасильственные.
• По форме: внутренние и внешние.
• По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.
• По характеру развития: преднамеренные и спонтанные.
• По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений: внутри– и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Сторонами социальных конфликтов являются социальные субъекты: люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации. Этапы протекания конфликта: скрытая стадия (явное или неявное недовольство ситуацией); формирование конфликта (формирование противоречий, выдвижение требований); инцидент; активные действия сторон (способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль); завершение конфликта.
По причине и характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:
* социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);
* культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
|
* этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т. е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);
* этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
* историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
* межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);
* сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).
Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.
Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).
Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:
а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.
|
б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.
в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
3.8. Виды социальных норм
Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические (используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой); социальные.
Социальная норма – 1) это пожелания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия; 2) общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей; 3) социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.
Социальные нормы подразделяются по: способу их формирования (создания); содержанию; способу обеспечения их действия (охраны, защиты).