Основные направления внешнеторговой политики государств




* Фритредерство – направление в экономической теории и политике промышленной буржуазии, выдвигавшее требования свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. В современных условиях некоторые принципы фритредерства осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЕЭС, ЕАСТ и др.). Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки. Фритредерство стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке в целом; позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; дает возможность использовать международную специализацию; расширяет границы рынка.

* Протекционизм – теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. В современных условиях протекционизм существует в различных формах (односторонний – направлен на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонний, предполагающий согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонний, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран). Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.

Таможенная пошлина – обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.

Импортная пошлина – плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные потребители проигрывают. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений (импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.).

– Импортно-экспортные квоты (ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны, осуществляется путем выдачи лицензий): импортные и экспортные квоты. Квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии.

– Добровольные экспортные ограничения со стороны экспортирующих стран (страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну). Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

– К нетарифным ограничениям относятся санитарно-технические стандарты (обязательное соблюдение национальных стандартов; наличие сертификатов качества импортной продукции; специфичность маркировки и упаковки товаров; требования к экологическим характеристикам товаров потребительского и производственного назначения); валютные ограничения импорта товаров.

Большое значение приобретают международные экономические организации, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам: ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле, 1947 г.); Всемирная торговая организация (ВТО, 1966 г.) и др.

В последние годы все больше развиваются зоны свободной торговли – районы, не охваченные государственным таможенным режимом. В мировой практике получили распространение зоны свободной торговли общего и специального назначения (специализированные). В зонах общего назначения осуществляется складирование, доработка, сортировка, маркировка, упаковка товаров. Специализированные зоны (или торгово-производственные) создаются обычно для фирм, производящих и реализующих экспортную или импортозамещающую продукцию.

Промышленно-производственные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, производящих экспортную или импортозамещающую продукцию.

Технико-внедренческие зоны концентрируют исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы вокруг крупных научных центров и пользуются специально разработанной для них системой преференций. Примером могут служить технополисы и технопарки. Технопарки впервые были образованы в США в 1951 г. (Стэнфордский исследовательский парк). В настоящее время в мире насчитывается более 500 технопарков. Технополисы представляют собой более крупные территориально-научные комплексы, включающие малые города, где создаются высокие социальные и жизненные стандарты в качестве исходных условий для генерирования, разработки и реализации инноваций. Сервисные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К ним относятся также оффшорные зоны и налоговые гавани. Компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, должна быть нерезидентом. В налоговых гаванях и иностранные, и национальные фирмы получают налоговые льготы либо на все, либо на специальные виды деятельности. Посредством организации оффшорных зон привлекается иностранный капитал, создаются дополнительные рабочие места, извлекается доход от пребывания зарегистрированной фирмы в зоне.

Многосторонняя торговая система регулируется соглашениями ВТО, основанными на принципах: защиты национального рынка с помощью тарифов; снижения и связывания тарифов; режима наибольшего благоприятствования; национального режима.

Международные финансовые рынки – среда взаимодействия экономических агентов, резидентов и нерезидентов, привлекающих и представляющих финансирование в различных сферах. К ним относятся: кредитный рынок (облигации и векселя; банковские займы; ноты и коммерческие бумаги); фондовый рынок (рынок акций и производных титулов собственности).

Международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ); Мировой банк; группа Всемирного банка (в нее входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Европейский банк реконструкции и развития; Азиатский банк развития; Арабский валютный фонд; Евразийский банк развития; Парижский клуб (неформальное объединение правительств развитых стран-кредиторов); Лондонский клуб (неформальное объединение коммерческих банков-кредиторов).

Универсальные международные экономические организации: Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС); Всемирная торговая организация (ВТО); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и др.

Специализированные международные экономические организации: Всемирная организация интеллектуальной собственности; Международная ассоциация воздушного транспорта; Всемирная туристическая организация; Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК); Международный институт статистики и др.


2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности. Рациональный человек совершает определенное действие, пока выгоды превышают издержки.

Типы рационального поведения:

1. Рациональное поведение, диктуемое личным интересом;

2. Рациональное поведение, при котором преследуются цели, стоящие непосредственно в момент выбора.

В целом рациональность предполагает получение максимальной выгоды при минимальных затратах.

1. Полная (неограниченная, сильная) рациональность предполагает, что человек использует всю имеющуюся информацию наилучшим образом и максимизирует свою выгоду.

2. Ограниченная (полусильная) рациональность отражает трудности в сборе и анализе информации и ограниченности познавательных способностей человека, что приводит к использованию не всей полноты имеющейся информации. Ограничения могут быть вызваны физическими, биологическими и социальными факторами.

3. Органическая (процессуальная, слабая) рациональность предполагает, что рациональность выбора может быть ограничена формальными и неформальными правилами.

Некоторые экономисты выделяют также преднамеренную рациональность.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом. Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

Виды потребления:

1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства);

2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Т. Веблен ввел теорию приверженности к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала, т. е. потреблению товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя:

1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учета покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

1) заработная плата; 2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); 3) доход от предпринимательской и иной деятельности; 4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Реальный доход зависит от объема конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.

Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

В домашнем хозяйстве полученный доход распадается на две части: а) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; б) вторая часть образует сбережения.

Способы размещения сбережений: сберегательный счет в сбербанке; приобретение ценных бумаг; приобретение недвижимости; страхование жизни, здоровья, имущества.

Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Показатели: 1) потребление на душу населения, 2) реальные доходы населения, 3) обеспеченность жильем, 4) показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Уровень жизни характеризует особый показатель – индекс развития человека (индекс человеческого развития), вычисляемый на основе трех величин: 1) ВВП на душу населения, 2) средняя продолжительность жизни и 3) уровень образования.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки экономического потенциала различных стран. При подсчете ИРЧП учитываются показатели: средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении; уровень грамотности взрослого населения страны; совокупная доля учащихся.

Качество жизни складывается из уровня жизни, условий и безопасности труда, культурного уровня, физического развития и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: