Функции государства в смешанной экономике




Государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение следующих экономических функций, которые способствуют укреплению рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества: формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; поддержание конкуренции на рынках; перераспределение доходов; перераспределение ресурсов; стабилизация экономики страны.

На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.

В условиях рынка государство осуществляет минимальное вмешательство в деятельность предприятий и рынка, и лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т. д.)

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу;

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет задачи:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять меры: убеждение; рекламные кампании; субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); разработка стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Государство использует программы: а) материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.); б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.); в) помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Виды государственного регулирования:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Методы государственного регулирования экономической жизни:

1. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.

2. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.

3. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.


2.13. Налоги

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо. Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения, который представил основные принципы налогообложения:

1) справедливость (предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам);

2) экономия (подразумевает сокращение издержек взимания налогов);

3) определенность (сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику);

4) удобство (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика).

Налоги – обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система: федеральные, региональные и местные налоги.

Классификация налогов

1. федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина;

региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации): налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;

местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): земельный налог; налог на имущество физических лиц.

2. По объекту налогообложения: на доходы; на имущество; на потребление; на капитал.

3. По субъекту-налогоплательщику: с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.); с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

4. По способу изъятия: прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг.

5. По способу уплаты, по способу взимания и по экономическому признаку: а) к прямым налогам относятся: налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества); налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций; б) к косвенным налогам – налоги, взимаемые по тарифам; налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом); налог на добавленную стоимость, акцизы.

Функции налогов

1) Фискальная: формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства; основная задача выполнения данной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

2) Регулирующая: позволяет регулировать доходы разных групп населения; налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

3) Социальная: налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения; к числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов относятся страховые платежи; предусматриваются перечни доходов, не подлежащих налогообложению, стандартных налоговых вычетов, профессиональных налоговых вычетов, а также доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

4) Контрольная: создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики; оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

5) Функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

6) Антиинфляционная функция – ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов: Федеральная налоговая служба (федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов) и ее подразделения.

 

Основные задачи Федеральной налоговой службы: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов; валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.


2.14. Государственный бюджет

Бюджет – конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени (как правило, с 1 января до 31 декабря), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). Сам бюджет государства является законом. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

 

Функции государственного бюджета: регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации; легально контролирует действия правительства; несет информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности; определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются государственные резервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

 

Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации; денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет; доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов; в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговые доходы составляют: доходы от использования государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления; штрафы, компенсации; доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Государственные доходы – часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей: налогов (прямые и косвенные налоги), неналоговых доходов, доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственное управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение, образование. Капитальные расходы (бюджет развития) – расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы бюджетов – расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Расходы бюджетов осуществляются в формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению; бюджетных кредитов; субвенций и субсидий; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести: государственную поддержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь); обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; науку и социально-культурные мероприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: