Современная рыночная экономика (современный капитализм).




Основные черты:

А) многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой – меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности).

Б) широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования.

В) более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется поддержка сельского хозяйства и других отраслей, огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.).

 

4. Смешанная экономическая система

В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов. Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями.


2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Свободный (конкурентный) рынок – это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает свое равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил. Признаки свободного рынка: неограниченное число участников конкуренции; свободный доступ и выход с рынка; абсолютная мобильность всех ресурсов; наличие полной информации (через цены); ни один участник конкуренции не может влиять на решение других.

Факторы, формирующие рынок: потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Институты рынка – нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты: частная собственность; свобода предпринимательства и выбора; личный интерес как главный мотив поведения; конкуренция; ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения; ограниченная роль государства.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Функции рынка

– является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и государствами; общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям;

– осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит, и труда, вложенного в них; регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены;

– является независимым распределителем экономических благ на эквивалентной и возмездной основе;

– представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя;

– выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене;

– распределеяет ресурсы, направляя их в те производства, результаты которых пользуются спросом;

– обеспечивает сбалансированность экономики;

– является своеобразным двигателем научно-технического прогресса;

– объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

Классификация рынков

1. По экономическому назначению объектов рыночных сделок.

а) Рынок потребительских товаров и услуг: рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров; рынок услуг.

б) Рынок факторов производства: рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок сырья.

в) Финансовый рынок: фондовый рынок (ценных бумаг); денежный рынок (депозитов, валюты); рынок капитала (страхового, ипотечного, межбанковского); кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании); рынок иностранных валют. Товаром на фондовом рынке выступают эмиссионные ценные бумаги. Виды эмиссии: 1) частная (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями); 2) государственная (выпуск облигаций государственных займов).

г) Рынок недвижимости: рынок земли; рынок недвижимости.

д) Информационный рынок: рынок духовно-интеллектуального продукта.

2. По пространственному признаку различают: локальный, или местный, рынок; региональный рынок; межрегиональный рынок; национальный рынок; международный рынок; мировой рынок.

3. По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов.

4. По соответствию законодательству: легальный рынок; нелегальный рынок («черный рынок»).

5. По степени ограниченности (развития) конкуренции: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Конкуренция – 1) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров; противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли.

 

1. Совершенная конкуренция – борьба между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара.

Несовершенная конкуренция – господство на рынке нескольких (2–4) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы могут существенно влиять на рыночную цену товара.

 

2. Рынок совершенной (чистой) конкуренции: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности предлагают одинаковые товары и не имеют возможности влиять на цену, по которой они продают свои товары, не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

 

Монополистическая конкуренция: на рынке имеется много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности фирмы предлагают различающиеся между собой товары, и каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары; существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

Олигополия: производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, конкурирующих между собой; каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары. Олигополия возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств.

Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии. Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок; взаимосвязанная система организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов. Инфраструктура рынка: биржи; институты, связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды).

Биржа – государственная или акционерная организация, предоставляющая помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами. Маклер – лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет. Брокер – официальный посредник, обладающий местом на бирже и заключающий сделки от своего имени и за счет клиента. Дилер – лицо, обладающее местом на бирже, заключающее сделки от своего имени и за свой счет, а также производящее котировку, т. е. установление цены продавца и цены покупателя на товары и ценные бумаги. Товарная биржа – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Большая часть сделок, совершаемых на современных товарных биржах, составляют фьючерсные сделки (срочные контракты). Фьючерсный контракт – это соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня. Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Валютная биржа осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.

Рыночный механизм – 1) механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка; 2) механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции; 3) механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка (изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли).

Элементы рыночного механизма: 1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т. д.); 2) объекты (различные виды рынка товаров); 3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции; 4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей; 5) механизм ценообразования.

Взаимодействие спроса и предложения определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Цены являются важнейшим инструментом рынка, так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара.

Признаки свободного («чистого») рынка: 1) нерегулируемое предложение (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); 2) нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); 3) нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение.

Спрос – а) желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени; б) платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спроса – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Виды спроса: индивидуальный спрос, рыночный спрос, спрос на факторы производства (спрос производства), потребительский спрос.

Факторы, влияющие на спрос: реклама, мода и вкусы, ожидания потребителей, изменения предпочтений окружающей среды, доступность товаров, величина доходов, полезность вещи, установленные цены на взаимозаменяемые товары, количество населения.

Предложение – это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем (величина) предложения – количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Неценовые факторы предложения: 1) цены на ресурсы; 2) налоги и дотации; 3) цены на другие товары; 4) технология производства; 5) число продавцов на рынке; 6) ожидания изменения цен.

На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. В его основе лежат три причины: 1) эффект нового покупателя, 2) эффект замещения и 3) эффект дохода.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.

Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. К товарам с эластичным спросом по цене относятся предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор). Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество); товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щетка); труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки).

Эластичность спроса зависит от: 1) наличия товаров-заменителей; 2) объема предложенного товара; 3) необходимости покупки; 4) времени покупки. Эластичность предложения по цене – степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены.


2.5. Постоянные и переменные затраты

Издержки производства – расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Экономические издержки – те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Экономические издержки делятся на:

1) Внутренние (или неявные) – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т. е. неоплаченные издержки. Неявные издержки: денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов для собственника капитала, прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие).

Внешние (явные, бухгалтерские) – альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входят: заработная плата рабочим, денежные затраты на покупку и аренду станков, оборудования, зданий, сооружений, оплата транспортных расходов, коммунальные платежи, оплата поставщиков материальных ресурсов, оплата услуг банков, страховых компаний.

2) Частные (если они исследуются с точки зрения отдельной фирмы или отдельного производителя) и общественные (если издержки анализируются с точки зрения общества в целом и возникают внешние эффекты) издержки. Общественные и частные издержки совпадают лишь при отсутствии внешних эффектов, либо при условии равенства нулю их суммарного эффекта.

3) Постоянные – часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация). Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные – часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья; оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг; расходы на тару и упаковку и т. п.). Классификация переменных затрат: а) по характеру зависимости от объема выпуска (пропорциональные, дегрессивные, прогрессивные); б) по статистическому принципу (общие, средние); в) по способу отнесения на себестоимость продукции (прямые, косвенные); г) по отношению к производственному процессу (производственные, непроизводственные).

Общие (валовые) – те затраты, которые несет предприятие в течение одной стадии производства.

4) Невозвратные – в широком смысле, те расходы, которые фирма не сможет вернуть, даже если она прекратит свою деятельность (например, расходы на регистрацию фирмы и получение лицензии, подготовку рекламной надписи или названия фирмы на стене здания, изготовление печатей и т. д.); в узком смысле, это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования (например, расходы на специализированное оборудование, изготовленное по заказу фирмы). Совокупные издержки представляют собой общие расходы фирмы на оплату всех факторов производства. Совокупные издержки зависят от объема выпускаемой продукции и определяются: количеством; рыночной ценой используемых ресурсов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: