КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению отчета по проектно-технологической практики
по архитектурному материаловедению
для студентов 3 курса д/о
Составители:
Проф. Байер В.Е.,
проф. Князева В.П.,
доц. Кавер Н.С.,
доц. Королева Т.В.
Москва, 2016 г.
Цель проектно-технологической практики – ознакомиться с практическими аспектами применения конструкционно-отделочных и отделочных строительных материалов.
Задачи проектно-технологической практики:
- ознакомиться с формообразующими, эстетическими и экологическими аспектами применения материалов на фасадах и в интерьерах современных зданий;
- ознакомиться с номенклатурой современных конструкционно-отделочных и отделочных строительных материалов, представленных на постоянно и периодически действующих специализированных выставках;
- ознакомиться с опытом производства и применения материалов отечественных и зарубежных предприятий и фирм.
Достаточно представителен перечень рекомендуемых современных
Среди рекомендуемых постоянно действующих выставок Росстройэкспо, Мосархинформ, Экспострой на Нахимовском, Салон природного камня, Салон английской плитки, Дом краски на Минской, ф. «Армидо» (кровельные системы), ООО «Итаком».
Опыт производства и применения материалов изучаются студентами на практических семинарах, которые проводят представители ведущих отечественных и зарубежных предприятий и фирм, в т.ч. «Кнауф», «Форбо», «Армстронг», «Шуко», «Велюкс», «Капарол».
Для формирования отчета по практике выполняются три практические работы и краткий конспект содержания семинаров.
|
Форму отчета смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задачи выполнения первых двух практических заданий по архитектурному материаловедению изучить основы методики рационального выбора материалов для наружной и внутренней отделки проектируемого здания.
При выполнении первого и второго задания наружная отделка проектируемого здания (курсовой проект под руководством преподавателей одной из архитектурных кафедр) связывается с рядом основных факторов. Среди последних природные (географические и климатические), конструкционные (характер конструктивной схемы здания, основной конструкционный материал, необходимые прочность и долговечность), функциональные, контекстуальные, экономические. Принципиальное значение имеют экологические аспекты выбора материалов.
Критерии выбора материалов для отделки интерьеров связаны с их функциональным назначением (жилая комната, кухня и т.д.), но в целом более динамичны. Они учитывают индивидуальные требования заказчика, сложившиеся представления и влиянии на восприятие человеком физической сущности материала, его эстетических характеристик (цвета, фактуры, рисунка, формы).
Результаты выполнения первого и второго задания представляются в форме таблиц (табл. 1, 2).
Третье задание посвящено выбору отделочных материалов для фасада и интерьеров с экологической оценкой на основе требований международного стандарта (серии 14000).
Цель третьего задания обеспечить экологически рациональный выбор материалов для наружной и внутренней отделки проектируемого здания с учетом требований по их безопасности для окружающей среды и человека
|
Задачи задания:
- изучить и освоить методику экологической оценки строительных материалов по их жизненному циклу (ИСО 14041 –14044, серия «оценка жизненного цикла») и методику «Экологических предпочтений» для классификации СМ согласно требований по защите окружающей среды, критериям безопасности и их рационального выбора по показателям качества,
- обеспечить вариантность выбора материалов для заданного функционального назначения по классу экологического качества из числа имеющейся на строительном рынке продукции.
Экологическую оценку при выборе материалов необходимо осуществить согласно международным стандартам серии ИСО 14000, по жизненному циклу СМ и в рамках концепции «Устойчивого развития». Все виды воздействия на окружающую среду следует классифицировать по следующим признакам:
1. Выделение в окружающую среду: эмиссия загрязняющих веществ, радиоактивных веществ и излучений, шума и вибраций, тепла, электромагнитных излучений, визуальных доминант и т.д.
2. Изъятие из окружающей среды: пространственно-территориальных земельных ресурсов, ресурсов флоры и фауны, полезных ископаемых, агрокультурных ресурсов (природных земель, как вовлеченных в агропроизводство, так и резервных), культурных, исторических и природных памятников, визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т.д.
Воздействие материала на человека следует оценить по показателям их гигиенической, радиационной и пожарной безопасности.
По методике выполнения третьего задания необходимо при выборе материалов для проекта провести их экологическую оценку по ЖЦ и определить целесообразность и экологическую эффективность выбранных материалов, а также рекомендуется провести бальную оценку уровня нагрузок на окружающую среду для каждого выбираемого материала для наружной и внутренней отделки проектируемого здания.
|
Изобразить схему «жизненного цикла материала» (ЖЦМ) и дать экологическую оценку каждому строительному материалу в списке по этапам его ЖЦ: 1- добыча сырья, 2- производство (получение) материала, 3- строительство (применение материала), 4- эксплуатация («жизнь» строительного материала в объекте), 5- конец «жизни» (отход - уничтожение).
Для композиционных и системных материалов оценку следует выполнять по основному виду СМ с обязательным учетом компонентов (добавок, модификаторов и т.п.) представляющих наибольшую экологическую опасность. При экологической оценке последнего этапа, с точки зрения экологии, предпочтение при выборе отдается материалам, которые возможно повторно использовать после окончания их срока службы в данном проекте и которые подлежат «возрождению» и возвращению снова в жизненный цикл. При анализе учесть следующие негативные эффекты, касающиеся экологических свойств СМ, которые обуславливают проблемные и чрезвычайные ситуации в технобиосфере: повреждение экосистемы, дефицит (истощение ресурсов), выбросы (эмиссия веществ опасных для формирования «парникового эффекта», «озоновых дыр», кислотных дождей, - факторов создающих региональные и местные проблемы); энергия, здоровье, отходы.
Уровень негативного влияния для каждого отдельного вида нагрузки оценивается в баллах:
3 балла - наибольшее негативное влияние,
2 балла - среднее по уровню негативное влияние
1 балл – незначительное негативное влияние.
Используя метод «экологического предпочтения» необходимо классифицировать имеющийся ассортимента СМ для заданного назначения по нагрузкам на ОС и человека, определить класс экологического качества каждого из них и выделите материалы, которые следует избегать.
Ознакомиться с технической документацией на СМ по каталогам строительной продукции российских и зарубежных фирм. Выбрать материалы (не менее 4 вариантов продукции) из представленных на строительном рынке по номенклатурному признаку - для одинакового функционального назначения (см. задание полученное у преподавателя).
Для овладения методикой экологического выбора материалов - методикой «экологического предпочтения», использовать результаты и опыт экологической оценки в баллах нагрузок на окружающую среду каждого выбранного Вами материала для наружной и внутренней отделки проектируемого здания, полученные при выполнении задания 1.
Отобранные строительные материалы методом логических рассуждений о возможных их негативных влияний на окружающую среду и человека и системного анализа по ЖЦМ располагают в ряд убывающего экологического предпочтения к применению - 1-ое, 2-ое, 3-ье предпочтение и 4-ое место в этом ряду займет материал, который по экологическим критериям оценки следует не применять, что фиксируется значком «избегать» применения.
«Предпочтение -1» отдается материалу, который в меньшей степени негативно воздействует на окружающую среду и человека на протяжении всего ЖЦ. Другие занимают, последовательно, 2, 3 и «n» (последнее место занимает самый экологически опасный материал). Последний по предпочтению попадает в колонку «избегать», если суммарная нагрузка на окружающую среду и человека от данного строительного материала «высокая».
Результаты анализа оформляются в информационной таблицу «Карту экологического выбора строительных материалов» (вариант схемы информационной карточки представлен в таблице 4). Для выполнения требования вариантности выбора (например, для отделки фасада, кровли, пола, стен, потолка) номер варианта получить у преподавателя.
Текстовая часть «карты» должна быть представлена четырьмя полями и обязательно содержать следующие разделы:
· «Экологическое предпочтение» - в этом поле должно быть обоснования «предпочтение -1» и описание последовательности выбора материала (объяснить последовательность 1, 2 и 3 - го предпочтений),
· «Избегать» - описать негативные экологические эффекты, способ их уменьшения, объясняя, почему не рекомендуется использовать данный материал,
· «Основной комплект» - отметить степень обеспеченности рынка предпочтительными материалами,
· «Примечание» - можно указать марки товарной продукции этих видов материала (отечественные и зарубежные) или др. информацию.
При оценке и отборе материалов учесть, что при транспортировке материалов негативные нагрузки по всем перечисленным в таблице 3 видам возрастают и зависят от географии перевозок и вида транспорта.