Общие особенности обучения одаренных детей.




Вопросы к зачету по курсу

1. Признаки одаренности.

2. Критерии выделения видов одаренности.

3. Виды одаренности.

4. Кого называют вундеркиндами?

5. Принципы и методы выявления одаренных детей.

6. Особенности личности одаренных детей.

7. Особенности взаимодействие одаренных детей со сверстниками.

8. Роль семьи в процессе становления личности одаренного ребёнка.

9. Охарактеризуйте особенности развития познавательной сферы одаренных детей (см. учебное пособие «Одаренные дети в детском саду и школе», Савенков А.И.).

10. Как соотносятся творческие способности и интеллект (см. Ушаков Д.В. «Психология одаренности»).

11. Общие особенности обучения одаренных детей.

12. Особые образовательные потребности одаренных детей.

13. Личностные особенности учителя для работы с одаренными детьми.

14. Направления работы с одаренными детьми в школе.

15. Роль педагога - психолога в процессе сопровождения одаренных детей в школе.

 

Как соотносятся творческие способности и интеллект (см. Ушаков Д.В. «Психология одаренности»).

Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

В исследованиях Е.Торранса и Дж.Гилфорда получилась зависимость между уровнем IQ и уровнем креативности: Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам

креативности, хотя при высоком интеллекте могут встречаться низкие показатели креативности. Высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений.

В исследованиях М.Воллах и Н.Коган. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей.

Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержаны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию "изгоев". Они с трудом приспосабливаются к школьным

требованиям, часто имеют увлечения "на стороне" (занятия в кружках, хобби и т.д.), где они в свободной обстановке могут проявить свою творческость. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, "комплекса неполноценности". Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

 

Общие особенности обучения одаренных детей.

Обычно различают два основных способа, применяемых при обучении одаренных детей: обогащение и ускорение.

В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате в 13. 15 лет подросток может уже оказаться в выпуск-

ных классах или посещать университет.

Другой метод поддержки обучения одаренных детей обогащение. чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

Довольно неоднозначное отношение встречают специальные школы для одаренных детей и так называемые «однородные классы» (классы, в которых собраны только дети с высоким уровнем умственного развития). Часто считается, что они воспитывают дух элитаризма и неравноправия детей, выделяя из них какую-то часть.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: