Вопросы к зачету по курсу
1. Признаки одаренности.
2. Критерии выделения видов одаренности.
3. Виды одаренности.
4. Кого называют вундеркиндами?
5. Принципы и методы выявления одаренных детей.
6. Особенности личности одаренных детей.
7. Особенности взаимодействие одаренных детей со сверстниками.
8. Роль семьи в процессе становления личности одаренного ребёнка.
9. Охарактеризуйте особенности развития познавательной сферы одаренных детей (см. учебное пособие «Одаренные дети в детском саду и школе», Савенков А.И.).
10. Как соотносятся творческие способности и интеллект (см. Ушаков Д.В. «Психология одаренности»).
11. Общие особенности обучения одаренных детей.
12. Особые образовательные потребности одаренных детей.
13. Личностные особенности учителя для работы с одаренными детьми.
14. Направления работы с одаренными детьми в школе.
15. Роль педагога - психолога в процессе сопровождения одаренных детей в школе.
Как соотносятся творческие способности и интеллект (см. Ушаков Д.В. «Психология одаренности»).
Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.
Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
В исследованиях Е.Торранса и Дж.Гилфорда получилась зависимость между уровнем IQ и уровнем креативности: Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам
креативности, хотя при высоком интеллекте могут встречаться низкие показатели креативности. Высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений.
В исследованиях М.Воллах и Н.Коган. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей.
Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержаны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.
Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию "изгоев". Они с трудом приспосабливаются к школьным
требованиям, часто имеют увлечения "на стороне" (занятия в кружках, хобби и т.д.), где они в свободной обстановке могут проявить свою творческость. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, "комплекса неполноценности". Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.
Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.
Общие особенности обучения одаренных детей.
Обычно различают два основных способа, применяемых при обучении одаренных детей: обогащение и ускорение.
В условиях обычной школы ускорение принимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате в 13. 15 лет подросток может уже оказаться в выпуск-
ных классах или посещать университет.
Другой метод поддержки обучения одаренных детей обогащение. чаще всего в нашей стране принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, физике, моделированию и т.д.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.
Довольно неоднозначное отношение встречают специальные школы для одаренных детей и так называемые «однородные классы» (классы, в которых собраны только дети с высоким уровнем умственного развития). Часто считается, что они воспитывают дух элитаризма и неравноправия детей, выделяя из них какую-то часть.