Прочитайте текст и выполните задания 21—24.




ФИПИ 2017. Вариант 14.

Часть 1.

Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте ра­боты, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров со­ответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дифференциация Стремление народов к сохранению национальной самостоятельности  
………. Сотрудничество, объединение разных этногосударственых общностей, сближение всех сторон жизни народов  

Основные тенденции развития межэтнических отношений

 

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которым оно указано.

1) акция; 2) ценная бумага, 3) облигация, 4) вексель, 5) депозитный и сберегательный сертификат.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «формы государственно-территориального устройства».

1) монархия, 2) федерация, 3) конфедерация; 4) автономия; 5) унитарное государство; 6) республика.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу примеры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифр ы, под кото- рыми они указаны.

1) Общество — это совокупность всех форм объединения и способов взаимодей­ствия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

2) Основной фактор производства индустриального общества — земля.

3) В узком смысле под обществом понимают определённый этап исторического раз­вития.

4) В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, гос­подствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внеш­ней средой.

5. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного позна­ния: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) объяснение существующих взаимосвязей Б) наблюдение явлений окружающего мира

В) выдвижение и обоснование гипотез Г) создание логической модели изучаемого объекта

Д) описание изучаемых явлений

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

6. Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искус­ству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитар­ной культуры и запишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) коммерческий характер 2) содержательная сложность 3) внимание критиков и знатоков

4) использование спецэффектов 5) привлечение кинозвёзд 6) колоссальный интерес зрителей

7. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план.

2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение внутренней и внешней политики.

3) К доходам государственного бюджета относят таможенные пошлины и сборы.

4) Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.

5) Бюджет называют дефицитным, если доходы государства равны его планируе­мым расходам.

8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в кратко­срочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) арендная плата за помещение Б) страховые выплаты В) плата за электричество

Г) транспортные расходы Д) сдельная оплата труда наемных рабочих

ВИДЫИЗДЕРЖЕК

1) постоянные 2) переменные

А Б В Г Д
         

9. В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие факты подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции.

2) Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

3) Фирмы конкурируют за спрос потребителей.

4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

5) Валюта страны Z высоко котируется по отношению к валютам других государств.

6) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими

10. На графике отражена ситуация на рынке компьютерной техники. Фирма-производитель предложила потребителям новую модель ноутбуков небольшого размера и веса: кри­вая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике Р — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое из­менение? Запишите цифр ы, под которыми они указаны.

 

1) Многие потребители предпочитают обновлять исполь­зуемую технику по мере выхода её новых моделей.

2) Потребители не разобрались в возможностях новой модели ноутбуков.

3) Среди фирм-производителей отсутствует реальная конкуренция.

4) Фирма-производитель завысила цену ноутбуков до неприемлемого для многих потребителей уровня.

5) Потребители отреагировали на интенсивную рекламу нового товара.

11. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) Причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов разных социальных групп.

2) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение кон­фронтации.

3) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

4) Основой социального конфликта обычно являются неприязненные личные отно­шения конкретных индивидов.

5) Социальный конфликт может охватывать разные стороны общественных отно­шений.

12. В 2015 г. в стране Z был проведён опрос молодёжи. Участников спрашивали, в ка­ком митинге, демонстрации и т.п. они готовы принять участие. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) Больше опрошенных готовы к протесту против социальной несправедливости, чем к защите права

на бесплатное образование.

2) Одинаковые доли опрошенных готовы к политическому протесту и митие в честь какого-либо праздника.

3) Наименьшая доля опрошенных готова принять участие в экологической акции.

4) Почти половина опрошенных не готова принимать участие ни в каком митинге или демонстрации.

5) В митинге в защиту права на бесплатное образование готовы принять участие меньше опрошенных, чем в честь праздника.

13. Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифр ы, под которыми

они указаны.

1) Политической системой общества называют устойчивую форму общественных отношений, в

рамках которой принимаются и реализуются властные решения.

2) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические систмы.

3) Политические ценности, идеологии относятся к коммуникативной подсистеме политической

системы общества.

4) Политическая система осуществляет мобилизацию больших социальных групп для достижения общественно значимых целей.

5) В рамках политической системы общества осуществляется привлечение граждан к участию в

политике.

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберр соответствующую позицию из

второго столбца.

ВОПРОСЫ

А) федеральный бюджет Б) защита семьи, материнства, отцовства и дет­ства

В) судоустройство, прокуратура Г) охрана окружающей среды и обеспечение эко­логической безопасности

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами

СУБЪЕКТЫВЛАСТИ РФ

1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты РФ

 

А Б В Г Д
         

15. Страна Z — унитарное государство. Какие признаки позволят сделать вывод, что в стране Z установился демократический политический режим? Запишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) Всенародно избираемый президент является главой государства.

2) Административно-территориальные единицы не наделены политической самосто­ятельностью.

3) Президент формирует правительство.

4) В стране Z разрешено всё, что не запрещено законом.

5) В стране легально действует политическая оппозиция.

6) Права и свободы граждан реализуются в повседневной жизни.

16. Согласно Конституции РФ, наша страна является светским государством. Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие светское государство, и за­пишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) отсутствие обязательной государственной религии

2) деятельность институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) обеспечение государственной поддержки материнства и детства

4) отделение религиозных организаций от государства

5) гарантия свободы совести и вероисповедания

17. Выберите верные суждения об административной юрисдикции в РФ и за­пишите цифр ы, под которыми они указаны.

1) Административная юрисдикция – это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц по расследованию преступлений.

2) Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

3) К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и юридические лица.

4) По некоторым сложным делам до разбирательства проводится административное расследование

5) Административную юрисдикцию могут осуществлять только органы внутренних дел (полиция)

18. Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со­ответствующую позицию из второго столбца.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

А) отсутствие согласия одного из супругов

Б) признание судом одного из супругов недееспособным

В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трех лет

Г) наличие общих несовершеннолетних детей

Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей

СПОСОБЫРАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

1) в органах ЗАГСа 2) в судебном порядке

 

А Б В Г Д
         

19. 15-летняя Марина хочет устроиться на работу курьером. При каких условиях работодатель может заключить с ней трудовой договор? Запишите цифр ы, под которыми указаны соответствующие условия.

1) согласие органа опеки и попечительства 2) согласие обоих родителей (попечителей)

3) наличие решения суда об эмансипации 4) выполнение лёгкого труда

5) труд не должен причинять вреда здоровью 6) прохождение медицинского осмотра

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение ……….(А) в его сознании, а ………….(Б) — получение нового знания об окружающем мире. Учёные выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, …………(В). Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под ………(Г) обычно подразумевают познающего человека, наделённого волей и сознанием, в широком — всё общество. ……….(Д), соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место ………….(Е)».

1) результат 2) рациональное 3) объект познания 4) субъект познания 5) объективная реальность

6) самореализация 7) социальное 8) мотивация 9) самопознание

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами ответа.

 

А Б В Г Д Е
           

 

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него.

Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

В числе необходимых условий подлинной свободы помимо пресловутой «эконо­мической свободы» часто и с большим основанием называют также экономическую защищённость.

В определённом смысле это верно. Независимый ум или сильный характер редко встречаются у людей, не уверенных, что они смогут сами себя про­кормить...

Подходя к этой проблеме, надо с самого начала различать два рода защищён­ности: ограниченную, которая достижима для всех и потому является не привиле­гией, а законным требованием каждого члена общества, и абсолютную защищён­ность, которая в свободном обществе не может быть предоставлена всем и не должна выступать в качестве привилегии, — за исключением некоторых специальных случаев, таких, например, как необходимые гарантии независимости судей, имеющие в их деятельности первостепенное значение. Таким образом, речь и во-первых, о защищённости от тяжёлых физических лишений, о гарантированном минимуме для всех и, во-вторых, о защищённости, определяемой неким стандартом, уровнем жизни, о гарантированном относительном благополучии какого-либо лица или категории лиц. Иными словами, есть всеобщий минимальный уровень дохода и есть уровень дохода, который считается «заслуженным» или «положенным» для определённого человека или группы. <...> Защищённость первого рода может быть обеспечена всем, будучи естественным дополнением рыночной системе в то время как защищённость второго рода, дающая гарантии лишь некоторым может существовать только в условиях контроля над рынком или его полной ликвидации.

В обществе, которое достигло такого уровня благосостояния, как наше, ничто не мешает гарантировать всем защищённость первого рода, не ставя под угрозу свободу. Конечно, есть множество сложных вопросов, связанных с определением необходимого минимального уровня обеспеченности. Очень важен вопрос, должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же свободами, что и прочие члены общества. Невнимание к этим проблемам может повлечь за собой серьёзные политические затруднения. Но нет никакого сомнения, определённый минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для сохранения здоровья и работоспособности, может быть обеспечен каждому...

Планирование, опасное для свободы, — это планирование во имя защищённсти второго рода. Его цель — застраховать отдельных индивидов или группы от того, что является нормой и случается сплошь и рядом в обществе, основанном на принципе конкуренции, — от уменьшения уровня их доходов. Такое уменьшение ничем морально не оправдано, чревато лишениями, но оно является неотъемлемой частью конкуренции...

(Ф. А. фон Хайек)

21. Какие два условия подлинной свободы привёл автор?

22. Какие два рода защищённости рассмотрены в тексте? Какой из этих видов представляет угрозу для рыночной экономики? Как автор объясняет сущность этой угрозы?

23. Объясните, почему планирование во имя защищённости второго рода опасно демократии? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объясния

24. Автор ставит очень важный вопрос: должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же свободами, что и прочие члены общества? Приведите три аргумента, подтверждающие, что в демократическом обществе на поставленный вопрос может быть дан только положительный ответ.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоохранительные органы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно пред­ложение, содержащее информацию о системе правоохранительных органов РФ, и одно предложение, раскрывающее задачу любого из правоохранительных органов РФ.

26. Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры. (Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

27. На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните. Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие граж­дан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализирова­ны в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в фор­ме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изуче­нии курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты обществен­ной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргумента­ции приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия «Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни — это значит принижать значение на­уки». (А. Франс)
 
Экономика «Богатство деньгами есть не что иное, как... богатство про­дуктами, превращёнными в деньги». (К. Маркс)

Социология, социальная психология. «Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованным местом данной группы в системе общественных отношений». (Г.М. Андреева)

Политология. «Политик не представляет большинство, а создает большинство» (С Холл)

Правоведение. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: