Научный руководитель: к.и.н, доцент, Перевозчиков Ю.А,




Выполнил: студент группы ОАБ 46.03.01 – 31

Бадртдинов Евгений

Научный руководитель: к.и.н, доцент, Перевозчиков Ю.А,

Закамские удмурты – особая этнотерриториальная группа, расположенная в северо-западных районах Республики Башкортостан и в Куединском районе Пермского края.

Доклад посвящен изучению традиционных календарно-обрядовых празднеств, сохранившихся у представителей данной периферийно-южной группы удмуртов – жителей д. Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан.

Актуальность исследования заключается в том, что исследования календарно-обрядовых празднеств в данной локации не были изучены в полной мере. Краткие сведения можно встретить лишь в периодической печати. Однако в последнее время религиозный культ закамских удмуртов подвержен модернизации, которая характеризуется упрощением обрядов. Это вызывает потребность в изучении динамики современной культовой практики.

Цель работы заключается в описании и интерпретации ежегодного праздника «Вӧй » (Масленица).

Задача: показать особенности проведения данного праздника.

Объектом исследования является современная периферийно-локальная традиция календарно-обрядовых празднеств у удмуртов д. Алтаево Республики Башкортостан.

Предмет исследования – ежегодный праздник «Вӧй » (Масленица).

Стоит отметить, что источником для написания работы послужили полевые материалы автора, собранные в ходе этнографической экспедиции в марте 2020 г.

В данном исследовании были использованы историко-сравнительный метод, метод простого и включенного наблюдения (посещение самого праздника), а также метод интервью (беседы с информантами) и аудиовизуальные методы: видеосъемка, фотографирование, аудиозапись. Благодаря методу интервью и аудиовизуальному методу работа содержит информацию, ранее нигде не опубликованную.

Традиционные календарные обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. Они пронизывают все стороны жизни, и их исполнение обязательно как для отдельного человека, так и для общества в целом. В календарной обрядности отражаются мировоззрение и мироощущение народа.

Одними из важнейших в жизни закамских удмуртов являются календарно-обрядовые праздники, связанные с основными этапами сельскохозяйственных работ. Годовой цикл делится на весенне-летние и осенне-зимние праздники. Первые связаны с подготовкой к земледельческим работам и нацелены на всход нового урожая, а вторые на сбор и заготовку полученных земледельческих продуктов.

Наступление зимнего года у закамских удмуртов не приурочивалось к конкретному сроку. Выпадение снега, установление морозов характеризуют приход зимнего цикла.

Масленица – «Вӧй » является последним массовым праздником, завершающим зимний цикл. Она наступает через семь недель после Старого нового года. Подсчёт ведется по лунному календарю, поскольку у закамских удмуртов ряд традиционных праздников проводится по строго установленных срокам. День Масленицы выпадает на конец февраля - начало марта. Праздник начинается в «нырысети нунал » (первый день), в воскресенье, «Вӧй нуналэ » и завершается в «арнянунал » (воскресенье) – «Вӧй келян » (проводы Масленицы).

В воскресенье, «Вӧй нуналэ », в день Масленицы, все стараются встать как можно раньше. По словам информантов, спящего могли вытащить на улицу и повалять в снегу. Существовал обычай, что когда кого-нибудь валяли в снегу, говорили: «Тазьы ӟу мед далтоз » - «Пусть так же хлеб уродится ».

Обязательно перед этим днем мылись в бане. С утра в каждом доме пекут блины – табань. С первыми 4 блинами молятся. Раньше, глава семьи устраивал моления во дворе с блинами. Сегодня почти никто не совершает моление.

К вечеру взрослое население начинает гостевание – «ӟумшан ». Каждая семья накрывает стол с обильным угощением для приема гостей. Собираются родственные группы, и, переходя из одного дома в другой, гуляют и пируют. Так продолжается всю масленичную неделю.

Через неделю, в воскресенье, устраиваются проводы Масленицы - «Вӧй келян ». Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер.

Перед играми и гулянием, проводят моление с блинами. Приглашают главного жреца д. Алтаево Галиханова Анатолия Шарифьяновича. В ходе молитвы просят, у богов обеспечит плодородие земли на ближайший год. Далее приступают к сжиганию чучела, водят хоровод.

Основным праздничным блюдом снова являются блины, которыми обильно угощаются все.

В Масленицу был обычай водить по деревне медведя: на кого-нибудь надевали вывернутую наизнанку шубу, и, обвязав его веревкой или цепью, группа мужчин или молодых людей обходили с ним дома. В местах сборища людей устраивалось целое представление, называемое «гондыр эктытон » (плясание медведя). Толпа народа выстраивалась в большой круг, в центр заводили медведя и начинали дружно хлопать в ладоши. Сам медведь размахивал руками, кружился и набрасывался на окружающих людей.

Молодежь и дети катаются с гор на санках. Раньше, по словам информантов, горки заранее укатывали и обливали водой, чтоб усилить скольжение. На склонах гор укладывали в две линии шесты и сверху обливали водой для образования ледяной корки, и молодые парами встав друг против друга и взявшись за руки скатывались по ним. Катались на лыжах, салазках, специально приспособленных скамейках, прялках, санях. Все подобные сооружения и катания должны были способствовать росту льна и конопли.

Весь комплекс масленичных обрядов совершался с целью умилостивить богов, повлиять на природные силы, от которых зависит достижение хороших результатов аграрных работ. Для этого и демонстрировались различные действа, вызывающие долгожданный символ лета – солнце – источник всех благ. Присутствие на Масленице медведя как главного персонажа подразумевает функциональную направленность ритуала на достижение основной цели – вызывание солнца.

Катание в масленицу, валяние в снегу, обрядовая трапеза с патронимическим коллективом или соответствующей половозрастной группой, знаменовали конец долгого и трудного зимнего периода, наступление весны с ее заботами. Первоначально они имели магический характер и были призваны обеспечить получение нового урожая. Впрочем, сегодня, над магическим смыслом этих обрядов уже не всегда задумываются, а просто развлекаются и веселяться.

Однако, несмотря на это, благодаря проведению ежегодного праздника «Вӧй » подрастающее поколение приобщается к установленному укладу жизни, усваивает эстетические взгляды и культурные ценности этноса.

Список информантов

Бадртдинова Т.Ш., 1949 г.р. д.Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан, 2020.

Шарафутдинова И.М., 1965 г.р. д.Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан, 2020.

Ялалов Ш.Ш., 1928 г.р. д.Алтаево Бураевского района Республики Башкортостан, 2020.

Список источников

Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. – 168 с.

Традиционная религия закамских удмуртов (история и современность). 2-е изд., доп. / Р.Р. Садиков; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН. Уфа: Первая типография, 2019. 320 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: