Под бюдж устройством принято понимать организацию бюдж системы и принципы ее построения. Составной частью бюдж устройства является бюдж система:
Бюдж система – это основанная на эк отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность фед бюджета, бюджетов субъектов РФ, мест бюджетов и бюджетов гос внебюдж фондов.
Структура бюдж системы обусловлена формой гос устройства, под которой понимаются внутр строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и террит образованиями.
В унит (единых) государствах бюдж система состоит из двух уровней — гос бюджет и мест бюджеты (их доходы и расходы не входят в фед бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). В качестве примера можно упомянуть о бюдж системе Великобритании.
В федеративных государствах бюдж система является, как правило, трехуровневой — гос бюджет (фед бюджет), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель— в ФРГ, провинций — в Канаде), мест бюджеты. Все бюдж уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
В соответствии с БК РФ бюдж система России основана на принципах: 1. Единство бюдж системы РФ – единство правовой базы, ден системы, форм бюдж документации, принципов бюдж процесса в РФ, единый порядок ведения бух учета средств фед бюджета, бюджетов субъектов федерации и мест бюджетов. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюдж системы. 3. Самостоятельность бюджетов – это наличие собств источников доходов бюджетов каждого уровня бюдж системы и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. 4. Рав-во бюдж прав субъектов РФ, мун образований -определение бюдж полномочий органов гос власти субъектов РФ и ОМСУ, осущ-е расходов формирование доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюдж трансфертов. 5. Полнота отражения доходов, расходов и ист-ков финн-ния дефицитов бюджетов - в соотв бюджетах. 6. Сбалансированность бюджета – объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. 7. Эффективность и результативность использования бюдж средств. 8. Общее (совокуп) покрытие расходов – расходы бюджета не могут быть увязаны с опред доходами и источниками финансирования дефицита бюджета. 9. Прозрачность – опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. 10. Достоверность бюджета – надежность прогноза соц-эк развития соотв территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Адресность и целевой характер бюдж средств – бюдж средства выделяются конкр получателям. 12. Подведомственность расходов бюджетов - получатели бюдж средств вправе получать бюдж ассигнования и лимиты бюдж об-в только от гл распорядителя бюдж средств. 13. Единство кассы - зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кас выплат с единого счета бюджета.
|
Гос бюдж система состоит из 3 звеньев: Фед бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, област, автономных образований, а также город бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, мест бюджетов.
|
Бюдж право России – это подотрасль рос права, часть фин права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязат норм, определяющих основы бюдж устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения гос бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюдж систему. Бюдж право России также вкл в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок их распределения между разл видами бюджетов, бюдж права РФ, субъектов РФ, адм—террит единиц; регламентирующие бюдж процесс, а также регулирующие формирование и использование гос внебюдж фондов в целях фин обеспечения соц—эк развития страны и др потребностей общества.
Президент РФ имеет право издавать указы, которые регулируют бюдж правоотношения на основании и во исполнение положений БК РФ. Правительство РФ имеет право принимать нормат прав акты. Фед органы исполнит власти принимают акты, регулирующие бюдж правоотношения, в случаях, установленных БК РФ, а также указами президента и нормат актами Правительства РФ. При этом фед органы исполнит власти принимают нормат прав акты, регулирующие бюдж отношения, только по вопросам, отнесенным к ведению РФ. Органы гос власти субъектов РФ и ОМСУ принимают нормат прав акты, которые регулируют бюдж правоотношения, в пределах своей компетенции. На уровне субъектов РФ принимаются нормат акты соотв субъекта РФ, регулирующие бюдж правоотношения на его территории. ОМСУ принимаются нормат акты, регулирующие бюдж правоотношения внутри мун образования.
|
Бюдж процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти, ОМСУ и участников бюдж процесса по составлению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов и бюджетов гос внебюдж фондов. Продолжительность бюдж процесса, которая включает 4 стадии, составляет около 3 – х лет:
1 год{ | Ø составление проекта бюджета; Ø рассмотрение и утверждение проекта бюджета; |
Ø исполнение бюджета – бюджетный период (1 год);
Ø составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (≈ 11 мес.)
Составной частью бюдж процесса является бюдж планирование, представляющее собой частичное перераспределение фин ресурсов м/у бюджетами разных уровней. Оно направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. Непосредственно осуществляют бюдж планирование Минфин РФ, минфин республик в составе РФ, фин управления администраций др территорий в соответствии с предоставленными им правами.1 год: I этап: составление проекта бюджета:
1) не позднее марта - бюдж послание Президента Фед.