К концу занятия участники семинара




а) должны знать:

правила работы в группе;

основные этапы психологического «раскрытия» клиента;

правила построения отношений между консультантом и клиентом;

б) должны уметь:

применять правила построения отношений между консультантом и клиентом.

Время занятия: 2 академических часа.

Оснащение занятия: 1. ТСО: компьютер, проектор, экран;

2. Презентация PowerPoint;

3. Доска с перекидными страницами;

4. Чистые листы бумаги А4;

5. Беджики;

6. Маркеры.

Организационная структура занятия

Основные этапы занятия Методы обучения Время
2.1 Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы.   5 мин
2.2 Актуальность темы, сообщение плана и целей занятия.   5 мин
2.3 Знакомство участников семинара.   5 мин
2.4 Определение правил работы в группе. Беседа 10 мин
2.5 Выявление ожиданий от семинара. Беседа 5 мин
2.6 Интервьюирование участников семинара. Упражнение («Интервью журналиста») 20 мин
2.7 Изучение темы «Введение в консультирование». Вопрос темы: 1. Особенности личности клиента, межличностные отношения. Лекция (презентация) 20 мин
2.8 Закрепление материала. (По выбору преподавателя) 15 мин
2.9 Подведение итогов занятия.   5 мин

 

2.1 Организационный момент

2.2 Актуальность темы

Консультирование подростков в области репродуктивного здоровья является одним из наиболее эффективных путей оказания практической помощи подрастающему поколению. В этой связи для процесса консультирования является важным как передача самих знаний подростку, так и то, каким образом и кто будет оказывать эту консультативную помощь.

Умение располагать к себе и общаться с другими людьми является важным во всех сферах

жизни — на работе и в школе, дома и на отдыхе — везде мы ведем себя сообразно правилам и нормам человеческого общения. Важно не только знать эти правила, но и соблюдать их. Также необходимо уметь применять в жизни навыки конструктивного общения, которые позволяют избежать лишней напряженности в отношениях и помогают людям достигнуть личностного самораскрытия.

2.3 Знакомство

Преподаватель предлагает участникам семинара написать свои имена на бэджиках и табличках из листов бумаги и поставить их перед собой, представиться группе тем именем, каким в дальнейшем они хотели бы, чтобы к ним обращались в процессе семинара.

2.4 Определение правил работы в группе

Преподаватель предлагает участникам семинара выработать правила работы в группе, соблюдение которых позволит им в течение всего семинара чувствовать себя комфортно. Это также будет способствовать повышению эффективности групповой работы и созданию благоприятной атмосферы. Для этого он обращается к участникам с вопросом: «Соблюдение каких условий и правил поможет Вам в дальнейшей совместной работе?». Каждое предложение выносится на обсуждение группы и при согласии всех членов группы записывается на большом листе.

Преподаватель стимулирует обсуждение, помогая наводящими вопросами перейти от предложения правил формального характера («не опаздывать») к формулировкам, затрагивающим принципы и форму групповой работы, например, «не оценивать», «право быть услышанным». Основополагающим перечнем правил, соблюдение которых принципиально и обязательно, должны быть следующие:

Основные правила работы в группе

1. Говорить только от своего имени: «Я думаю, я чувствую, я хочу и т. д.»;

2. Не оценивать. Нельзя давать оценку выступления другого, если он сам об этом не попросит;

3. Уважать право других быть услышанным;

4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь;

5. Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает личное мнение;

6. Использовать принцип «здесь и сейчас».

Перечень всех зафиксированных правил должен постоянно находиться на глазах у участников группы, которые могут к нему обращаться и апеллировать во время работы. В дальнейшем преподаватель и участники семинара имеют возможность в ситуациях нарушения правил избегать замечаний от своего имени, призывая слушателей соблюдать совместно выработанные и записанные правила работы в группе.

2.5 Выявление ожиданий

Преподаватель предлагает участникам семинара написать на бумаге свои ожидания от семинара и сомнения, высказываясь по схеме: «Мне хотелось бы, чтобы на семинаре…».

2.6 Упражнение «Интервью журналиста»

Преподаватель предлагает провести упражнение, которое позволит создать непринужденную атмосферу вначале семинара, познакомиться друг с другом, придать семинару доброжелательный конструктивный характер.

 

Упражнение проводится в парах. В течение 5­10 минут участники берут интервью друг у друга об их жизни (семья, профессиональная деятельность, взаимоотношения на работе и др.) — сначала один, затем другой, меняясь ролями. За временем следит преподаватель.

После этого участники возвращаются в круг и представляют друг друга (как участники ТВ­передачи). После каждой презентации участника преподаватель обязанкаждому задать вопрос нейтрального характера (как отдыхает в свободное время, любимая книга, предпочитаемые цветы и т. д.).

После того, как каждый участник выступит, преподаватель задает вопрос: «В какой ситуации они испытывали дискомфорт? Когда они спрашивали, когда отвечали, когда они представляли, когда о них говорили?». Далее преподаватель обобщает ответы участников семинара.

2.7 Введение в консультирование

Особенности личности клиента, межличностные отношения

Клиенты, приходящие на консультативный прием, отличаются по характеру, темпераменту, возрасту, полу — они все разные, и каждый из них испытывает разные трудности. Одни — когда говорят, другие — когда о них говорят. Поэтому пациенты, приходящие на прием к консультанту, не только имеют проблемы, например, в области репродуктивного здоровья, но и могут испытывать трудности с изложением этих проблем.

Выделяется несколько сфер, в который человек сталкивается с проблемами: профессиональная, семейная, личностная. В этой связи существует различная очередность возможного изложения своих проблем консультанту.

 

 

Приходя на консультацию, клиент может вначале рассказать о своей профессиональной сфере, как наиболее нейтральной для него и для его внутреннего «Я» (где работает, с кем, какие отношения складываются на работе).

Клиент. Я первый раз на такой консультации и не знаю с чего начинать.

Консультант. Расскажи немного о себе, Наташа. (побуждение к дальнейшему самораскрытию)

Клиент. Я учусь в 10 классе. Мне 15 лет. У меня много друзей и разных увлечений.

Консультант.Хорошо. (выражение понимания и заинтересованности)

Далее подросток может «пустить» консультанта во вторую сферу — т. е. рассказать о себе, где проводит свободное время, каковы его увлечения, хобби.

Клиент. Я достаточно общительна. Правда есть ситуации, в которых я испытываю дискомфорт.

Консультант.Что ты имеешь в виду? (открытый вопрос)

Наиболее закрытой является сфера семейных отношений и связанных с ней вопросов. Если за кругом находятся вопросы внешнего и формального характера, то обсуждение вопросов из областей, относящихся к внутренним переживаниям, зависит исключительно от желания самого клиента. Это — прерогатива самого человека, будь он взрослый или же подросток.

Клиент. Когда мои подруги начинают обсуждать свои отношения с ребятами, я чувствую себя «белой вороной». Мне не о чем рассказать.

Консультант. А что значит «белой вороной»? (уточнение неопределенного высказывания, углубление в более интимную сферу).

Следует отметить, что в свой мир любой человек волен допускать или не допускать. Это значит, что мы можем позволять познавать свой внутренний мир, но лишь в той мере, насколько мы этого хотим — нельзя ходить в гости без приглашения, пока нас не позовут, не попросят о помощи, не спросят совета, не расскажут о себе.

Этим правилам необходимо следовать и консультанту — он не должен «вламываться» в те сферы, куда его не пускает клиент. Шаг за шагом необходимо самораскрытие клиента. При консультировании следует помнить, что подростки очень ранимы.

2.8 Закрепление материала

2.9 Подведение итогов занятия

При подведении итогов повторяется необходимость придерживаться на семинаре совместно выработанных «Правил работы в группе», подчеркивается важность умения общаться в жизни и устанавливать контакт с клиентом, пришедшим на консультацию.

Занятие 3

Психодинамика консультирования

Вид занятия: комбинированное:

теоретическое занятие с элементами проблемного обучения;

практическое занятие с применением технологии имитационного тренинга.

Цель:

Обучающая: изучить этапы консультативного процесса, сформировать представление об основных профессиональных качествах консультанта, необходимых условиях создания благоприятного климата при консультировании со стороны консультанта.

К концу занятия участники семинара

а) должны знать:

определение понятия «консультирование»;

этапы процесса консультирования и их сущность;

основные качества, которыми должен обладать консультант;

условия, необходимые для создания благоприятной атмосферы при консультировании со стороны консультанта;

б) должны уметь:

установить контакт с клиентом;

провести все этапы консультативного процесса.

Время занятия: 3 академических часа.

Оснащение занятия: 1. ТСО: компьютер, проектор, экран;

2. Презентация PowerPoint;

3. Доска с перекидными страницами;

4. Маркеры.

Организационная структура занятия

Основные этапы занятия Методы обучения Время
3.1 Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы.   5 мин
3.2 Актуальность темы, сообщение плана и целей занятия.   5 мин
3.3 Создание благоприятной атмосферы. Упражнение («Я желаю Вам») 10 мин
3.4 «Испорченный телефон в рисунках». Упражнение 20 мин
3.5 Изучение темы «Психодинамика консультирования» Вопросы темы: 1. Определение понятия «консультирование». 2. Этапы консультативного процесса. 3. Основные профессиональные качества консультанта. 4. Необходимые условия для создания благоприятного климата при консультировании со стороны консультанта. Лекция (презентация) 70 мин
3.6 Закрепление материала. (По выбору преподавателя) 20 мин
3.7 Подведение итогов занятия.   5 мин

 

3.1 Организационный момент

Необходимо уточнить у слушателей наличие вопросов по предыдущей теме занятия.

3.2 Актуальность темы

Процесс консультирования представляет собой последовательные действия консультанта, которые подчиняются определенной логике и законам. Достижение необходимого результата, выражающегося в оказании квалифицированной помощи, возможно лишь при активном участии самого клиента. В этой связи необходимо стремиться к установлению конструктивного взаимодействия и взаимопонимания в ходе консультирования.

3.3 Создание благоприятной атмосферы. Упражнение «Я желаю Вам…»

Преподаватель предлагает участникам семинара обратиться с каким­либо пожеланием к соседу, сидящему рядом, и демонстрирует это, обращаясь к одному из них, с пожеланием «хорошо провести сегодня вечер».

3.4 Упражнение «Испорченный телефон в рисунках»

 

Для упражнения требуется три добровольца, которые, после того как они определятся, выходят из аудитории. Оставшихся слушателей информируют о том, что необходимо на большом листе нарисовать шесть картинок. Рисовать их будет преподаватель по подсказкам аудитории (например, «домик», «солнышко», «яблоко», «грибок» и т. д.), главное, чтобы называемые предметы было легко нарисовать. Таким образом, рисуется шесть картинок на одном листе.

Приглашается первый человек, которому дается инструкция: «Сейчас Вам необходимо посмотреть и запомнить эти рисунки, после чего Вам нужно дать следующему участнику такие инструкции, чтобы он мог максимально точно изобразить то, что нарисовано на этом листе, т. е. рисунки должны быть максимально идентичны. Можно, как угодно давать необходимые пояснения. После того, как он начнет рисовать, Вы уже не можете ничего поправлять и дополнительно его инструктировать. Т. е., как только рисующий прикоснулся к бумаге, ему нельзя давать никаких указаний. После того, как первый предмет будет нарисован, следует объяснить, как нарисовать следующий (и так 6 изображений). После этого первый участник внимательно запоминает рисунки и лист переворачивается таким образом, чтобы не было видно предыдущих рисунков. Затем приглашается второй участник, и первый дает ему инструкции. После того, как все предметы будут изображены вторым участником, лист переворачивается и приглашается третий участник и т. д.

После завершения рисования все возвращаются на свои места. Далее начинается процесс обсуждения результатов. Преподаватель развешивает все листы в ряд.

В связи с наличием искажений по расположению, по форме, по другим особенностям нарисованных предметов аудитории задается вопрос: «Как Вы думаете, почему произошло такое искажение?». При этом предлагаются различные варианты ответов: «Надо было четче давать инструкции; виноват тот, кто давал инструкции…». Далее, как правило, группа не продвигается, несмотря на то, что имелись примеры, когда следовали очень детальные и подробные инструкции.

Затем следует задать вопрос: «Как можно было эту работу сделать лучше? Каким образом можно сделать по­другому? Каким образом можно улучшить результат, чтобы было меньше искажений?»

Как правило, группа отвечает: «Давать четкие инструкции». В этой ситуации инструктор говорит, что запрета на любые вопросы со стороны рисующего в инструкции не было. Просто никто не спрашивал. Также происходит в нашем общении — такой же эффект искажения информации. Один человек что­то говорит, другой полагает, что он знает, о чем говорит его собеседник.

Для анализа ситуации преподаватель разбирает пример сильного искажения и объясняет, что, помимо инструктора, должен быть активным и сам инструктируемый, так как в общении, чтобы не было искажения информации, должна быть обратная связь.

Внимание! Необходимо подчеркнуть, важнейшую особенность процесса консультирования: консультант должен слушать, о чем клиент говорит, и ни в коем случае ничего не добавлять от себя. Человек пришел со своей проблемой, со своим вопросом. И задача консультанта — узнать у него, в чем именно заключается егопроблема, для того чтобы анализировать его ситуацию, а не свое представление о ситуации.

Следует подчеркнуть, что это — методика и принципы любого консультирования. Можно консультировать в различных сферах — в медицинской, юридической, психологической и др. Принципы и механизм консультирования в различных областях схожи.

3.5 Психодинамика консультирования

Определение понятия «консультирование»

Основная цель курса — развитие коммуникативных навыков слушателей для дальнейшей работы с молодыми людьми, у которых возникают трудности в различных аспектах жизни, включая сексуальное и репродуктивное здоровье.

 

 

Консультирование представляет собой процесс оказания квалифицированной помощи консультанта клиенту путем совместного изучения проблемы, ее анализа, поиска выхода из сложившейся ситуации и самостоятельного принятия клиентом решения о своих последующих действиях.

Цель консультирования — помочь клиенту:

начать изучение своей проблемы и самого себя;

содействовать достижению понимания клиентом самого себя и своей проблемы;

в принятии решения о дальнейших действиях и осознания своей ответственности за их результат.

 

Основными этапами процесса консультирования являются:

одинаковое понимание консультантом и клиентом проблем, которые нужно разрешить;

анализ ситуации, в которой находится клиент;

поиск альтернативных способов разрешения сложившейся ситуации.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности, акцентирует ответственность клиента.

Наиболее оптимальная форма профессионального контакта взрослого и подростка — консультирование, подразумевающее форму помощи через межличностное общение. Оно не является психотерапией и не рассчитано на клиентов с психопатологией.

Консультирование — профессиональная деятельность, она отличается от советов, которые могут дать друзья или соседи. Профессиональная цель — выстроить отношение квалифицированного специалиста к клиенту, однако обычно представляется, что выстраиваются отношения «личность — личность».

Этапы консультативного процесса

Консультирование включает в себя три базовых блока.

Первый — одинаковое понимание консультантом и клиентом проблем, которые нужно решить, чтобы консультант говорил с клиентом «на одном языке», потому что, как только произойдет искажение, консультант не сможет дальше анализировать ситуацию.

Второй блок — анализ ситуации, в которой находится клиент.

Третий блок — поиск альтернатив выхода из сложившейся ситуации. Консультант способствует поиску возможных альтернатив. Выбор определенного способа решения проблемы и ответственность за сделанный выбор лежит на самом клиенте.

Задача консультанта — помочь подростку сделать осознанный выбор. Нужно помнить, что основой взаимоотношений с клиентом является не дружба, а профессионализм, доверие, уважение и стремление оказать помощь. Хороший контакт консультанта с клиентом является важным фактором эффективности консультирования.

Для определения критериев, определяющих качество консультирования, преподаватель обращается к аудитории с вопросом: «Был ли кто­то из них на консультации (сферы ее могут быть любые), которой он остался доволен?» При этом участникам семинара не надо рассказывать причину обращения, важна сама консультация. Необходимо спросить, как проходил процесс консультирования и сколько времени было затрачено.

Ответы берутся за основу анализа проведения качественной консультации, в том числе и в процентном соотношении времени, затраченном на вопросы, разбора ситуации и т. д.

Необходимо отметить, что подавляющее количество времени тратится на изучение проблемы, ее анализа, только потом идет поиск возможных альтернатив выхода из создавшейся ситуации.

Консультативный процесс состоит из шести этапов.

 

1) Исследование, в котором определяется основная проблема клиента, ситуация, которая его беспокоит и за помощью в решении которой он обратился.

2) Двухмерное определение проблемы, что означает, что консультант и клиент говорят «на одном языке», одинаково понимают проблему в двух измерениях — консультируемого и консультанта.

3) Поиск альтернатив решения проблемы клиента, когда выдвигаются различные варианты выхода из создавшейся ситуации.

4) Планирование: детализация плана реализации выбранной альтернативы. После данного этапа обязательно наступает временная пауза, необходимая для того, чтобы клиент предпринял усилия по выполнению своего плана.

5) Деятельность по реализации плана, включающая мероприятия по достижению намеченного плана.

6) Оценка и обратная связь, которая наступает в то время, когда клиент приходит повторно и рассказывает о своей деятельности.

 

Внимание! Все этапы с возвратными стрелочками, что означает постоянный контроль над адекватностью процесса консультирования. Например, консультант говорит, что «клиента тревожат такие­то и такие­то проблемы». А клиент отрицает — нет, не так. Это «нет» — сигнал к тому, что консультант плохо исследовал проблему и нужно срочно вернуться и исследовать ее дальше.

Следует помнить, что консультант не ищет пути решения проблемы, он только наводящими вопросами помогает клиенту выбрать альтернативы, подталкивает его к внутренней работе, в результате которой приходят собственные идеи, а они являются самыми ценными.

Если в процессе консультирования были заданы вопросы, которые должны помочь клиенту выдвинуть альтернативы, но он не может этого сделать, значит, неверно определена проблема либо произошло некорректное ее отражение.

Основные профессиональные качества консультанта

Для их определения преподаватель задает вопрос слушателям: «Какие качества помогают консультанту установить контакт с подростком?»

Затем преподаватель без комментариев записывает на листе бумаги то, что предлагают слушатели. Как правило, первым называют профессионализм, потом — внимание (необходимо уточнить у слушателей, что они понимают под этим). Ответ, как правило, стандартный: «Должен улыбаться, быть вежливым и т. д.»

В завершении обсуждения преподаватель называет основные качества, которыми должен обладать консультант для того, чтобы установить контакт с подростком и оказать ему профессиональную помощь:

Эмпатия, сочувствие, сопереживание

Уважение личности и безоценочное ее принятие

Теплота, доброжелательность

Искренность

Конфиденциальность

Самораскрытие

Эмпатия — это способность точно воспринимать состояние другого человека, способность к сопереживанию. Консультант с развитой эмпатией сосредоточен не только на высказываниях клиента, но и на его невербальных знаках поведения для того, чтобы более точно оценить эмоциональное состояние клиента. Во время взаимного общения консультант дает понять клиенту, что осознает как положительные эмоции, так и эмоциональный дискомфорт клиента.

Например: «Понимаю, Вы действительно несчастны и не знаете, как быть в сложившейся ситуации».

Эмпатическое понимание можно показать клиенту различными способами — молчанием, отражением чувств, точной метафорой, рассказывая какую­нибудь историю.

Уважение — это безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. Уважение не выдвигает никаких условий типа «ты мне понравишься, если будешь таким­то», исключена также установка на хорошие и плохие качества, то есть уважение — это принятие целостной личности.

Нет людей плохих или хороших. Какие­то действия могут быть неприемлемыми и вызывать негативную реакцию у окружающих. Подростку не нужна оценка, ему нужна поддержка и помощь.

Консультант проявляет уважение, когда глубоко и искренне принимает клиента и ценит его как личность независимо от поведения. Консультант, уважающий клиента, не отвергает клиента и не опекает его чрезмерно. Он помогает клиенту приобрести уверенность в своих силах. Необходимо проводить четкое разграничение между самим клиентом и его ошибочными мыслями и поведением.

Теплота или доброжелательное отношение проявляется мягким прикосновением, улыбкой и другими невербальными знаками одобрения, а также озабоченностью в связи с проблемами клиента. Консультант также проявляет заботу и теплое отношение, когда внимательно наблюдает за поведением клиента, задает уточняющие вопросы, просит подростка вспомнить какие­то детали из его жизни, пытается активно участвовать в решении проблемы.

Самораскрытие помогает обмениваться жизненным опытом в процессе общения. Консультант может раскрыть в подходящий момент собственные мысли, взгляды и чувства с пользой для клиента.

Например: «Я понимаю, Илья, что с тобой происходит. Когда­то то же самое происходило и со мной, но я сумел с этим справиться, и вот каким образом…»

Опыт взрослого, разрешившего подобную проблему, дает подростку чувство уверенности в своих силах. Таким образом, консультант может служить примером рассудительности, демонстрируя, как следует поступать в той или иной ситуации, а также показывает, как можно раскрываться, проявляя тем самым доверие к клиенту. Такое поведение консультанта превращает одностороннее общение во взаимное. Однако самораскрытие полезно только в подходящей ситуации; консультант может проверить себя вопросом: «Если я сейчас расскажу что­то о себе, что это даст подростку?». Следует помнить, что цель самораскрытия консультанта — установление контакта с клиентом и демонстрация разумного поведения.

Искренность — это способность оставаться самим собой и отсутствие потребности внешне демонстрировать свой профессионализм. Искренний консультант не прячется под маской и не старается исполнить роль. Чтобы быть искренним, нельзя фальшивить. Необходимо держаться так, чтобы вербальное и невербальное поведение соответствовали друг другу.

Следует отметить, что проблема профессионализма является вопросом самооценки. Слушатели должны понять, что дело не в том, что они будут демонстрировать свои медицинские знания, каждый знает, насколько он умен. Это не надо демонстрировать, тем более подростку. Консультант должен быть полностью ориентирован на клиента, на его интересы.

Клиенты, пришедшие к консультанту, находятся в состоянии тревоги и страха. Вначале они не знают, чего ждать от консультанта и консультирования, тем не менее, приходят на консультацию со своими проблемами и надеждой на понимание. Плохо, что приходят, как в «скорую помощь». Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе работы он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Если клиент не проникнется доверием, работа консультанта будет неэффективной и бессмысленной.

Необходимые условия для создания благоприятного климата
при консультировании со стороны консультанта

Для создания благоприятного климата при консультировании
со стороны консультанта необходимо следующее:

проявлять искренний интерес к клиентам и подлинное желание помогать им; нельзя забывать, что клиенты тонко чувствуют, интересуются ими по сути или формально;

в течение приема все внимание уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (разговаривать по телефону, пить чай, разрешать входить в кабинет коллегам и обсуждать с ними какие­либо вопросы);

дать клиенту максимальную возможность высказаться; он приходит к консультанту не выслушивать поучения и советы, а рассказать о сложных аспектах своей жизни;

не проявлять чрезмерное любопытство — консультант не должен быть похожим на следователя, важна лишь та информация о клиенте, которая необходима для понимания его проблем;

соблюдать профессиональную тайну; если консультант по каким­то причинам обязан поделиться с другими сведениями о клиенте (например, с родителями, с более опытными консультантами), надо поставить клиента в известность, обсудив с ним круг лиц, которому он доверяет;

помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультации; для этого консультанту необходимо проявлять дружелюбие, искренность, естественность, суметь войти в положение клиента;

к проблемам относиться без осуждения — не оценивать, а слушать и понимать и, как следствие, принимать их; только тогда клиент чувствует себя понятым и заслуживающим уважения.

 

 

3.6 Закрепление материала

3.7 Подведение итогов занятия

При подведении итогов повторяется определение консультирования, подчеркивается, что консультирование включает в себя шесть этапов: изучение, одинаковое понимание проблемы, анализ ситуации и поиск альтернатив, планирование, деятельность, оценка и обратная связь.

Кроме того, называются необходимые профессиональные качества консультанта: эмпатия, уважение, теплота, самораскрытие и искренность.

В заключение повторяются основные условия, необходимые для создания благоприятного климата при консультировании.

Занятие 4

Возрастные особенности подросткового периода. Правила и принципы построения отношений
с подростками

Вид занятия: теоретическое занятие с элементами проблемного обучения.

Цель:

Обучающая: изучить физиологические и психологические особенности подростков в раннем и позднем юношестве, правила и принципы построения отношений с подростками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: