Методики, используемые для изучения отдельных свойств перцептивных процессов и внимания




Содержание

 

1. Общая характеристика изучаемых познавательных процессов................. 3

2. Изучение познавательных процессов в психологической практике 2.1. Методики, используемые для изучения отдельных свойств............................................ 4

перцептивных процессов и внимания.............................................................. 4

2.2. Полученные данные и их интерпретация............................................. 6

Заключение........................................................................................................ 7

Список использованной литературы............................................................... 8

 


 

Общая характеристика изучаемых познавательных процессов

 

Перцепция (лат. perceptio– представление) – это восприятие или непосредственное отражение объективной действительности органами чувств [1, 375].

В психологическим словаре Р.С. Немова под перцептом понимается образ или то, что рождается в результате восприятия как субъективного отражения воспринимаемого объекта [2, 286].

К перцептивным процессам относятся ощущения и восприятие.

Р.С. Немов определяет ощущения как элементарные познавательные процессы, в результате которых человек с помощью своих органов чувств получает простейшую, первичную информацию о предмете [2, 266].

Совсем иное определение предлагает нам психологический словарь А. Ребера, где ощущения выступают в качестве субъективного класса сенсорных впечатлений, сгруппированных вместе на основе общих элементов (например, модальности) [5, 591].

Ощущения, как психический процесс имеют ряд характерных свойств:

· Качество – то, что отличает ощущение одной модалдьности от ощущения другой модальности.

· Интенсивность – сила действующего раздражителя.

· Длительность – временное действие раздражителя и функциональное состояние органа чувств.

· Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает информацию о том, насколько далеко от нас располагается раздражитель.

Любое ощущение также характеризуется верхним и нижним порогами чувствительности.

· Нижний порог чувствительности – это минимальная интенсивность раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение.

· Верхний порог чувствительности – это максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль).

На основе ощущений возникает восприятие, которое ни в коем случае не сводится к их простой сумме. Также стоит отметить, что восприятие представляет собой отражение предмета в его целостности, тогда как ощущение является отражением лишь отдельных сторон предмета.

А.Л. Свеницкий дает следующее определение восприятия: «Это отражение в сознании человека действующих в данный момент на его органы чувств предметов и явлений окружающего мира в совокупности их свойств и частей»[3, 71].

В зарубежной литературе восприятие рассмативается как процессы, дающие связность и единство сенсорному входу или как синтез элементов ощущения [5, 150].

К свойствам восприятия относится:

· Избирательность – происходит с помощью внимания.

· Предметность – обязательная направленность на что-либо.

· Осмыслененость – интериоризация объекта.

· Целостность – одновременное восприятие сразу нескольких свойств объекта (я смотрю на столешницу и вижу,что она квадратная и коричневая).

· Константность – узнаваемость предметов внезависимости от их положения в пространстве.

· Апперцепция – воздействие на восприятие предыдущего опыта.

Восприятие следует изучать в купе с вниманием, так как именно внимание обеспечивает сосредоточенность субъекта на объекте, который должен быть воспринят.

В психологическом словаре Р.С. Немова внимание определяется как познавательный процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, запоминания и обработки информации, а также процесс, обеспечивающий целенаправленность самой деятельности человека[2, 122].

В зарубежной психологии термин «внимание» или «осознанность» употребляется в отношении аспектов изберательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при отвлечении от других [5, 140].

Внимание имеет следующие свойства:

· Сосредоточенность

· Интенсивность – концентрация.

· Объем – количество объектов, которые охватываются внимание одномоментно.

· Распределение

· Переключаемость

Восприятие следует изучать в купе с вниманием, так как именно внимание обеспечивает сосредоточенность субъекта на объекте, который должен быть воспринят.

 


 

Изучение познавательных процессов в психологической практике

Методики, используемые для изучения отдельных свойств перцептивных процессов и внимания

 

Методика Автор Цель
1. Определение силы нервной системы Е.П. Ильин Определить силу нервной ситемы испытуемого при помощи теппинг-теста
2. Методика Мюнстерберга Гюго Мюнстерберг Изучить избирательность внимания
3. Методика «Перепутанные линии» Стивен Рисс Измерить степень концентрации и устойчивости зрительного внимания
4. Корректурные пробы Бурдона Б. Бурдон Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания
5. Методика Шульте в модификации Марищука и Сысоева В. Марищук и И. Сысоева Изучить переключение внимания с помощью чернокрасных таблиц с буквенными символами
6. Методика Горбова-Шульте Ф.Д. Горбов Оценить скорость и качество переключения внимания
7. Объем внимания К.К. Платонов Изучить объем внимания, точность пространственной локализации и восприятие простейших объектов при кратковременной эксплуатации
8. Восприятие времени Определить степень точности восприятия коротких промежутков времени
9. Восприятие формы при пассивном и активном осязании Проследить процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта
10. Исследование познаваетльного контроль при восприятии Определить свойства познаваетльного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия
11. Исследование наблюдательности Установить уровень развития наблюдательности
12. Определение яркости и четкости представлений Д. Маркс Оценить индивидуальные особенности представлений испытуемого методом саморанжирования

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: