Содержание
1. Общая характеристика изучаемых познавательных процессов................. 3
2. Изучение познавательных процессов в психологической практике 2.1. Методики, используемые для изучения отдельных свойств............................................ 4
перцептивных процессов и внимания.............................................................. 4
2.2. Полученные данные и их интерпретация............................................. 6
Заключение........................................................................................................ 7
Список использованной литературы............................................................... 8
Общая характеристика изучаемых познавательных процессов
Перцепция (лат. perceptio– представление) – это восприятие или непосредственное отражение объективной действительности органами чувств [1, 375].
В психологическим словаре Р.С. Немова под перцептом понимается образ или то, что рождается в результате восприятия как субъективного отражения воспринимаемого объекта [2, 286].
К перцептивным процессам относятся ощущения и восприятие.
Р.С. Немов определяет ощущения как элементарные познавательные процессы, в результате которых человек с помощью своих органов чувств получает простейшую, первичную информацию о предмете [2, 266].
Совсем иное определение предлагает нам психологический словарь А. Ребера, где ощущения выступают в качестве субъективного класса сенсорных впечатлений, сгруппированных вместе на основе общих элементов (например, модальности) [5, 591].
Ощущения, как психический процесс имеют ряд характерных свойств:
· Качество – то, что отличает ощущение одной модалдьности от ощущения другой модальности.
· Интенсивность – сила действующего раздражителя.
· Длительность – временное действие раздражителя и функциональное состояние органа чувств.
|
· Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает информацию о том, насколько далеко от нас располагается раздражитель.
Любое ощущение также характеризуется верхним и нижним порогами чувствительности.
· Нижний порог чувствительности – это минимальная интенсивность раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение.
· Верхний порог чувствительности – это максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль).
На основе ощущений возникает восприятие, которое ни в коем случае не сводится к их простой сумме. Также стоит отметить, что восприятие представляет собой отражение предмета в его целостности, тогда как ощущение является отражением лишь отдельных сторон предмета.
А.Л. Свеницкий дает следующее определение восприятия: «Это отражение в сознании человека действующих в данный момент на его органы чувств предметов и явлений окружающего мира в совокупности их свойств и частей»[3, 71].
В зарубежной литературе восприятие рассмативается как процессы, дающие связность и единство сенсорному входу или как синтез элементов ощущения [5, 150].
К свойствам восприятия относится:
· Избирательность – происходит с помощью внимания.
· Предметность – обязательная направленность на что-либо.
· Осмыслененость – интериоризация объекта.
· Целостность – одновременное восприятие сразу нескольких свойств объекта (я смотрю на столешницу и вижу,что она квадратная и коричневая).
|
· Константность – узнаваемость предметов внезависимости от их положения в пространстве.
· Апперцепция – воздействие на восприятие предыдущего опыта.
Восприятие следует изучать в купе с вниманием, так как именно внимание обеспечивает сосредоточенность субъекта на объекте, который должен быть воспринят.
В психологическом словаре Р.С. Немова внимание определяется как познавательный процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, запоминания и обработки информации, а также процесс, обеспечивающий целенаправленность самой деятельности человека[2, 122].
В зарубежной психологии термин «внимание» или «осознанность» употребляется в отношении аспектов изберательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при отвлечении от других [5, 140].
Внимание имеет следующие свойства:
· Сосредоточенность
· Интенсивность – концентрация.
· Объем – количество объектов, которые охватываются внимание одномоментно.
· Распределение
· Переключаемость
Восприятие следует изучать в купе с вниманием, так как именно внимание обеспечивает сосредоточенность субъекта на объекте, который должен быть воспринят.
Изучение познавательных процессов в психологической практике
Методики, используемые для изучения отдельных свойств перцептивных процессов и внимания
№ | Методика | Автор | Цель |
1. | Определение силы нервной системы | Е.П. Ильин | Определить силу нервной ситемы испытуемого при помощи теппинг-теста |
2. | Методика Мюнстерберга | Гюго Мюнстерберг | Изучить избирательность внимания |
3. | Методика «Перепутанные линии» | Стивен Рисс | Измерить степень концентрации и устойчивости зрительного внимания |
4. | Корректурные пробы Бурдона | Б. Бурдон | Проследить особенности деятельности в ситуации распределения внимания |
5. | Методика Шульте в модификации Марищука и Сысоева | В. Марищук и И. Сысоева | Изучить переключение внимания с помощью чернокрасных таблиц с буквенными символами |
6. | Методика Горбова-Шульте | Ф.Д. Горбов | Оценить скорость и качество переключения внимания |
7. | Объем внимания | К.К. Платонов | Изучить объем внимания, точность пространственной локализации и восприятие простейших объектов при кратковременной эксплуатации |
8. | Восприятие времени | – | Определить степень точности восприятия коротких промежутков времени |
9. | Восприятие формы при пассивном и активном осязании | – | Проследить процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта |
10. | Исследование познаваетльного контроль при восприятии | – | Определить свойства познаваетльного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия |
11. | Исследование наблюдательности | – | Установить уровень развития наблюдательности |
12. | Определение яркости и четкости представлений | Д. Маркс | Оценить индивидуальные особенности представлений испытуемого методом саморанжирования |
|