Организация практики менеджмента




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

По организации практики менеджмента

 

 

Ростов-на-Дону

 


УДК 65.01

 

Составители: к.э.н., доц. Бармута К.А., доц. Дуброва Л.И., д.т.н., проф. Чистяков А.Д., к.э.н. доц. Орехова Л.Л.

 

Методические материалы по организации практики менеджмента — Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ. 2012. – 14 с.

 

Методические материалы по организации практики менеджмента для студентов очной формы обучения специальности 080507 Менеджмент организации

 

 

Печатается по решению методической комиссии факультета «Инновационный бизнес и менеджмент»

 

 

Ó Издательский центр ДГТУ, 2012


ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего и среднего профессионального образования по подготовке специалистов.

Практика на 3 курсе нацелена на закрепление теоретических знаний, изучение производственной деятельности предприятий, организаций и фирм, на формирование у студентов практических навыков и умений в применении знаний в организации и управлении производственными подразделениями, на более углубленную практическую подготовку будущих выпускников в соответствии с избранной специализацией.

Практика менеджмента проводится в 6 семестре после сдачи студентами летней экзаменационной сессии. Согласно утвержденному учебному плану ДГТУ продолжительность практики составляет 3 недели.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Прохождение практики предусматривает нацеленность студента на высокий уровень профессиональной подготовки, заинтересованность в эффективном использовании ее возможностей для овладения будущей специальностью, а также в закреплении теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения специальных дисциплин.

Задачами профессиональной практики является:

- совершенствование навыков, полученных на экономической практике;

- повышение качества профессиональной подготовки студентов;

- усиление связи обучения с практической деятельностью;

- овладение производственными навыками и современными технологиями.

Место прохождения профессиональной практики может рассматриваться в перспективе как база для преддипломной практики студентов гуманитарного факультета, а также как вариант возможного трудоустройства после окончания университета.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

В основе организации практики менеджмента лежит договор, заключаемый на возмездной основе между: университетом (оплачивает расходы по практике) и структурными подразделениями организаций, учреждений и т.д., которые именуются «принимающей организацией». Также студенты могут самостоятельно находить место прохождения практики, при наличии согласия «принимающей организацией».

Непосредственными участниками организации и проведения практики являются студент, руководитель практики от университета (преподаватель) и принимающая организация (руководитель данного подразделения и специалист, которому будет поручено непосредственно руководить практикой; иногда руководитель и специалист могут быть в одном лице).

Руководство практикой осуществляет профилирующая кафедра «Экономика и менеджмент», а непосредственное руководство – научные руководители из числа преподавателей кафедр.

В принимающей организации руководство практикой студентов в структурном подразделении (отделе, службе, и т.п.) возлагается на наиболее квалифицированных специалистов и руководителей, с которыми университет заключает договор.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студентов на практике, являются:

- договор университета с принимающей организацией;

- программы и методические указания по прохождению практики;

- индивидуальное задание;

- дневник практики.

Перед началом практики студент должен:

¨ явиться в назначенное время на общее организационное собрание;

¨ получить от преподавателя – руководителя практики от университета индивидуальное задание и необходимые инструкции и консультации;

¨ изучить предусмотренные программой практики материалы.

В ходе практики студент должен:

¨ полностью выполнять программу практики и индивидуальное задание;

¨ поддерживать в установленные дни контакты с руководителем практики от университета, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщать о них незамедлительно;

¨ изучать действующие в подразделении нормативно-правовые акты по его функциональному предназначению, режиму работы, делопроизводству, структуре данной организации;

¨ строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

¨ участвовать в подготовке и осуществлении плановых мероприятий, предусмотренных программой практики;

¨ выполнять отдельные служебные задания (поручения) руководителя практики, нацеленные на приобретение навыков практической работы;

¨ собирать и обобщать материалы, необходимые для подготовки отчета о прохождении практики;

¨ соблюдать распорядок дня и режим работы, установленные в подразделении;

¨ защитить отчет о прохождении практики и получить зачет не позже установленного срока.

Сроки проведения и продолжительность практики определяются календарным графиком учебного процесса на текущий учебный год и устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственной базы университета и других организаций и предприятий.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Научное руководство практикой осуществляют преподаватели профилирующей кафедры «Экономика и менеджмент», которые определяют индивидуальное задание студентам с учетом их специализации и темы будущей дипломной работы.

Теоретической основой практики менеджмента являются следующие специальные дисциплины:

¨ Основы менеджмента

¨ Маркетинг

¨ Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли

¨ Бухгалтерский учет;

¨ Стратегический менеджмент;

¨ Управление персоналом;

¨ Инновационный менеджмент;

¨ Планирование и технико-экономический анализ деятельности предприятия.

Во время практики будущие менеджеры должны приобрести навыки работы по избранной специальности, закрепить теоретические знания по базовым дисциплинам, а главное, социально адаптироваться в коллективе конкретного предприятия, организации или фирмы.

 

Примерный тематический план практики менеджмента

1. Общая характеристика предприятия.

2. Организационная структура управления.

3. Управление производством.

4. Управление персоналом.

5. Информационная система управления.

6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия.

7. Управление маркетингом.

8. Совершенствование стимулирования и оплаты труда на предприятии.

Примечание. По усмотрению руководителя практики от университета вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой будущего дипломного проекта.

Рассмотрим примерный порядок подготовки разделов тематического плана практики.

Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:

— цели и задачи предприятия;

— масштаб деятельности предприятия;

— миссию и имидж предприятия;

— характер производственной кооперации;

— систему снабжения и сбыта;

— степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

— уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

— организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

— производственную структуру предприятия (технологический аспект);

— стратегию и тактику управления предприятием;

— уровень организационной культуры.

Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить:

— организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

— характер организационных отношений между структурными подразделениями;

— компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

— методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

— структуру и функции аппарата управления предприятия;

— регламентацию деятельности структурных подразделений, и внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

— эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.). Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

— производственной функции предприятия;

— структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

— оперативного планирования выпуска продукции;

— нормирования труда и управления запасами;

— календарного планирования и диспетчеризации производства;

— мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

— управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

— ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

— изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

— проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

— изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

— проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

— ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

— дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

— изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

— профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

— планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

— процесс подбора кадров руководителем и специалистов;

— систему материального и морального стимулирования;

— функции управленческого персонала;

— требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

— систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

— методы повышения эффективности управленческого труда.

Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:

— массивы информации;

— коммуникационный процесс;

— коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

— коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

— характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

— информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

— средства передачи и преобразования информации;

— документооборот предприятия и его характеристику;

— организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

— пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

— совершенствование коммуникаций в организации.

Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту необходимо:

— изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

— ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

— приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

— на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

— изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

— осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

— внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.

Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:

— задачи службы маркетинга;

— систему организации службы маркетинга;

— задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

— анализ маркетинговой среды фирмы;

— структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);

— планирование продукции и товарную политику;

— управление качеством товара;

— стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

— ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

— роль посредников в товародвижении;

— условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

— требования к торговым посредникам;

— планирование продвижения товара на рынке;

— основные методы реализации изделий (услуг);

— стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;

— инструменты стимулирования сбыта;

— ценовую политику и конкуренцию;

— факторы, определяющие решения по ценам;

— ценовую рекламу;

— определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;

— систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;

— предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Совершенствование стимулирования и оплаты труда на предприятии. По данному разделу студент должен изучить:

— основы эффективности труда, его организации и мотивации;

— показатели и факторы формирования персонала предприятия;

— уровень производительности труда

— элементы научной организации труда на рабочих местах;

— содержание и порядок нормирования труда различных категорий работников;

— планирование показателей по труду на предприятии;

— мероприятия по совершенствованию организации труда и оценку их эффективности;

— формы и системы оплаты труда и элементы организации оплаты труда на предприятии;

— изучить состав фонда оплаты труда;

— выявить наиболее эффективную систему организации оплаты труда работников предприятия.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

Требования к оформлению результатов и подведению итогов практики едины для всех форм практической подготовки студентов.

По итогам практики оформляется письменный отчет, который составляется индивидуально на основе фактических данных, полученных студентом в ходе практики. К отчету прилагаются графики, таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов. Объем отчета должен составлять не менее 30 машинописных страниц формата А4. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете: титульный лист (приложение 3); данные о месте прохождения практики; краткий анализ результатов работы с учетом индивидуального задания; выводы, замечания и предложения.

Оформленный отчет представляется научному руководителю практики от университета для рецензирования (приложение 4).

Приложения к отчету нумеруются арабскими цифрами, каждое из них необходимо начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №). Приложение должно иметь тематический заголовок, отражающий его содержание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: