Стратегия на положительное подкрепление, похвалу




Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния

• Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.

• Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.

• Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.

• Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из кон­фликтной ситуации.

• Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.

• Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

* * *

«Ты стукнул Веру потому, что..., а еще почему?»

* * *

Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка сотри (или незлое изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»

(Эти вопросы можно адресовать и ребенку-жертве притеснения.)

 

* * *

«Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему? »

* * *

«Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой,

добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты

обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь

сразу или молчишь и долго помнишь обиду? »

* * *

«Ваш Коля часто бывает таким (враждебным, сердитым, обиженным, подавленным, нерешительным)?»

* * *

После драки. Взрослый спрашивает:

«Ребята! Что же произошло с Колей и Петей?

Кто может объяснить? »

 

 

* * *

Взрослый предлагает агрессивному ребенку послать письмо девочке, которую ребенок обидел. «Продиктуй мне письмо о том, что случилось. А затем мы вместе по­дойдем к Маше и зачитаем это письмо». Возможен и дру­гой вариант. Взрослый предлагает обиженному ребенку послать письмо своему обидчику и т.д.

Детям с агрессивным и неагрессивным поведением.

«Глаза закройте, дети, и руку с указательным пальцем вверх поднимите! Глаза не открывайте и пальцем пока­жите, где у вас зло прячется? В коленках, в руках, в го­лове, животе?» (См. игру «Зло ищу — пальцем покажу!» на с.40.)

* * *

Взрослый, бросая ребенку мяч, предлагает отвечать на вопросы:

— Что такое злость (обида)?

— Какого она цвета (синего, серого, желтого, красного)?

- Когда чаще бывает (утром, днем, вечером)?

— Дома или в школе (в детском саду)?

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения

• Отличается от стратегии на осознание тем, что взрос­лый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас».

• Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.

• Стремитесь, используя чувство юмора, объяснять ре­бенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

 

Через предметно-практические игровые действия.

* * *

Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем

эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»

* * *

Маша нагрубила взрослому. Взрослый, находясь в поле ее внимания, обращается к кукле Кате: «Катюша, мне

Маша грубо отвечает. Мне это очень неприятно. Что мне делать? Может быть, у Маши спросим? А если

Маша не ответит, может быть, ребята подскажут?»

* * *

Взрослый спрашивает ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»

* * *

Взрослый говорит детям: «Я дощечку возьму, буду

защищаться, а вы пытайтесь в меня мячом попасть. Я

буду увертываться и даже дразнить, а вы не обижайтесь

и не раздражайтесь...»

Стратегия на моделирование через провокацию

И преодоление состояния

• Это создание условий, при которых возникают состоя­ния агрессивности у ребенка-агрессора и нерешитель­ности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выяв­ления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодоле­нии, овладении этими состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подав­ленности у детей, выработки новых адаптивных спосо­бов поведения.

 

* * *

Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети,

делайте ей замечания, говорите обидные слова,

дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо,

но не обидно. А затем я буду дразнить

куклу Катю, а вы за нее отвечайте,

и тоже не обидно!»

* * *

Взрослый предлагает: «Дети, встаньте в круг. Давайте

возьмем мяч, будем его передавать друг другу

и обмениваться необидными именами,

шуточными прозвищами».

* * *

Ребенок-жертва в роли «толкающего»,

ребенок-агрессор

в роли «отвечающего».

«Я тебя в плечо буду толкать, а ты мне в ответ не

толчком отвечай, а слова такие подбирай, чтобы мне

стало стыдно за мое агрессивное поведение».

* * *

Моделирование нерешительности у агрессивного

ребенка и агрессивности у ребенка-жертвы.

Взрослый говорит: «Сереже (обиженному) в руки палку

дам и кегли сбивать попрошу, а Ване (агрессору)

кегли спасать руками предложу. И скажу: «Раз, два,

три, кегли бить и спасать беги! Кто первым сбил или

спас, тот и молодец!»

 

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

• Это стремление взрослого увеличить частоту ситуаци­онно-личностных реакций овладения ребенком собст­венной агрессивностью или нерешительностью.

• Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои аг­рессивные действия.

• Развивайте у нерешительных детей способность овла­девать состоянием нерешительности и неуверенности.

 

* * *

Взрослый говорит ребенку:

«Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»

* * *

Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался.

Взрослый подходит к ребенку с куклой Катей и,

наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему

что-нибудь хорошее или ласковое

по секрету от всех.

* * *

«Молодец, ты не боишься забияк!» — говорит взрослый

притесняемому ребенку в том случае, если видит,

что его уверенное поведение не провоцирует

агрессивного ребенка на совершение

агрессивных действий.

 

* * *

Взрослый, будучи в поле внимания неуверенного

ребенка, сжав в кулаки вытянутые перед собой руки,

говорит: «Я, смелый заяц, — никого не боюсь!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: