Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Важно, чтобы сам клиент сформулировал результаты, которые были достигнуты. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом произошедших перемен.
Задача консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения. Встречаются ситуации, когда мнение клиента и консультанта о сроке окончания встреч не совпадают.
Возможны два варианта. В первом варианте консультанту кажется, что пора прекратить консультирование, но клиент чувствует себя не готовым к этому и хочет продолжать встречи с консультантом посредством сохранения затруднений или возникновения новых. Как правило, все объясняется зависимостью клиента от консультанта. Консультирование нельзя прервать, пока клиент не сможет «передвигаться без опоры».
Во втором варианте к окончанию консультирования стремится клиент, хотя, по мнению консультанта, необходимые результаты еще не достигнуты. Нередко причина этого — неудовлетворенность консультативным контактом. Другая причина — в расхождении поставленных клиентом и консультантом целей. Клиент добивается ближайшей цели (решение конкретной проблемы), а консультант — долгосрочных перспективных целей. Разумеется, приоритет отдается целям клиента, так как консультирование против воли клиента бессмысленно.
Таким образом, окончание консультирования сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого результата.
Основные моменты консультирования подростков | |
При консультировании подростков необходимо опираться на следующие основные моменты: | |
Подростковый возраст — это переходный период между детством и взрослой жизнью; это — естественный период, он сложный. Необходимо продемонстрировать подростку, что консультант готов ему помочь. | |
Основная задача консультанта — помочь подростку сделать осознанный выбор. | |
Отношения между консультантом и подростком должны основываться на уважении к личности. | |
Подростку надо помочь понять, что он: а) способен регулировать свою жизнь; б) имеет возможность принимать свои собственные решения; в) обязан действовать в соответствии с этими решениями; г) способен оценивать результат своих действий. | |
Консультант может помочь подростку понять себя лучше через его самораскрытие и понимание собственных сил и возможностей. | |
Консультант должен научить подростка отражать и дифференцировать свои чувства, стоящие за фактами. Подростки очень эмоциональны, их важно научить какимлибо образом корректировать себя, свои чувства, которые непроизвольны. | |
Консультант может показать, как принимать свои чувства, сказав, что чувства не произвольны. | |
Консультант должен понимать и объяснять клиенту, что поведение в отличие от чувств — произвольно. | |
Важно научить отличать поведение человека от его личностных качеств. | |
Очень важно для подростка совершить осознанное изменение в своем поведении. | |
Консультант может помочь подростку сначала сделать небольшие изменения в поведении. | |
Внутреннее удовлетворение от собственных успехов поможет подростку изменить свою жизнь и подвигнет на попытку более крупных изменений и на самопомощь. | |
Основной целью консультирования подростков является установление внутреннего контроля подростка над своим поведением, самопонимание, способность анализировать и прогнозировать свои действия и их последствия. |
|
|
8.5 Возможные ошибки в консультировании и пути их профилактики
Возможные ошибки в консультировании | Пути их профилактики |
отсутствие личностного обращения к клиенту | четкое знакомство с названием имени, использование имени в ходе беседы |
поучения, очевидные и банальные советы | приглашение клиента к совместному рассмотрению проблем |
чрезмерная личностная заинтересованность в содержании консультации | самоконтроль над собственной эмоциональной включенностью |
уход от профессионального взаимодействия в бытовое | четкое следование целям консультирования |
использование специальной, редко употребляемой терминологии | использование доступной формы подачи информации, ориентация на индивидуальность клиента |
навязывание своего мнения клиенту | следование целям клиента |
эмоциональное воздействие через оценку личностных качеств клиента | безоценочное общение |
отсутствие четких целей консультирования | сотрудничество с клиентом в формировании определенной цели |
уличение клиента в неискренности, стремление «поймать» его | предоставление клиенту права самому определять степень искренности |
8.6 Закрепление материала
8.7 Подведение итогов занятия и раздела семинара по теме
«Основы консультирования»
|
При подведении итогов подчеркиваются типичные ошибки в работе начинающего консультанта, обращается внимание на особенности консультирования подростков, даются ответы на поступившие вопросы по разделу семинара «Основы консультирования».
Занятие 1
Анатомия и физиология мужских и женских
половых органов. Половое развитие подростков
Вид занятия: теоретическое занятие с элементами проблемного обучения.
Цель:
Обучающая: закрепить знания по анатомии и физиологии мужской и женской репродуктивной системы, сформировать целостность представлений о половом развитии подростков.