ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. В.И. Ульянова - Ленина
Факультет психологии
Зачетная работа на тему:
Методическая разработка учебной лекции
И конструирование теста по теме
«Структурализм »
Работу выполнила
студентка 4 курса гр.1731
Гиниятова А.Ф.
Работу проверила
Фоминых Е.К.
Казань - 2007
Методическая разработка учебной лекции
I.Тема: Структурализм
Данная тема является ключевой для понимания студентов того, как происходило развитие определенных взглядов в процессе становления психологии и как происходило изменение этих взглядов.
Для проведения данной лекции был использован материал Шульц Д.П. «История современной психологии»
II. Форма организации лекции
Лекция проводилась со студентами 4 -го курса психологического факультета.
Цель лекции - показать основные взгляды Э. Титченера, прочувствовать это время.
Основные задачи:
1. Дать видение изучения элементов сознания в сравнении взглядов Вундта и Титченера.
2. Оценить вклад Титченера в психологию, а также развитие структурализма.
3. Сравнить взгляды Вундта и Титченера о чувствах (отказ от трехмерной теории чувств Вундта).
Характер задач:
1. информационные (дать полную информацию о данном периоде)
2. систематизирующие (обобщение полученных знаний, конкретизация их).
При овладении данного материала студентам необходимо овладеть следующими понятиями:
§ структурализм
§ ошибка стимула
§ сознание
§ разум
§ интроспекция
§ реагенты
§ структурная психология
В ходе проведения занятия наблюдалась заинтересованность студентов в получении данной информации, их включенность в работу. В целом аудитория была настроена доброжелательна.
|
Мое занятие предполагало монологическое высказывание с элементами эвристической беседы (использование вопросов).
III. Содержание лекции
План:
Титченер - основоположник структурализма
2. система взглядов: содержание сознательного опыта
§ понятие ошибки стимула
§ определение сознание и разума. Сравнение сознания и разума
§ понятие структурной психологии
3.интроспекция:
§ систематическая экспериментальная интроспекция по Кюльпе
§ понятие реагентов- субъектов исследования
4.элементы сознания:
а) три основные задачи психологии
б) три основных элементов сознания
в) четыре основных характеристики ощущения
г) исследования аспирантов Титченера: отказ от трехмерной теории чувств Вундта
д) отказ Титченера от собственных взглядов.
Конспект лекции
Моя лекция является начальной в теме «Структурализм». В ней я лишь начну описывать взгляды Титченера.
I. Титченер всегда заявлял о себе как о приверженце системы Вундта, с которой он познакомился во время своего пребывания в Германии. Однако, приехав в США он произвел в ней впечатляющие изменения и разработал свою собственную теорию, получившую название структурализма. Структурализм- система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта.
Титченер сосредоточил свои усилия на изучении элементов психики и их механической связи посредством ассоциации.
|
Далее интересно отметить следующий факт:
Первой аспиранткой, защитившей докторскую диссертацию по психологии, была Маргарет Флой Уошбэрн. Она была автором серьезного исследования по проблемам сравнительной психологии «Разум животных».
Около 1910 года Титченер начал писать книгу, в которой собирался наиболее полно отразить свою систему взглядов. Но он умер в возрасте 60 лет от опухоли мозга, прежде чем смог закончить работу.
Теперь обратимся к основной части теории Титченера:
II. Система взглядов: содержание сознательного опыта.
Предмет психологии заключается в изучении сознательного опыта, так как именно такой опыт зависит от испытуемого субъекта.
Титченер предупреждал, что при изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула- то есть смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Объект наблюдения должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.
Титченер определял сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни. Сознание и разум во многом схожи - за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.
Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение «больной психики», изменение человеческого сознания. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики.
|
III. Интроспекция.
Для описания своего собственного метода Титченер применял термин систематический экспериментальной интроспекции, введенный Кюльпе. Он использовал подробные, качественные, субъективные сообщения о психической деятельности наблюдаемых субъектов в процессе интроспекции.
В своих работах он иногда называет субъектов исследований реагентами (подобно химическим веществам).
Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.
По мнению Титченера, эксперимент представляет собой наблюдение, которое может быть повторено, изолировано и изменено. Чем чаще можно повторить наблюдение, тем вероятнее, что можно ясно увидеть исследуемые явления и можно их подробно их описать. Теперь обратимся к немаловажной части лекции как:
IV. Элементы сознания.
Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:
1. разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие
2. определение законов, по которым происходит их объединение
3. связь элементов сознания с физиологическими состояниями.
Кроме того, им были выделены три основных элементов структуры сознания:
1. ощущения
2. образы
3. эмоциональные состояния.
Ощущения, по Титченеру, - элементы восприятия, образы - элементы идей, отражающих переживания, которые не связаны с текущим моментом, эмоциональные состояния - душевные переживания.
Далее следует отметить четыре основные характеристики ощущений:
§ качество
§ интенсивность
§ длительность
§ отчетливость.
Ощущения и образы обладают всеми четырьмя признаками, а эмоциональные состояния отличаются только тем, что у них отсутствует отчетливость: концентрация внимания непосредственно на эмоциях невозможна.
Аспиранты Титченера выполнили в Корнелле множество исследований, посвященных анализу эмоциональных состояний. Их результаты позволили ему отказаться от трехмерной теории чувств Вундта. Титченер выдвинул предположение о том, что чувства имеют всего одну ось измерения: удовольствие / неудовольствие. Он отрицал предположение Вундта о других параметрах измерения чувств - напряжение/ расслабление и возбуждение/ депрессия.
Ближе к концу жизни Титченера начал кардинально менять свою систему взглядов. Он стал высказывать предположения о том, что психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность.
В начале 20-х годов Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин «структурная психология» и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией.
Основные взгляды Э. Титченера. Интроспекция и элементы сознания. Структурализм как система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта. Система взглядов: содержание сознательного опыта.