Проблемы, идеи, практика
Компетентностный подход в образовании — новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах стратегических программ. Что они означают для школьных работников — учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, директоров школ? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
Мы пытаемся вместе с наукой ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с использованием компетентностного подхода в школе, опираясь на собственный многолетний опыт работы в школе.
Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования.
И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа. Младшие школьники видят мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким они хотели бы его видеть.
Идут годы, ребенок растет - нарастает нравственный максимализм, моральная требовательность к окружающим, рождаются муки несоответствия представления и реальности. А современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. Появляется боязнь ответственности, страх оказаться в центре внимания, замкнутость.
Казалось бы, с амый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.
Понятие "компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией российского образования. Но прежде чем говорить о компетентностном подходе, давайте разграничим понятия компетенция и компетентность.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Уровень образованности и опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.
Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.
Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
· отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
· быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
· задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
· задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
· быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
· соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
· представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
· ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
· общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
· предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции, в трактовке документов Министерства образования Российской Федерации, - это готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
Суть развития ключевых компетентностей: «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
· общекультурная (учебно-познавательная и информационная) – готовность к работе с информацией;
· коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
· социально-трудовая (кооперативная) – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
· личностного определения (проблемная) – готовность к решению проблем.
Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Задачей компетентностного подхода является найти компромисс между традиционным образованием с доминированием ценности знания и образованием на основе компетентностного подхода с доминированием ценности способности личности адаптироваться к современному миру.
Следует отметить, что компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков. Я предлагаю вам рассмотреть и проанализировать следующую таблицу