Игровой прием Исторический «Снежный ком».




Описание: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.

 

Прием ПОПС - формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:

П – позиция (точка зрения) – я считаю…

О – обоснование (доводы) - …потому, что…

П – пример (факты) - …например…

С – следовательно (вывод) – поэтому.

 

Прием «Три предложения»

Описание: в основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий изучение нового материала занимательным, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Прием позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

 

Прием «Дерево мудрости».

Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Прием "Исследовательский фартук"

Описание: у детей имеется лист А4, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка.

Приём "Учимся сообща" (Зигзаг)

Описание алгоритма действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.

Пример: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России николаевской эпохи и увидел армию того времени (8 класс, История России XIX в.). Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Николая I.

Прием «Мудрые совы»

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример: Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Рассмотрим примеры таких заданий:

Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали?

Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

 

Работа с понятиями.

Описание:

1. Учащимся (индивидуально или по группам) предлагается сформулировать определение какого-либо понятия по теме урока. Учитель (ученик) фиксирует все поступающие предложения на доске, после чего происходит их обсуждение. После свободной дискуссии учащиеся формулируют обобщённое определение.

2. Учащимся (по группам) предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-либо понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.

Пример, набор слов: деятельность, изучающая, дисциплина, научная, хозяйственную; определение — научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность; понятие — экономика.

3. Ребятам предлагается вставить в определение пропущенные слова. В зависимости от степени подготовки учащихся либо им можно предложить набор слов, из которых они будут выбирать нужное (слов в наборе может быть больше, чем требуется для выполнения задания), либо слова ребята вспоминают самостоятельно (можно усложнить задачу, предложив ребятам самостоятельно назвать понятие).

Пример, «Кража — это …, т.е. скрытое от … и окружающих лиц, хищение … имущества».

Должно получиться следующее определение: «Кража — это тайное, т.е. скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества».

Желательно попросить ребят объяснить, почему именно этими словами они заполнили пропуски.

4. Учитель или учащийся предлагают по 2–3 ассоциации к тому или иному понятию, которое необходимо назвать. Например, игра «Угадай слово», урок обществознания по разделу «Экономическая сфера», игра «Смысловой ряд», урок обществознания по теме «Социальный конфликт»).

Контроль

Прием «Шесть шляп»

Описание: рефлексивныйприем, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

 

Прием «Ромашка Блума»

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.

· Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

· Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

· Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

· Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

 

Игра «Угадай слово» на уроке по разделу «Экономическая сфера» (11 кл.)

К нескольким представленным характеристикам подобрать одно слово (один термин),желательно дать правильный ответ при меньшем количестве характеристик прочитанных учителем.

· стоит дорого, но есть кое-что и подороже;

· люди пролили из-за него много пота и крови;

· оно имеет отношение к деньгам.

Ответ: золото.

· она всегда желанна и приятна;

· достаётся не всем работникам, а выбирает достойных;

· является добавкой к заработной плате.

Ответ: премия.

Прием «Крестики-нолики»

Описание: на утверждения (суждения) учителя предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» — «0». Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток (число клеток в квадрате может быть и большим). По окончании игры учитель проверяет работы (вслух) и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а также демонстрирует правильно заполненную таблицу (проверка работ и выставление оценок по такому алгоритму проходит очень быстро). Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть победители).

Физкультминутка «да/нет»

Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»

· Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)

· Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)

· Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)

· Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)

· Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)

· Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Прием «Фома Неверующий»

Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».

Прием «Написание эссе»

Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: