Прием «Имя, дата, событие»




Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.

Дмитрий Донской →? → Куликовская битва

? → 1242 → Ледовое побоище

Христофор Колумб → 1492 →?

ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.

ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся.

Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии - Полтавская битва.

 

Высокий уровень сложности: на столе лежат карточки с датами, события на них не указаны. Из набора дат выбрать необходимые для выполнения задания, мысленно считать находящуюся в них информацию.

1-ое задание: дата – имя

2-ое задание: дата – географическое название

3-е задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами

4-ое задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».

 

1 задание: дата – имя

862 — Рюрик; 882 — Олег; 945-972 — Святослав; 980 -1015, 988 — Владимир Красно Солнышко; 1019- 1054, 1054 — Ярослав Мудрый.

 

2 задание: дата – географическое название

862- Новгород, 882 – Киев; 1147 — Москва; 1380- р. Дон; 1223 - р. Калка; 1240 - р. Нева.

3 задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами

1480 — падение Ордынского ига; 1223 — битва на реке Калке; 1237 — 1240 — походы Батыя.

4 задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».

1565 — 1572 — опричнина, земщина; 1551 — заповедные годы; 1462-1505 — Юрьев день.

 

Рефлексия

Приём “Хокку ”

ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

Формирует:

  • умение осмысливать свою деятельность на уроке;
  • умение личностную оценку происходящему.

 

Описание: рефлексивный приём технологии развития критического мышления. Первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

Пример:

Я был листом На дереве, давая пищу Не желая того… Я был ручейком По скалам струящийся. Весело!!!

 

Прием Синквейн

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Примеры

Тема «Революция в Англии в 1640-1660 гг.» Революция Буржуазная, пуританская Разрушает, уничтожает, устанавливает Итог – создание парламентской монархии Великобритания Тема «Древний Египет» Египет Жаркий, плодородный Занимаются, разливается, роют Египет – дар Нила Земледелие

Приём «Диаманта»

Описание: диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

  • Город
  • Большой, древний
  • Строится, растет, процветает
  • Известный город, маленькая деревня
  • Возрождается, развивается, кормит
  • Красивая, родная
  • Деревня

 

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём "Цветные поля".

Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Пример. Применим при контрольном диктанте и работой над ошибками.

Приём “Райтинг”

Описание: приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

  • умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1. Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

Приём “Рюкзак”

Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста
  • я разобрался в такой-то теме
  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Приём «Сообщи свое Я»

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Формирует:

• умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;

• сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;

• умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.

Пример. «Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: