Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.
Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской →? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
Христофор Колумб → 1492 →?
ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся.
Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии - Полтавская битва.
Высокий уровень сложности: на столе лежат карточки с датами, события на них не указаны. Из набора дат выбрать необходимые для выполнения задания, мысленно считать находящуюся в них информацию.
1-ое задание: дата – имя
2-ое задание: дата – географическое название
3-е задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами
4-ое задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».
1 задание: дата – имя
862 — Рюрик; 882 — Олег; 945-972 — Святослав; 980 -1015, 988 — Владимир Красно Солнышко; 1019- 1054, 1054 — Ярослав Мудрый.
2 задание: дата – географическое название
862- Новгород, 882 – Киев; 1147 — Москва; 1380- р. Дон; 1223 - р. Калка; 1240 - р. Нева.
|
3 задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами
1480 — падение Ордынского ига; 1223 — битва на реке Калке; 1237 — 1240 — походы Батыя.
4 задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».
1565 — 1572 — опричнина, земщина; 1551 — заповедные годы; 1462-1505 — Юрьев день.
Рефлексия
Приём “Хокку ”
ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
Формирует:
- умение осмысливать свою деятельность на уроке;
- умение личностную оценку происходящему.
Описание: рефлексивный приём технологии развития критического мышления. Первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
Пример:
Я был листом На дереве, давая пищу Не желая того… | Я был ручейком По скалам струящийся. Весело!!! |
Прием Синквейн
Описание:
• На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
|
• Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Примеры
Тема «Революция в Англии в 1640-1660 гг.» Революция Буржуазная, пуританская Разрушает, уничтожает, устанавливает Итог – создание парламентской монархии Великобритания | Тема «Древний Египет» Египет Жаркий, плодородный Занимаются, разливается, роют Египет – дар Нила Земледелие |
Приём «Диаманта»
Описание: диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
- 1, 7 строчки – существительные антонимы;
- 2 – два прилагательных к первому существительному;
- 3 – три глагола к первому существительному;
- 4 – два словосочетания с существительными;
- 5 – три глагола ко второму существительному;
- 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример.
- Город
- Большой, древний
- Строится, растет, процветает
- Известный город, маленькая деревня
- Возрождается, развивается, кормит
- Красивая, родная
- Деревня
Приём "Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
|
Приём "Цветные поля".
Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим при контрольном диктанте и работой над ошибками.
Приём “Райтинг”
Описание: приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
- умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример 1. Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Приём “Рюкзак”
Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Приём «Сообщи свое Я»
Описание: рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Формирует:
• умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
• сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
• умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример. «Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».