МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для проведения практических занятий
по дисциплине
«Почвоведение, геология и гидрогеология»
Волгоград 2015
УДК 556.3
ББК 26.35
М - 54
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Почвоведение, геология и гидрогеология». / Сост. М.В.Мазепа, М.В. Ратанов Волгоградский Государственный Аграрный университет - Волгоград, 2015.
В данном указании содержатся курс учебных занятий с теоретическим обоснованием и подробной методикой выполнения каждой работы.
Работы сопровождают расчетными формулами и оформляются в табличном и графическом виде.
Рекомендовано методической комиссией эколого-мелиоративного факультета Волгоградского ГАУ от
© Мазепа М.В., Ратанов М.В. 2015г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические знания и практические решения в области инженерной геологии и гидрогеологии необходимы инженеру при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидромелиоративных систем, гидротехнических объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения.
В курсе " Почвоведение, геология и гидрогеология " изучаются происхождение и условия залегания, состав и свойства подземных вод, закономерности их движения и режима, баланс, запасы и охрана подземных вод, взаимосвязь их с горными породами и минералами вопросы использования подземных вод и борьба с ними. Следует уделить внимание изучению грунтовых вод и верховодки, как одному из главных факторов, определяющих мелиоративное состояние земель.
В результате изучения курса "Гидрогеология" студент должен знать в объеме программы, темы:
1. Виды воды в горных породах и минералах.
|
2. Происхождение, условие залегания, состав, свойства, распространение подземных вод в земной коре.
3. Формирование химического и газового состава подземных вод:
способы выражения и методы изображения состава подземных
вод.
4. Закономерности движения подземных вод, их режим, баланс, запасы и ресурсы.
5. Использование и охрана подземных вод. Методы борьбы с подземными водами.
6. Основные свойства горных пород, как грунтов. Показатели свойств и методы их определения.
7. Инженерно-геологическая классификация горных пород.
8. Основные виды гидрологических и инженерно-геологических исследований при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем и других инженерных сооружений.
9. Гидрогеологические параметры и методика их определения.
10. Содержание, методика построения и чтения геологических, гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
1. Составлять и читать геологические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы.
2. Давать оценку геологических и инженерно-геологических условий по картам и разрезам.
3. Производить некоторые гидрогеологические и инженерно-геологические расчеты и использовать их результаты.
4. Определять основные гидрогеологические параметры.
5. Обрабатывать результаты химических анализов подземных вод и давать оценку их качества для водоснабжения при строительстве и эксплуатации мелиоративных систем и
сооружений.
6. Проводить некоторые виды гидрогеологических и инженерно-геологических исследований по определению геологического строения, гидрогеологических и инженерно-геологических условий исследуемой территории.
|
7. Изучать режим, определять элементы баланса грунтовых вод и использовать результаты при оценке мелиоративного состояния земель.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТРЕБОВАНИЯ
По предмету «Почвоведение, геология и гидрогеология» студент выполняет работу, связанную с обработкой некоторых результатов гидрогеологических исследований, состоящую из текста и графических приложений.
В методических указаниях приведены результаты отдельных видов геологических и гидрогеологических исследований. Используя эти результаты, следует по одному из вариантов выполнить следующие работы:
1. Построить гидрогеологический разрез по одной из линий, указанных на картах (рис. 1,2).
2. Составить схематическую геолого-литологическую карту.
3. Построить карту гидроизогипс.
4. Построить карту глубины залегания уровня грунтовых вод.
5. Обработать и оценить химический состав подземных вод.
6. Составить схему откачки и рассчитать коэффициенты фильтрации по результатам опытной кустовой откачки.
7. Используя результаты работ 1-6, написать пояснительную записку.
Номер варианта для выполнения работы соответствует сумме двух последних цифр шифра - номера зачетной книжки. Например, при шифре 89310, номер варианта 1, при цифре 89387 номер варианта 15 и т. п.
Разрезы, таблицы, схемы выполняются на миллиметровке. Карта может быть представлена на кальке. Текст пишется разборчиво от руки на отдельных листах бумаги. При этом следует оставлять поля для замечаний и отметок преподавателя, проверяющего работу. Титульный лист, текст, графические приложения и список использованных пособий сшивается или склеивается.
|
Таблица 1 - Номера скважин и водомерных постов для построения
гидрогеологических разрезов по вариантам
Номера вариантов | Номера скважин и водомерных постов на линии разреза | Номера вариантов | Номера скважин и водомерных постов на линии разреза |
По карте 1 (рис.1) | По карте 2 (рис.2) (П-3)-39-38-37-36-35-34 (П-2)-33-25-34 (П-3)-39-38-37-25-29 (П-1)-28-27-26-25-24-23 35-24-25-26-27-28-(П-1) (П-3)-39-38-37-36-23 (П-2)-33-32-31-30-29 (П-1)-28-27-26-25-30 (П-3)-39-26-25-24-23 37-26-32-33-(П-2) | ||
17-5-6-7-8 | |||
1-2-3-4-5-6-7-8-(П-1) | |||
17-4-11-12-13-14-(П-2) | |||
15-16-17-18-19-20-21-22-(П-3) | |||
9-17-18-19-20-21-22-(П-3) | |||
18-6-13-14-(П-2) | |||
15-2-3-4-5-6-7-8-(П-1) | |||
9-3-19-20-21-22-(П-3) | |||
18-2-11-12-13-14-(П-2) | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
РАБОТЫ