Классификация радиостанций




В учебном пособии "Система средств массовой информации России" под редакцией Я.Н. Засурского предлагается следующая классификация радиостанций:

По типам собственности:

- государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;

- радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

- коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги;

- радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

По охвату аудитории:

- общенациональные и центральные;

- региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны;

- локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.

По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам:

- радиостанции универсального или общего, характера;

- информационные радиостанции;

- музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату.[13]

Исследователь радиожурналистики Е. Раскатова выделяет следующие типоформирующие признаки [14], которые делают классификацию современных радиостанций более точной и детальной, так как учитывают большинство факторов, оказывающих влияние на структуру, функционирование и позиционирование радиостанции:

1. Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

2.Цель вещания - главная идея, объединившая творческий коллектив и владельца радиостанции. Например, целью частной радиостанции, как правило, является получение финансовой прибыли от продажи рекламного времени, а целью муниципальной радиостанции - оперативное информирование горожан о работе городских структур и событиях внутригородского уровня.

3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы той или иной категории населения. Определяется по месту жительства, возрасту, социальному положению, уровню образования, профессии и т. д. Разумеется, каждая радиостанция стремится охватить как можно больше аудитории, но "радио для всех" не бывает.

4. Формат вещания. В это понятие входят: правильно выстроенная структура программирования вещания, точно подобранная музыкальная стратегия и манера ведения передач, наличие соответствующих этических и эстетических норм работы творческого коллектива.

5. Диапазон вещания. Правильно выбранный диапазон обеспечивает доступность радиостанции тому слушателю, на которого она ориентирована. В последние годы происходит увеличение числа радиостанций, вещающих в FM-диапазоне.

6. Состав творческого коллектива. В зависимости от поставленных целей он формируется из профессиональных радиожурналистов, специализирующихся в определенной области, людей, обладающих хорошо поставленной подвижной речью. Естественно, что радиостанция, имеющая большой спектр информационных передач, не обойдется без работников, имеющих журналистское образование. А радиостанция, дающая в эфир аналитику, без специалистов в конкретной анализируемой области. Музыкальные эфиры могут с успехом вести люди, обладающие только хорошими актерскими способностями.

7. Жанровая политика. Использование тех или иных жанров должно быть обоснованным. Неверно стремиться охватить все существующие жанры вещания, так как некоторые из них обладают специфическими особенностями и могут оттолкнуть целевого слушателя. Еще важней выстроить соотношение жанров в вещательной сетке. Перенасыщение ее одним жанром ведет к монотонности и однообразию вещания.

8. Звуковое оформление вещания. Исходя из того, что радио - это звучащее СМИ, необходимо особое внимание уделить звуковому оформлению вещания. Какое оно: сухое и строгое, расслабляющее и спокойное или полнозвучное, яркое, динамичное. Какая музыка используется для заставок: популярная или авторская, написанная специально для этой радиостанции. Звуковое оформление может быть выполнено в одном стиле или для каждой передачи отдельно.

9. Объем вещания. Определяется по количеству часов вещания в том или ином промежутке времени (от круглосуточного до нескольких часов в неделю), а также "возрастом" радиостанции, то есть сроком выхода в эфир.

10. Территория вещания. Можно реально измерить территорию в квадратных километрах, но проще обратиться к издавна принятым определениям: городское, всероссийское, всемирное и т. п.

Классификация по формату вещания. А.А Шерель определяет формат как «концепцию вещания радиостанции, включающую в себя содержание передач, ритмы вещания, эстетические нормы, избранные данной станцией, манеру работы ведущих и другие специфические особенности, характеризующие вещательные программы именно данной конкретной станции, и более всего - принципы структурирования программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории»[15].

По мнению Е. Раскатовой, «самым главным при выработке формата радиостанции следует считать ориентированностьна определённую целевую аудиторию. Кроме того, практика показала, что успешной и рентабельной становится только та радиостанция, которая точно знает свою целевую аудиторию, постоянно проводит ее мониторинг, изучает её вкусы, интересы и потребности. Попытки работать «на всех» при современной конкуренции между радиостанциями неизбежно приводят к краху. Слушатель «уходит» на другую волну, снижается заинтересованность в подобной радиостанции, возникают финансовые трудности и противоречия с учредителями радиостанции. Точное определение сегмента слушателей в зависимости от целей, поставленных перед радиостанцией, дает возможность грамотно и корректно выстроить формат радиостанции».[16]

Понятие «формат» исторически связано с возникновением нового принципа программирования в американском радиовещании 50-х гг. XX в., получившего название «Формат «Топ-40». Вначале форматом назывался только набор музыкальных направлений, звучащих в эфире тех или иных радиостанций, но в 70-х, с появлением форматов «News» и «Talk», изменилось и содержание понятия «формат». С тех пор оно стало означать принципы программирования всего вещания радиостанции. В настоящее время существует более ста разновидностей формата, и процесс создания новых принципов программирования, а значит и новых форматов, продолжается.[17]

К основным критериям, определяющим формат, по мнению А. Бабукина, относятся «стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая "музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компановка и микширование».[18]

А. Бабукин приводит следующую классификацию радиоформатов [19]:

1. АС (Adult Contemporary) - современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория - 25-45 лет. У этого формата есть субформаты:

- Soft AC - мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и малым количеством текущих хитов (тип старое "Ностальжи"), с целевой аудиторией 30-45 лет,

- Hot AC - горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством текущих хитов (тип "Радио Монте Карло"), с целевой аудиторией 25-35 лет,

2. CHR (Contemporary Hit Radio) - современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:

- CHR/Pop - с преобладанием хитов в стиле поп (тип "РДВ"),

- CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, танцующее радио (тип "Европа Плюс"),

- Modern Rockoriented CHR - с преобладанием композиций в стиле современный рок и поп-рок (тип "Максимум"),

- а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.

3. Rock - Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают композиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это - достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов:

- AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-рол с достаточно большим каталогом классических песен в этом стиле 70-х - 90-х годов (тип "Радио 101"),

- AOR (Album Oriented Rock) - с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работающие в этом формате),

- Modern Rock – Mainstream Rock - современный рок - рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус, формат, чем-то пересекается с ModernRockoriented CHR (российских примеров привести не могу),

- сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).

А теперь несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире или очень мало, или не представлены совсем:

4. Classical - классическая музыка (тип - самое первое "Радио Классика") с очень узкой целевой аудиторией без возраста,

5. Oldies - ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип "Радио Ретро"),

6. NAC/SmoothJazz - мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет (тип уже несуществующего "Престиж Радио"),

7. Alternative - альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат:

- Alternative AC - с целевой аудиторией 25-35 лет,

8. Urban - преимущественно "черная" музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 12-20 лет и его субформат:

- Urban AC - для более "старших товарищей",

9. R&B (Rhythmand Blues) - ритм-энд-блюз - активный формат с целевой аудиторией 25-40 лет,

10. Country - кантри - народная североамериканская музыка,

11. Folk - фолк - народная стилизованная музыка,

12. Christian - музыка религиозного содержания, в том числе и в современной обработке,

13. EZ (Easy Listening) - фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой.

Контрольные вопросы:

1. Классификация радиостанций по типам собственности.

2. Классификация радиостанций по охвату аудитории.

3. Классификация радиостанций по тематической направленности.

4. Типоформирующие признаки при классификации радиостанций.

5. Классификация радиостанций по формату вещания.

6. Понятие «формат».

7. Форматы радиостанций.

Практические задания:

1. Представить описание радиостанции (на выбор) в соответствии с типоформирующими признаками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: