Лекция на тему: «Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия в 1991-2020 гг. Союзная республика Югославия и ее распад»




 

План

1. Политическое и экономическое развитие Словении

2. Политическое и экономическое развитие Хорватии

3. Политическое и экономическое развитие Македонии

5. Политическое и экономическое развитие Боснии и Герцеговины

5. Политическое и экономическое развитие Союзной Республики Югославия.

 

Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал С.Милошевич. Выборы в Боснии, Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции. И только в Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Свободные выборы и провозглашение независимости союзных республик привели к распаду Югославской федерации.

После выборов и прихода национальных сил к власти в республиках бывшая единая экономика страны распалась на шесть отдельных региональных экономических структур.

1. Политическое и экономическое развитие Словении. Общее состояние всех союзных органов, близкое к полному параличу, сделало возможным быстрое осуществление многолетней идеи словенской политической элиты об отделении от СФРЮ. Сло­вения провозгласила суверенитет и объявила о своем выходе из Югославии 25 июня 1991 г., ссылаясь на принятую 2 июля 1990 г. Декларацию республики о независимости и результаты плебисцита 23 декабря 1990 г., на котором 88,5% населения высказалось за отделение от Югославии.

Руководство тщательно готовилось к отделению и в день объяв­ления о суверенитете словенское правительство взяло под свой кон­троль границы республики, воздушное пространство, а также та­моженные пункты. В качестве ответной меры правительство СФРЮ 26 июня 1991 г. отдало приказ о защите югославских границ. Путь двухтысячному контингенту, состоящему из пограничников, сотрудников МВД и военных, который начал движение в сторону пограничных переходов, преградили словенские добровольческие отряды и силы территориальной обороны. В столкновениях, кото­рые в литературе уже окрестили «малой войной», погибли 44 воен­ных, 184 получили ранения. Со стороны Словении было трое уби­тых и 66 раненых. 12 июля после предварительно заключенного перемирия президиум СФРЮ принял решение вывести войска из Словении. 29 июля 1991 г. из республики были выведены все войс­ка и техника.

В январе 1992 г. Словения была признана странами Европейс­кого союза, затем она становится полноправным членом СБСЕ и ООН.

Население молодой республики составляло в 1990 г. около 1,9 млн человек, 90% из которых — словенцы.

Словения — парламентская республика. Высшим законодатель­ным органом является скупщина, состоящая из двух палат — Госу­дарственного собрания (90 человек, избираются сроком на 4 года) и Государственного совета (40 членов, избираются сроком на 5 лет).

На парламентских выборах в декабре 1992 г. большинство мест получили либерал-демократы (25 мест), и Словенские христианс­кие демократы (14 мест). За ними следовали бывшие коммунис­ты — партия Социал-демократического обновления. Президентом снова на пятилетний срок был избран М. Кучан.

На парламентских выборах 1996 г. либерал-демократы вновь подтвердили свое преимущество, получив 25 мандатов из 90 в Го­сударственном собрании. Значительный успех по сравнению с вы­борами 1992 г. имели Народная партия (19 мест) и Социал-демокра­тическая партия (16 мест). На президентских выборах в ноябре 1997 г. М. Кучан опередил всех кандидатов на пост президента страны и вновь стал руководителем государства.

Усилия правительства, направленные на поддержание граж­данского мира и политического спокойствия в стране, дают опре­деленные положительные результаты. Словения, взяв курс на ин­теграцию с Европой, предприняла широкомасштабную экономи­ческую реформу, направленную на обуздание инфляции, создание собственной валюты, проникновение на европейский рынок. В 1994 г. произошел перелом в экономической ситуации. Валовой внутрен­ний продукт вырос более чем на 5%, удалось несколько снизить инфляцию — с 22,9% в 1993 г. до 18,3%, укрепить валютные резер­вы страны. В последнем квартале 1995 г. инфляция впервые не пре­высила 10%.

Отстаивая политическую самостоятельность, Словения высту­пает за восстановление экономических и политических связей быв­ших республик СФРЮ.

2. Политическое и экономическое развитие Хорватии. Хорватия провозгласила свою независимость 25 июня 1991 г. В январе 1992 г. страны Европейского Союза официально признали ее самостоятельность. В мае того же года Хорватия стала полноправ­ным членом ООН. Однако мир на хорватскую землю не пришел. В течение года в республике шла война между сербами, компактно проживавшими на трети ее территории и не желавшими выходить из состава Югославии, и хорватской армией, стремившейся сохра­нить единство государства. Сербы создали Республику Сербская Крайна (РСК) и пытались отделиться от Хорватии, но не были поддержаны мировым сообществом. В феврале 1992 г. Совет Безо­пасности ООН принял решение о посылке в бывшую Югославию миротворческого контингента, который был размещен вдоль гра­ниц с Республикой Сербская Крайна. С 1992 по 1995 г. экономичес­кая и политическая жизнь Хорватии развивалась на территории, в которую не входили сербские области РСК, разделенные на четыре зоны (сектора), где располагались «голубые каски». В 1995 г. в ходе военной операции хорватская армия заняла территорию РСК, более 200 тыс. сербов покинули республику.

Хорватский парламент — сабор — состоит из палаты представите­лей, в которую выбирается 138 депутатов, и палаты общин, пред­ставленной 68 депутатами. В палату общин избираются по 3 представи­теля от каждой из 21 жупаний (административных единиц страны), а пятерых дополнительно назначает президент.

В августе 1992 г. в Хорватии прошли досрочные парламентские и президентские выборы. Президентом страны вновь стал Ф.Туджман. Большинство обеих палат парламента составили члены Хорват­ского демократического содружества (ХДС), получившие 2/3 мест. На парламентских выборах 1995 г. ХДС удалось сохранить более половины депутатских мест в парламенте. Второй по числу мест в парламенте стала Социал-демократическая партия (реформирован­ный Союз коммунистов Хорватии), получившая 9% голосов.

Хорватия после Словении была наиболее развитой в экономи­ческом отношении республикой в федеративной Югославии. Одна­ко разрыв экономических связей с другими частями бывшей СФРЮ, война, которая велась непосредственно на территории Хорватии, а также временная утрата контроля над сербской частью территории Республики нанесли тяжелый урон экономике. Значительная часть промышленности и инфраструктуры Хорватии были разрушены, Ущерб от военных действий составил 18,7 млрд дол. Экономичес­кий спад в Хорватии составил с 1989 по 1994 г. 46%. В 1994 г. удалось обуздать инфляцию, стабилизировать курс национальной денежной единицы — куны, введенной в мае 1994 г. Однако многие проблемы решить так и не удавалось. В 1995 г. наблюдалось замедление экономического роста Хорватии, упали ключевые показатели развития народного хозяйства. Дефицит платежного баланса республики в 1994 г. достиг 1,7 млрд дол.

Внешняя политика Хорватии формировалась в условиях про­должающегося кризиса на Балканах, непосредственной вовлечен­ности республики в конфликт. Особенно тесные отношения были налажены ею с ближайшими соседями — Австрией, Венгрией Словенией, а также с Германией, Албанией.

В 1996 г. наметился процесс постепенной нормализации отно­шений Хорватии с Союзной Республикой Югославией. Подписа­ние соответствующего соглашения явилось важным шагом в урегу­лировании всего югославского кризиса.

3. Политическое и экономическое развитие Македонии. Процесс оформления самостоятельности Македонии, начатый в январе 1991 г. принятием Декларации о суверенитете Социалистичес­кой Республики Македонии, был завершен 17 ноября 1991 г., когда была принята новая конституция Республики Македония, провоз­гласившая ее суверенным демократическим государством.

21 февраля 1992 г. руководители Македонии и СФРЮ подпи­сали договор о выводе частей Югославской народной армии с тер­ритории республики. Тем самым Македония избежала военных столк­новений, ее отделение от СФРЮ произошло мирным путем.

Однако достижение суверенитета омрачалось трудностями меж­дународного признания республики. Греция решительно протесто­вала против названия республики «Македония» (ибо так называет­ся область в Северной Греции), против использования историчес­кой греческой атрибутики в официальной македонской символике, настаивала на твердых гарантиях со стороны Македонии, что та не имеет территориальных претензий к соседним государствам.

В апреле 1993 г. республика была принята в ООН под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония (БЮРМ) до урегулирования разногласий, возникших в связи с названием этого государства. В июне 1996 г. уже 72 государства признали Маке­донию, из них 35 — под именем Республика Македония.

После достижения самостоятельности в Македонии начались ра­дикальные изменения политической и экономической систем. Конституция закрепляла создание гражданского, демократического, пра­вового государства. Высшим законодательным органом республики является избираемый на четыре года однопалатный парламент — Собрание Республики Македонии, состоящее из 120 депутатов. Со­брание избирает президента республики сроком на четыре года. 27 ян­варя 1991 г. президентом стал К, Глигоров. За пять лет парламент рассмотрел более 700 законодательных актов, регулирующих все сферы общественной, политической и экономической жизни.

В условиях разгоравшихся военных действий в Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине, мир в Македонии казался ее руко­водителям хрупким. Поэтому они обратились с просьбой в ООН направить отряд «голубых касок» в Македонию. В декабре 1993 г. парламент Республики Македония принял решение просить о при­соединении к НАТО. Все политические партии страны без исклю­чения поддержали это решение.

Эволюция политической системы и ее демократизация связа­ны были в Македонии с развитием многопартийности, налажива­нием представительной системы власти и управления. В 1994 г. в республике Македония было зарегистрировано уже около 60 по­литических партий, из которых 15 выражали интересы нацио­нальных меньшинств. Первые выборы в условиях самостоятельности прошли в октябре—ноябре 1994 г. На места в парламенте претен­довали правящий блок «Союз за Македонию», куда входили со­циал-демократы, либералы и социалисты, а также национальная македонская оппозиция и национальные албанские партии. Абсо­лютное большинство в парламенте получил «Союз за Македо­нию» (85 мест из 120).

Экономическое положение Македонии после обретения само­стоятельности было крайне тяжелым. Валовой внутренний продукт с 1991 по 1993 г. сократился на 30%, уровень безработицы прибли­зился к 40%, объем промышленного производства упал на 50%. В результате спада производства сталелитейные и никелевые пред­приятия были близки к закрытию, текстильная промышленность была загружена на 30% своей мощности, снизились поступления от туризма, транзита.

Приоритетом объявленной правительством и согласованной с Международным валютным фондом и Всемирным банком програм­мы экономической стабилизации явилось создание условий для функционирования рыночного хозяйства и скорейшая приватиза­ция. В 1995 г. удалось обуздать инфляцию. В 1995 г. Всемирный банк предоставил Македонии кредит в 85 млн дол. для корректировки финансового и предпринимательского секторов. Источником дальней­шего экономического роста стали малые и средние предприятия, строительство, сельское хозяйство и сфера услуг.

Македония — страна, в которой, кроме титульной нации, про­живают и другие народы. Согласно переписи 1994 г., население страны составляло 2 075 196 человек, из которых 1 378 687 — македонцы, 478 967 — албанцы, 39 866 — сербы, 47 408 — цыгане. Большинство населения (66,66%) — православные, мусульмане со­ставляют 30,06%, католики — 0,49%. Албанцы, проживающие в Республике, выступают за расширение своих прав, открытие ал­банского университета, более пропорциональное участие (на уровне 30%) во всех государственных структурах, а радикальное крыло албанского меньшинства требует автономии для районов За­падной Македонии, отстаивая идею объединения всех албан­цев в независимом государстве.

Политика Македонии направлена на установление добро­соседских отношений со всеми государствами полуострова, в 1995 г. Македония стала членом ОБСЕ и Совета Европы. В 1995 г после четырехлетних острых споров Македония и Греция под­писали в Нью-Йорке соглашение о нормализации отношений а в 1996 г. был подписан договор о нормализации отношений между Македонией и Союзной Республикой Югославией.

4. Политическое и экономическое развитие Боснии и Герцеговины. Босния и Герцеговина (БиГ) в качестве самостоятельного го­сударства была признана мировым сообществом в апреле 1992 г., но фактически как единое образование не существовала. На её территории шла война между мусульманами, сербами и хорва­тами, создавшими свои государственные образования (Респуб­лика Босния и Герцеговина, Республика Сербская и Республи­ка Герцег-Босния), за раздел территории БиГ.

В июне 1992 г. по мере распространения конфликта на террито­рию Боснии и Герцеговины мандат «голубых касок» и их полномо­чия были расширены на Боснию и Герцеговину с тем, чтобы обеспе­чить безопасность и функционирование аэропорта Сараево, а также доставку гуманитарной помощи в этот город и близлежащие районы. Кроме того, международные Силы по охране контролировали зоны, свободные от полетов, и «зоны безопасности» ООН, учрежденные Советом Безопасности вокруг пяти боснийских городов и Сараево.

В августе 1991 г. была создана Международная конферен­ция по Боснии и Герцеговине, которая на протяжении несколь­ких лет пыталась разработать планы урегулирования. План Кутильеро (1992) предполагал разделение страны на национальные кантоны, план Вэнса-Оуэна (1993) делил ее территорию на 10 провинций. В том же году Оуэн и Столтенберг предложили рассмотреть вариант «унии трех республик». В 1994 г. создан­ная для переговоров министров иностранных дел США, Рос­сии, Великобритании и Франции Контактная группа перешла к осуществлению жесткой доктрины «принуждения к миру»-Было предложено разделить БиГ на два государства: мусульманско-хорватское и сербское в рамках единой Боснии и Гер­цеговины. Однако ни один из планов не был принят всеми сторонами конфликта.

В марте 1994 г. в Вашингтоне в присутствии американского прези­дента Б. Клинтона хорватами и мусульманами был подписан договор о создании Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) на территории БиГ.

30 мая 1994 г. в мусульманской части Сараева собралась законода­тельная скупщина федерации, на которой были избраны ее президент (хорват К. Зубак), заместитель председателя (мусульманин Э. Ганич) и премьер-министр (мусульманин X. Силайджич).

Сербы в БиГ категорически отказались присоединяться к ФБиГ. республика Сербская, на протяжении четырех лет с оружием в руках отстаивавшая свою самостоятельность, сумела за это время создать органы власти, наладить административное управление, обозначить свою территорию.

Урегулирования в БиГ удалось достичь лишь осенью 1995 г., когда были подписаны документы, вошедшие в историю как Дэйгонские соглашения по БиГ. На ее территории создавались два «Об­разования» (так в тексте) — Федерация Боснии и Герцеговины и республика Сербская, которые объединялись в Боснию и Герцего­вину. Образования имеют право устанавливать особые параллель­ные отношения с соседними государствами, сообразуясь с сувере­нитетом и территориальной целостностью Боснии и Герцеговины. Для реализации договоренностей в страну были введены междуна­родные силы.

Весь последующий период был связан с осуществлением про­граммы, намеченной Дейтонскими соглашениями, — разграниче­нием территорий, разоружением и подготовкой к парламентским выборам. В сентябре 1996 г. прошли парламентские выборы в государ­ственные и республиканские органы власти. В скупщину БиГ были выбраны представители мусульманских, сербских и хорватских партий, в президиум Боснии и Герцеговины вошли А. Изетбегович, М. Краишник и К. Зубак, которые сменяют друг друга на посту председательствующего каждые восемь месяцев. Президиум как ру­ководящий орган страны принимает решения на основе консенсуса. Президентом Республики Сербской была избрана Б. Плавшич.

5. Политическое и экономическое развитие Союзной Республики Югославия. 27 апреля 1992 г. на торжественном заседании скупщины СФРЮ, Народной скупщины Республики Сербия и скупщины Республики Черногория народные представители этих двух республик заявили ° континуитете государственного, международного, правового и Политического статуса СФРЮ в новом совместном государстве — Союзной Республике Югославии (СРЮ). Третья Югославия состо­ит из двух республик — Сербии и Черногории, а в состав Респуб­лики Сербия входят два автономных края — Косово и Метохия, Воеводина. В тот же день была принята конституция СРЮ, которая Предполагает суверенность и самостоятельность Сербии и Черного­рии в составе демократического государства с единым экономическим пространством. СРЮ объявила о признании всех югославских республик, провозгласивших независимость, об отсутствии территориальных претензий к бывшим республикам СФРЮ.

Население Югославии в 1992 г. составляло 10,5 млн человек: в Сербии — 9,79 млн, из них в Воеводине — 2 млн, в Косове и Метохии — 1,7 млн человек, в Черногории — 616,5 тыс.

Развитие СРЮ после мая 1992 г. проходило в крайне сложных условиях действия международных санкций, введенных против нее в связи с обвинением в участии в военных действиях на террито­рии Боснии и Герцеговины.

Создание федерации требовало строительства новых структур власти. На проведенных в конце мая 1992 г. выборах в Вече граждан Союзной скупщины, в скупщины автономных краев и местные органы власти больше всего голосов получили правящая Социали­стическая партия Сербии (СПС) во главе со Слободаном Милоше­вичем и Сербская радикальная партия (СРП) В.Шешеля, в Чер­ногории — Демократическая партия социалистов (ДПС).

В июне 1992 г. делегаты Союзной скупщины избрали пре­зидентом СРЮ известного писателя, академика Д. Чосича. На должность премьер-министра был приглашен американский предприниматель сербского происхождения М. Панич. Среди важнейших задач нового руководства республики — формиро­вание государства, обеспечение его правопреемственности, от­мена принятых Советом Безопасности ООН экономических и политических санкций в отношении Югославии.

Д. Чосич и М. Панич проводили активную политику сотруд­ничества с международными организациями, политику реально­го компромисса, демонстрируя стремление к миру и добрую волю руководства Югославии. Д.Чосич выступил с заявлениями о го­товности признать бывшие республики СФРЮ. С. Милошевич обвинял Д. Чосича в мягкости и уступчивости, в нарушении кон­ституции. После победы на внеочередных выборах в Союзную скуп­щину СРЮ в декабре 1992 г. объединенное большинство социали­стов и радикалов в союзном парламенте 1 июня 1993 г. тайным голосованием в отсутствие Д. Чосича отстранило его от должнос­ти. Новым президентом страны избран предложенный СПС 3. Лилич, но фактическим лидером оставался С. Милошевич. Имен­но он участвовал во всех международных переговорах, принимал иностранных дипломатов и посредников по урегулированию кри­зиса и даже подписывал документы от имени Югославии. Правя­щая СПС уверенно лидировала и на выборах в декабре 1993 г.

В Черногории за все время кризиса и санкций наблюда­лось достаточно стабильное политическое положение. На всех выборах Демократическая партия социалистов (ДПС) получала поддержку большинства избирателей, а популярность прези­дента М. Булатовича выходила далеко за рамки одной партии.

Санкции ООН против Югославии вводились поэтапно, на­чиная с сентября 1991 г. Они предусматривали полное торговое эмбарго, прекращение всех финансовых операций, авиаперево­зок, научного, культурного и технического сотрудничества, зап­рет на участие спортсменов СРЮ в международных соревновани­ях. В конце 1992 г. был запрещен транзит товаров через террито­рию СРЮ, а в 1993 г. замораживались югославские счета в иностранных банках. Для связи с внешним миром Югославии были оставлены только телефон, железнодорожная и почтовая связь.

Санкции серьезно подорвали экономику СРЮ. Прямой ущерб от санкций только за три года их применения оценивался в 45 млрд дол. Из-за отсутствия сырья, запчастей, рынков сбыта, прекращения капиталовложений окончательно встали или перешли на минимальный режим работы тысячи предприятий, многие рабо­чие были отправлены в вынужденные отпуска. Число безработных в начале 1994 г. составило 760 тыс. человек, а в вынужденном отпуске находилось 700 тыс. человек. Особенно тяжело страдало население от отсутствия лекарств и медицинских препаратов.

В 1993 г. страну захватила невиданная гиперинфляция, достиг­шая 31 млн %. 21 января 1994 г. была объявлена Программа эконо­мической стабилизации (Д.Аврамовича), за первые месяцы осуще­ствления которой инфляция существенным образом снизилась. Обо­значился рост объема промышленной продукции, заработной платы, стабилизировались цены на товары, стали заполняться пустые пол­ки магазинов. За девять месяцев 1994 г. объем общественного про­изводства возрос на 50%, розничные цены снизились на 10,3%. В ноябре 1995 г. в Югославии началось осуществление второго этапа стабилизационной программы, разработанного для страны в услови­ях отсутствия международных санкций.

В сентябре 1994 г. экономические санкции были частично от­менены, в ноябре 1995 г. — приостановлены на неопределенное время. 1 октября 1996 г. после объявления результатов выборов в БиГ решением Совета Безопасности ООН санкции были сняты окончательно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: