Умственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста




Основные понятия: умственное воспитание, ум­ственное развитие, сенсорное воспитание, любознатель­ность, познавательные интересы, систематизация зна­ний, умственная активность.

Дошкольное детство -- это период оптимального умственного развития и воспитания ребенка. Первые системы умственного воспитания были созданы педа­гогами прошлого — Ф. Фребелем, М. Монтессори. Оте­чественные ученые в своих исследованиях показали, что возможности умственного развития детей дошколь­ного возраста высокие, чем считалось ранее: ребенок способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социаль­ной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).

Умственное развитие есть процесс в результат ус­воения ребенком наиболее простых форм обществен­ного опыта, воплощенного в продуктах физического и умственного труда, овладения элементарными знани­ями и умениями. Об умственном развитии судят по объему, характеру и содержанию знаний, уровню сформированности познавательных процессов, способнос­ти к самостоятельному творчеству.

Большое значение в умственном развитии ребенка имеет его активная деятельность: общение, экспери­ментирование, макетирование, моделирование, коллек­ционирование.

Умственное воспитание есть специально органи­зуемый педагогический процесс, направленный на фор­мирование у детей системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности и потреб­ности в ней. Умственное развитие и умственное вос­питание находятся в тесном взаимодействии. Умствен­ное воспитание во многом определяет умственное раз­витие, способствует ему.

Психолого-педагогическая основа умственного вос­питания — умственная деятельность, сложная функ­циональная система, в которой в единстве представле­ны знания, умственные действия, познавательные про­цессы и способности. Умственная деятельность ребенка зависит от объема знаний, степени их усвоенности, обоб­щенности; степени соответствия чувственного опыта и образовавшихся понятий; уровня развития умственных действий, познавательных процессов, способностей.

В раннем дошкольном возрасте быстрыми темпа­ми происходит умственное развитие ребенка, разви­тие наглядно-действенного мышления. Основная осо­бенность умственного развития дошкольника - преобладание образных форм познания: восприятия, словесно-образного мышления, воображения. Умствен­ное развитие ребенка зависит от интересов, чувств ре­бенка, всех его черт, образующих духовный облик (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).

Направление исследований проблем умственного вос­питания:

1) А. В. Запорожец — положение об амплификации, о значении систематизированных знаний в умствен­ном развитии; П. Я. Гальперин -- поэтапное форми­рование умственных действий; Л. А. Венгер -- формирование умственных способностей, овладение ребен­ком сенсорной культурой; Н. П. Сакулина -- разви­тие творчества в изобразительной деятельности; Н. Н. Поддъяков — способности к восприятию систем­ных знаний; моделирование, экспериментирование как методы умственного воспитания, особенности мышле­ния дошкольников; А. П. Усова — дидактика детско­го сада, развитие качеств обучаемости, сенсорное вос­питание; В. И. Логинова -- системные знания и их роль в умственном воспитании; С. Н. Николаева -умственное развитие дошкольника в процессе усвое­ния системы знаний о живой природе; Л. А. Парамо­нова — развитие творчества, роль конструирования в умственном воспитании дошкольников.

2) в зарубежных теориях умственное развитие, рас­сматривается как процесс созревания умственных спо­собностей, как индивидуальное приспособление (адап­тация) ребенка к окружающей среде.

Задачи умственного воспитания: сенсорное воспи­тание (развитие); развитие познавательной активнос­ти и познавательной деятельности детей; формирова­ние знаний об окружающем мире; развитие познава­тельных интересов и любознательности, речи и интел­лектуальных способностей; развитие способностей к умственному труду, формирование элементарных на­выков культуры умственного труда.

Среди задач умственного воспитания особое место занимает задача развития у детей умственных спо­собностей. Это значить развить у ребенка способность познавать не только внешние, наглядные свойства пред­метов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения, умение мысленно представлять скрытые части предметов, способность к начальным формам абстракции, обобщениям и умозаключениям в наглядно-образной форме (например, установить за­висимость между внешним видом животного и усло­виями его существования); умение рассматривать пред­меты в их взаимосвязях и зависимостях, стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира, к поисково-исследовательской деятельности, к модели­рованию и экспериментированию.

Навыки умственной деятельности начинают фор­мироваться уже в раннем возрасте. Первый источник знаний о мире — это ощущения. С помощью ощуще­ний ребенок познает отдельные признаки предметов (вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др.). которые воздействуют на его органы чувств. По­степенно формируются навыки и развиваются способы сенсорного обследования предметов и на этой основе — тонкость ощущений, точность восприятия, умственных способностей. Формируются умственные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация и на их основе — представления и умозаключения. С развити­ем мышления дети овладевают отношениями между предметами: 1) часть — целое; 2) предмет—предмет (ребенок обобщает, объединяет предметы в группы по сходству, устанавливает различия); 3) предмет—груп­па предметов (познает взаимосвязи и взаимодействия предмета с группой других предметов, что способству­ет развитию поисково-познавательной деятельности).

Средства умственного воспитания (ознакомление с окружающим миром, игра, труд, общение) распре­деляются на две группы: деятельность детей и произ­ведения духовной и материальной культуры. Детские деятельности: бытовая деятельность, игровая (подвиж­ные, дидактические, творческие игры), продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изоб­разительная). Предметы материальной и духовной культуры: игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы деко­ративно-прикладного искусства.

Содержание умственного воспитания дошкольни­ков: «энциклопедичность» знаний, их воспитывающий характер (Я, А. Коменский), знания о предметах быта, о труде взрослых и профессиях, об экономике, о не­бесных светилах, система знаний о природе, о явле­ниях окружающей жизни.

С возрастом ребенок сталкивается с многообрази­ем форм, красок и других свойств объектов, игру­шек, предметов домашнего обихода, произведения­ми искусства, музыкой, природой. Развивается вос­приятие как познавательный процесс. Постепенно психические процессы ощущения и восприятия со­вершенствуются. Главным в умственном развитии становится сенсорное воспитание — целенаправлен­ное совершенствование и развитие у ребенка ощу­щений и восприятий и на их основе -- наглядных представлений. Первые системы сенсорного воспи­тания были разработаны Ф. Фребелем, М. Монтессори, О. Декроли.

 

Ведущие идеи сенсорного воспитания:

1) ребенок осваивает окружающий мир с помощью важнейших психических процессов ощущения и восприятия;

2) сенсорное воспитание направленно на формиро­вание обобщенных способов обследования предметов;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: