Основные понятия: умственное воспитание, умственное развитие, сенсорное воспитание, любознательность, познавательные интересы, систематизация знаний, умственная активность.
Дошкольное детство -- это период оптимального умственного развития и воспитания ребенка. Первые системы умственного воспитания были созданы педагогами прошлого — Ф. Фребелем, М. Монтессори. Отечественные ученые в своих исследованиях показали, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста высокие, чем считалось ранее: ребенок способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).
Умственное развитие есть процесс в результат усвоения ребенком наиболее простых форм общественного опыта, воплощенного в продуктах физического и умственного труда, овладения элементарными знаниями и умениями. Об умственном развитии судят по объему, характеру и содержанию знаний, уровню сформированности познавательных процессов, способности к самостоятельному творчеству.
Большое значение в умственном развитии ребенка имеет его активная деятельность: общение, экспериментирование, макетирование, моделирование, коллекционирование.
Умственное воспитание есть специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности и потребности в ней. Умственное развитие и умственное воспитание находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему.
Психолого-педагогическая основа умственного воспитания — умственная деятельность, сложная функциональная система, в которой в единстве представлены знания, умственные действия, познавательные процессы и способности. Умственная деятельность ребенка зависит от объема знаний, степени их усвоенности, обобщенности; степени соответствия чувственного опыта и образовавшихся понятий; уровня развития умственных действий, познавательных процессов, способностей.
В раннем дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит умственное развитие ребенка, развитие наглядно-действенного мышления. Основная особенность умственного развития дошкольника - преобладание образных форм познания: восприятия, словесно-образного мышления, воображения. Умственное развитие ребенка зависит от интересов, чувств ребенка, всех его черт, образующих духовный облик (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).
Направление исследований проблем умственного воспитания:
1) А. В. Запорожец — положение об амплификации, о значении систематизированных знаний в умственном развитии; П. Я. Гальперин -- поэтапное формирование умственных действий; Л. А. Венгер -- формирование умственных способностей, овладение ребенком сенсорной культурой; Н. П. Сакулина -- развитие творчества в изобразительной деятельности; Н. Н. Поддъяков — способности к восприятию системных знаний; моделирование, экспериментирование как методы умственного воспитания, особенности мышления дошкольников; А. П. Усова — дидактика детского сада, развитие качеств обучаемости, сенсорное воспитание; В. И. Логинова -- системные знания и их роль в умственном воспитании; С. Н. Николаева -умственное развитие дошкольника в процессе усвоения системы знаний о живой природе; Л. А. Парамонова — развитие творчества, роль конструирования в умственном воспитании дошкольников.
2) в зарубежных теориях умственное развитие, рассматривается как процесс созревания умственных способностей, как индивидуальное приспособление (адаптация) ребенка к окружающей среде.
Задачи умственного воспитания: сенсорное воспитание (развитие); развитие познавательной активности и познавательной деятельности детей; формирование знаний об окружающем мире; развитие познавательных интересов и любознательности, речи и интеллектуальных способностей; развитие способностей к умственному труду, формирование элементарных навыков культуры умственного труда.
Среди задач умственного воспитания особое место занимает задача развития у детей умственных способностей. Это значить развить у ребенка способность познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние существенные связи и отношения, умение мысленно представлять скрытые части предметов, способность к начальным формам абстракции, обобщениям и умозаключениям в наглядно-образной форме (например, установить зависимость между внешним видом животного и условиями его существования); умение рассматривать предметы в их взаимосвязях и зависимостях, стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира, к поисково-исследовательской деятельности, к моделированию и экспериментированию.
Навыки умственной деятельности начинают формироваться уже в раннем возрасте. Первый источник знаний о мире — это ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки предметов (вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др.). которые воздействуют на его органы чувств. Постепенно формируются навыки и развиваются способы сенсорного обследования предметов и на этой основе — тонкость ощущений, точность восприятия, умственных способностей. Формируются умственные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация и на их основе — представления и умозаключения. С развитием мышления дети овладевают отношениями между предметами: 1) часть — целое; 2) предмет—предмет (ребенок обобщает, объединяет предметы в группы по сходству, устанавливает различия); 3) предмет—группа предметов (познает взаимосвязи и взаимодействия предмета с группой других предметов, что способствует развитию поисково-познавательной деятельности).
Средства умственного воспитания (ознакомление с окружающим миром, игра, труд, общение) распределяются на две группы: деятельность детей и произведения духовной и материальной культуры. Детские деятельности: бытовая деятельность, игровая (подвижные, дидактические, творческие игры), продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная). Предметы материальной и духовной культуры: игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства.
Содержание умственного воспитания дошкольников: «энциклопедичность» знаний, их воспитывающий характер (Я, А. Коменский), знания о предметах быта, о труде взрослых и профессиях, об экономике, о небесных светилах, система знаний о природе, о явлениях окружающей жизни.
С возрастом ребенок сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, игрушек, предметов домашнего обихода, произведениями искусства, музыкой, природой. Развивается восприятие как познавательный процесс. Постепенно психические процессы ощущения и восприятия совершенствуются. Главным в умственном развитии становится сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование и развитие у ребенка ощущений и восприятий и на их основе -- наглядных представлений. Первые системы сенсорного воспитания были разработаны Ф. Фребелем, М. Монтессори, О. Декроли.
Ведущие идеи сенсорного воспитания:
1) ребенок осваивает окружающий мир с помощью важнейших психических процессов ощущения и восприятия;
2) сенсорное воспитание направленно на формирование обобщенных способов обследования предметов;