§ Пояснительная записка
§ В практику образовательных учреждений входят новые интересные формы работы: творческие клубы, дискуссионные мастерские и т.д. В числе активных форм все чаще стали встречаться социально-психологические тренинги.
§ Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируется коммуникативная и социальная компетентность, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников. [7]
§ Решение затруднений в коммуникативной и социальной сфере на сегодняшний день является приоритетной задачей, это связано с тем, что мы живем в эпоху своеобразного коммуникационного «взрыва», значительной интенсификации общения. Компетентность в общении стала одной из главных составляющих всех сфер жизни. Зачастую испытывая затруднения в общении, человек боится обратиться к окружающим за помощью, не может адекватно выразить свои эмоции, чувства, конструктивно выйти из конфликтной ситуации и выполнять командные формы работы. и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется полным доверием, и не боится доверять сам. А та же приобретает позитивный опыт работы в группе.
§ Главные приоритеты в деятельности Дома детского творчества – развитие коммуникативной и социальной компетентности. Учитывая специфику учреждения и поставленных целей, социально-психологический тренинг является наиболее приемлемой формой для развития выше обозначенных качеств.
§ Во время занятий каждый подросток может проигрывать разные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт.
|
§ Основная гуманистическая идея подобных занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие общению с окружающими. [7]
§ Цель социально-психологического тренинга:
§ Повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
§ Задачи тренинга:
§ · Повышение уровня психологической культуры;
§ · Снятие личностных барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
§ · Овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия, повышающими его эффективность;
§ · Овладение определенными социально-психологическими знаниями;
§ · Развитие способности адекватного познания себя.
§ Условия реализации:
§ · Помещение, в котором есть пространство для двигательных упражнений;
§ · С предложенными занятиями психолог выходит на работу с детьми, которые скомплектованы педагогом на курс, обозначенный программой. В данном тренинге педагог, который постоянно курирует участников тренинга, также принимает активное участие, это способствует улучшению контакта внутри группы;
§ · Оптимальное количество участников группы – 12 человек.
§ · Возраст участников 14-17 лет
§ Реализуя социально-психологический тренинг, психолог основывается на следующих принципах работы группы:
§ 1. Принцип активности участников группы. Психолог создает условия для максимальной активности каждого участника (все высказываются по кругу, упражнение в микро группах и парах).
|
§ 2. Принцип исследовательской позиции. В ходе тренинга участники группы открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а так же осознают свои личные ресурсы, которые позволяют экспериментировать с различными способами поведения.
§ 3. Принцип объективации поведения. За время тренинга у участников есть возможность получить обратную связь от психолога и участников группы.
§ 4. Принцип партнерского общения. Общение, при котором учитываются интересы всех участников, признается ценность личности другого человека. [7]
§ Основной принцип работы психолога - постоянная рефлексия того, что происходит в группе. После каждого дня тренинга психолог получает обратную связь в письменной форме.
§ Методические приемы, используемые в социально-психологическом тренинге:
§ · Дискуссия;
§ · Ролевые игры;
§ · Письменные упражнения;
§ · Устные упражнения.
§ Учебный план
Учебный план | Групповые занятия Количество часов |
1. Введение в программу, сплочение детской группы | |
2. Раскрытие качеств, важных для эффективного межличностного общения | |
3. Активизация работы по самоанализу. Совершенствование коммуникативных навыков | |
4. Развитие эмпатии | |
5. Активизация полученных знаний в ходе прошедшего курса |
§ Первое занятие
§ Цель: данная встреча начинает серию занятий, и поэтому необходимо подробно ознакомить участников с основными правилами работы в тренинговой группе, а также создать благоприятный эмоциональный фон и атмосферу доверия.
|
§ Содержание занятия:
§ 1. Вступление.
§ 1.1. Знакомство.
§ 1.2. Определяется режим работы группы.
§ 1.3. Прояснение основных понятий тренинга.
§ 1.4. Информация о том, как будет проходить тренинг, возможность получения обратной связи.
§ 2. Принятие правил работы в группе.
§ Каждое правило обсуждается в группе.
§ 1. Доверительный стиль общения.
§ 2. Обращение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают, что чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывают механизмы психологической защиты. Но основная задача превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
§ 3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» заменяются на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» - на: «Я думаю…» и т.п. Во время занятий участники также не используют безадресных суждений типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
§ 4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.
§ 5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.
§ 6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из участников стремится подчеркнуть только положительные качества человека.
§ 7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивается не участник, а только его действия и поведение.
§ 8. Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Во время занятий каждый участник должен стремиться поддерживать отношения со всеми членами группы и, особенно с теми, с кем меньше всего общается в обычной жизни.
§ 9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, все его внимательно слушают. Не перебивают и задают вопросы только после того, когда закончится высказывание.
§ Как знак принятия правил, всем участникам предлагается встать. Этот момент считается рождением команды.
§ 3. Изготовление визиток.
§ Каждый из участников изготавливает себе визитку, где указывает свое имя, или то имя, которым бы хотелось, чтобы называли. В дальнейшем на занятии называть друг друга только по тем именам, которые указаны на визитке.
§ 4. Создание работоспособности в группе.
§ 1. Знакомство.
§ 2. Выявление ожиданий, опасений, сомнений.
§ 3. Обсуждение формы обращения, приветствия, которое будет транслироваться на каждом занятии.
§ 5. Упражнение «Мы идем в поход»
§ Упражнение выполняется в кругу. Каждый из участников называет свое имя, а также называет предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можно обратиться за помощью к группе.
§ 6. Упражнение «Построение»
§ Ведущий предлагает построиться всем участникам в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например: «Постройтесь по цвету глаз, от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря»; «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.
§ После упражнения обязательное обсуждение в кругу и комментарии ведущего.
§ 7. Упражнение «Скала»
§ Ведущий предлагает всем участникам встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».
§ 8. Упражнение «У кого… поменяйтесь»
§ Все участники сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Ведущий стоит в центре круга, он произносит некую характеристику, относящуюся к себе, те, у кого есть то же самое, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Пример характеристик: кто любит танцевать; кто играет на гитаре; кто любит мороженое; кто умеет плавать и т.д.
§ 9. Упражнение «Стена»
§ Ведущий предлагает участникам обсудить, что такое команда, как себя ощущает человек, когда его поддерживают. После обсуждения ведущий спрашивает о готовности участников поддержать друг друга. Если кто-то из участников опасается, что его не поддержат, задается вопрос команде, поддержит ли она этого участника. Обычно ответ утвердительный. После этого ведущий натягивает веревку на уровне пояса (можно также использовать скотч) и сообщает, что всей команде нужно перебраться на противоположную сторону, при этом нельзя обходить веревку, пролазить снизу, можно только через верх. Но если тот, кто пересекая, ее задевает, то вся команда возвращается на прежнее место. После проб и обсуждений, ребята начинают распределять роли и договариваться, как лучше командой справиться с проблемой. Задача ведущего: смотреть за соблюдением правил, а также помочь команде решить проблему, как перебраться последнему участнику (ведь задевать нить нельзя только тому, кто ее пересекает).
§ После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу, дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка от группы. Во время обсуждения психолог соблюдает баланс позитива и негатива, переводит негатив в позитив. Обсуждается только, что помогало и что мешало, пресекаются оценочные суждения.
§ 10. Упражнение «Змейка»
§ Ведущий предлагает команду разделиться на две группы. Задание: сделать змейку, взявшись за руки, а также связав все имеющиеся подручные средства. Это могут быть шарфы, ремни, галстуки и т.д. Побеждает та команда, чья змейка получится длиннее.
§ 11. Упражнение «Рисунок со скотчем»
§ Перед выполнением упражнения ведущий рассказывает о том, что такое «общение». Вместе с участниками определяет, какую роль, занимает общение в их жизни. Далее ведущий рассказывает о вербальном и невербальном общении и предлагает воспользоваться невербальным общением.
§ Все участники делятся на пары, желательно чтобы это были люди мало общающиеся между собой. После этого ведущий сообщает, что это упражнение выполняется молча, на каждую пару он выдает по одному листу бумаги и одному фломастеру. Нужно, держась одновременно за один фломастер, нарисовать картину и придумать для нее название. А для того, чтобы это упражнение выполнялось «без ошибок» ведущий склеивает руки участников скотчем.
§ После выполнения все садятся в круг и высказываются по поводу прошедшего упражнения (легко ли его было выполнить, кто играл активную роль, кто пассивную и что при этом чувствовали). Далее ведущий просит показать, какими способами невербального общения пользовался каждый из участников.
§ 12. Упражнение «Откровенно говоря»
§ Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Участникам предлагается закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Анкетирование можно проводить без подписи анкетируемого, либо подписывается тот, кто пожелает.
§ Анкета «Откровенно говоря»
§ Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы в целом.
§ Дата занятия «___»_____________20__г.
§ Мое тренинговое имя………………………………………..
§ 1. Во время занятия я понял(а), что……………………..............................
§ 2. Самым эффективным я считаю………………………………….
§ 3. Я не смог(ла) быть более откровенным(ой), так как…………..
§ ……………………………………………………………………………
§ 4. На занятии мне не удалось……………………...
§ …………………………………………………………………………….
§ 5. Больше всего мне понравилось…………………….
§ …………………………………………………………………………….
§ 6. На следующем занятии я хотел(а) бы……………………….
§...........................................................................................................................................................................................................................................
§ 7. На месте ведущего я бы………………………………………….
§ ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
§ Второе занятие
§ Цель занятия: способствовать дальнейшему сплочению детского коллектива, закрепить стиль доверительного общения. Раскрыть качества, важные для эффективного межличностного общения.
§ Содержание занятия:
§ 1. Приветствие по выбранной на первом занятии форме.
§ 2. Вводная часть (проходит в кругу)
§ Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.
§ Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.
§ 3. Упражнение «Комплимент»
§ Ведущий «настраивает детей» на тактичное отношение друг к другу.
§ Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько вы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом.
§ Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Начинает любой, кто готов сказать приятные слова своему партнеру. Во время высказывания остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не скажут что-то приятное соседу.
§ После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.
§ 4. Упражнение «Общительный ли я?»
§ Любому человеку интересно и полезно узнать мнение о себе. Но самое обидное – очень трудно узнать об этом. Ведь у нас не принято спрашивать: «Как ты ко мне относишься?». Вот мы и живем, не зная точно, как же все-таки к нам относятся люди.
§ В нашем коллективе у нас такая возможность есть. Давайте прямо сейчас попробуем провести мини – социологический опрос членов группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу вашей внешности, манеры говорить, жестикулировать. Но мы зададим друг другу только один вопрос: «Как ты думаешь, я общительный человек?». Для более организованного проведения опроса будем использовать специальный бланк – опросный лист.
§ Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу товарищей и задать поставленный вопрос. Оценка выставляется по следующей шкале:
§ · Ты самый общительный человек +2 балла
§ · Ты общительный человек и можешь стать еще общительнее +1 балл
§ · Я плохо знаю тебя с этой стороны 0 баллов
§ · Ты не общительный человек, но есть более необщительные люди -1 балл
§ · Мне кажется ты закрытый человек -2 балла
§ Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить подпись опрашиваемого. Если не будет подписи, то балл не зачитывается. На все дается максимум 5 минут.
§ Опросный лист
Тренинговое имя опрашиваемого | Мнение, в баллах | Подпись опрашиваемого |
§ После сбора данных происходит обсуждение в кругу. Каждый по очереди высказывается по поводу прошедшего упражнения, а также по поводу результатов мини – социологического опроса. В кругу высказываются пожелания себе и коллективу.
§ 5. Что такое «Эффективное общение?»
§ Ведущий обозначает поставленную тему и просит каждого высказаться:
§ · Что значит эффективно общаться?
§ · Привести примеры, когда общение можно было бы назвать эффективным.
§ Далее участники тренинга вместе с психологом формулируют критерии:
§ · «Эффективного общения»
§ · «Активного слушания»
§ 6. Упражнение «Говорящий и слушающий»
§ Все участники разбиваются на пары. Выбирают себе в пару того из членов группы, с кем вы пока меньше всего общаетесь, но хотели бы узнать ближе.
§ Ведущий ждет, пока все участники группы сядут парами.
§ «Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», а другой – «слушающим». Задание будет состоять из следующих этапов (шагов). Каждый шаг будет рассчитан на определенное время. Сначала правилами «активного слушания» руководствуется «слушающий». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает о своих интересах, увлечениях. «Слушающий» активно и заинтересованно поддерживает, используя полученные навыки.
§ Через 5 минут ведущий останавливает беседу.
§ Затем участники меняются ролями. Работа продолжается в течение 5 минут. После этого за 5 минут «слушающий» должен повторить «говорящему», что он понял из двух рассказов. На протяжении этого времени «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено и что искажено.
§ В следующей части упражнения пары меняются ролями.
§ После выполнения упражнения происходит обсуждение в кругу. Психолог уточняет, получилось ли справиться с этим упражнением, какие были затруднения.
§ 7. Упражнение «Молекулы»
§ Все участники хаотично под ритмичную музыку двигаются по комнате. По команде ведущего они объединяются в мини группы. По двое, затем по трое и т.д. до тех пор, пока все не объединятся.
§ 8. Упражнение «Экстрасенс»
§ Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит и т.п. Теперь среди учащихся найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т.п.
§ Затем все участники садятся в большой круг и, обращаясь к человеку, которого вы описали, расскажите ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние вы описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение – подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если высказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть, но только в тактичной форме.
§ После выполнения упражнения всем участникам группы предоставляется возможность высказаться в кругу.
§ 9. Упражнение «Свечка»
§ Все участники становятся в круг. Выбирается первый участник, он становится в центр круга, закрывает глаза и падает. Задача остальных поймать его, что бы ни случилось. Затем выбирается другой участник. Предложенное упражнение выполняется только с добровольного участия.
§ После выполнения упражнения происходит его обсуждение в кругу. Дается возможность высказаться каждому участнику, что понравилось, что не понравилось, чувствовалась ли поддержка группы.
§ Третье занятие
§ Цель занятия: активизировать работу по самоанализу, совершенствование коммуникативных навыков.
§ Используемый материал: видеокамера, листы ватмана, цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин, клей, ножницы.
§ Содержание занятия:
§ 1. Приветствие по выбранной на первом занятии форме.
§ 2. Вводная часть (проходит в кругу)
§ Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.
§ Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.
§ 3. Ролевая игра «Необитаемый остров»
§ Участники садятся в большой круг и ведущий объясняет правила предстоящей ролевой игры:
§ В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатым животным и растительным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача – создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность ситуации. Люди иногда в таких ситуациях теряют человеческий облик, вспыхивают споры, ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить жилье, чтобы солнце не жгло вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.
§ Нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться.
§ 1) Прежде всего, решите вопрос о власти
§ · Какой она будет на вашем острове?
§ · Кто будет принимать окончательное решение?
§ · Каким образом будет контролироваться выполнение?
§ 2) Как будет распределяться пища?
§ 3) Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь?
§ 4) Какие у вас будут праздники?
§ · Сколько?
§ · Как их будете устраивать?
§ 5) Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15-20 пунктов
§ · Правила должны быть конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор
§ · Нужно также предусмотреть санкции за нарушение установленных правил
§ Данная игра – еще одна возможность договориться о правилах цивилизованного общения. Естественно, что игровая ситуация лишь усиливает необходимость слышать и слушать друг друга, заставляет искать пути выхода из сложившихся обстоятельств.
§ После выполнения упражнения проведение рефлексии в кругу. Психолог резюмирует все сказанное группой.
§ Затем происходит просмотр занятия на видео.
§ Цель – детальный анализ происходящего, объективация поведения.
§ Примерные вопросы психолога: «Что здесь происходит?», «Что вы чувствовали в этот момент?».
§ Четвертое занятие
§ Цель: развитие эмоциональной сферы, способность к пониманию, сопереживанию и сочувствию. [8]
§ Содержание занятия:
§ 1. Приветствие по выбранной форме.
§ 2. Вводная часть (проходит в кругу).
§ Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.
§ Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.
§ 3. Упражнение «Мои чувства» [8]
§ Чувства каждого человека уникальны. Одни и те же события разные люди переживают по-разному. Каждый имеет право чувствовать по-своему. Попробуйте «презентовать» свое чувство в виде животного, цветка, звука и т.д.
§ 4. Упражнение «Театр» [8]
§ Участникам предлагается почувствовать себя актерами и показать разнообразные чувства только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой.
§ 5. Упражнение «Волны» [8]
§ Используемый материал: атласные ленты длиной 1-1,5 метра.
§ Ведущий предлагает участникам превратиться в морские волны и из атласных лент показать: «волны радости», «волны гнева», «волны страха», «волны гордости» и пр.
§ 6. Упражнение «Живые руки»
§ Участники садятся в ряд, им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо первому участнику название чувства, его задача – передать соседу чувство при помощи рук, по принципу глухого телефона. Затем все открывают глаза и обсуждают в кругу, кто сумел передать чувство, а кто нет, что мешало и что помогало.
§ 7. Упражнение «Глаза в глаза» [8]
§ Участники разбиваются на пары. В течение 3 минут партнеры, молча, смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь друг с другом глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
§ После выполнения упражнения обсуждение в кругу. Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?
§ 8. Упражнение «Ванька-встанька» [8]
§ Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные участники, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
§ После выполнения упражнения происходит обсуждение его в кругу. Ведущий задает вопрос всем, побывавшим в центре круга: Кто действительно сумел расслабиться и довериться людям?
§ Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-ти бальной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало и т.п.
§ 9. Упражнение «Пойми меня» [8]
§ Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо (интолерантно). Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь оценивает точность пересказа. Упражнение можно проводить в кругу.
§ После выполнения упражнения происходит ее обсуждение в кругу, дается возможность высказаться каждому участнику.
§ Пятое занятие
§ Цель: данное занятие является заключительным и поэтому очень важно закрепить позитивный настрой в группе и активизировать полученные знания в ходе прошедшего курса. [8]
§ Используемый материал: видеокамера, листы ватмана, цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин, клей, ножницы.
§ Содержание занятия:
§ 1. Приветствие по выбранной форме
§ 2. Вводная часть (проходит в кругу)
§ Психолог сообщает о цели сегодняшнего занятия, выявляет ожидания, опасения, сомнения.
§ Каждый участник тренинга формулирует пожелания к группе и к психологу.
§ 3. Ролевая игра «Саморазвивающийся спектакль» [8]
§ Ведущий сообщает детям, что они делятся на «актерские группы» и «сценарные группы».
§ · «Сценарная группа» выбирает жанр будущего спектакля, выбирают его сквозную тему, пишут сценарий
§ · «Актерская группа» распределяет роли, придумывают характер всем персонажам.
§ Каждый участник игры в начале рассказывает о себе. Начиная фразу следующим образом: «Я как зритель люблю…».
§ Далее каждый участник говорит о своем товарище (дважды об одном говорить нельзя) следующим образом, напри мер: «Галина может быть максимально полезна нашему творческому театральному объединению по следующим параметрам…». Обычно называют какие-то творческие способности.
§ Потом группы сочиняют сценарий, учитывая выбранный жанр (например: детектив, мелодрама, комедия, трагедия, сказка и пр.). ребята сидят вместе, пишут текст, придумывают ситуации, диалоги, монологи. Затем по команде ведущего меняются текстами, например, через 2 минуты. Таким образом, все группы проходят через все жанры. На финише первый текст опять попадает в руки актеров, которые его начинали.
§ Затем начинается репетиция спектакля. Ребята распределяют роли этой пьесы. Придумывают костюм и декорации и играют перед всеми свой «спектакль».
§ После выполнения упражнения проведение рефлексии в кругу. Психолог резюмирует все сказанное группой.
§ Затем происходит просмотр занятия на видео.
§ Цель – детальный анализ происходящего, объективация поведения.
§ Примерные вопросы психолога: «Что здесь происходит?», «Что вы чувствовали в этот момент?».
§ Заключительная рефлексия всего тренинга, происходит в кругу. Психолог уточняет, сбылись ли ожидания, продуктивна ли была работа. [8]