Тренинг «психологической общение» -методический упражнение




§ Подробная программа двух занятий.

§ Первое занятие

§ 1. Вступительная лекция

§ Здравствуйте, меня зовут ……………. Нам с вами предстоит вместе поработать 5 дней. Мы будем много общаться, играть, интересно и с пользой проводить время. Давайте для начала познакомимся.

§ Теперь давайте обговорим, в какое время мы будем с вами встречаться.

§ Нам предстоят тренинговые занятия. И я должна вам рассказать, что такое тренинг.

§ Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формируются навыки общения, снимаются стереотипы и решаются личностные проблемы участников тренинга.

§ Цели нашего тренинга – снятие личностных барьеров, овладение приемами межличностного взаимодействия, развитие способности познания себя.

§ Наши занятия будут проходить в оговоренное с вами время. После каждого занятия мы с вами будем обсуждать в кругу ваши действия, чувства, эмоции, пожелания, что понравилось, а что нет, у каждого будет возможность высказаться. [7]

§ 2. Принятие правил работы в группе

§ В нашей группе будут свои правила, давайте их обсудим.

§ 1. Доверительный стиль общения.

§ 2. Обращение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они думают, что чувствуют, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывают механизмы психологической защиты. Но основная задача превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

§ 3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий участники отказываются от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому высказывания типа: «Большинство людей считают, что…» заменяются на такое: «Я считаю, что…»; «Некоторые из нас думают…» - на: «Я думаю…» и т.п. Во время занятий участники также не используют безадресных суждений типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

§ 4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

§ 5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается.

§ 6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий любой из участников стремится подчеркнуть только положительные качества человека.

§ 7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивается не участник, а только его действия и поведение.

§ 8. Как можно больше контактов и общения с другими людьми. Во время занятий каждый участник должен стремиться поддерживать отношения со всеми членами группы и, особенно с теми, с кем меньше всего общается в обычной жизни.

§ 9. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из участников, все его внимательно слушают. Не перебивают и задают вопросы только после того, когда закончится высказывание.

§ Как знак принятия правил, давайте все встанем. Этот момент будем считать рождением команды. [7]

§ 3. Изготовление визиток

§ А теперь давайте каждый из вас изготовит свою визитку, где укажет свое имя или то имя, которым бы вам хотелось, чтобы вас называли. В дальнейшем на наших занятиях мы будем называть друг друга только этими именами.

§ 4. Создание работоспособности в группе

§ Перед каждым занятием я буду вам сообщать о цели предстоящего занятия, выслушаю ваши ожидания от предстоящего занятия, опасения, сомнения. Каждый участник может сформулировать пожелание к группе и к ведущему. После каждого занятия вы сможете заполнить анкеты, где расскажете, что вам удалось, что понравилось, ваши пожелания. Ваше мнение поможет мне продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и всей группы.

§ А теперь давайте придумаем обращение - приветствие, с которого мы будем начинать каждое наше занятие. [7]

§ 5. Упражнение «Мы идем в поход»

§ Упражнение называется «Мы идем в поход». Давайте встанем в круг. Правила упражнения:

§ Каждый из вас назовет свое имя, а также предмет, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий участник произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом» и т.д. В случае затруднения с выбором предмета можете обратиться за помощью к группе. Игра продолжается, пока все не примут участие.

§ 6. Упражнение «Построение»

§ А теперь следующее упражнение, оно называется «Построение». Для его выполнения предлагаю всем построиться в шеренгу, при этом я буду называть самые разнообразные основания для построения. Например, сейчас я предлагаю вам построиться по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. Хорошо. А теперь пожалуйста постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря. Следующий вид построения, постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен.

§ А теперь закончив упражнение давайте его обсудим. Что вам понравилось, что нет, какие у вас возникли трудности, в какой момент упражнения.

§ 7. Упражнение «Скала»

§ Упражнение называется «Скала». Для его выполнения вам нужно встать в одну линию и каждому участнику сделать какое-либо препятствие ногой. Первый участник начинает двигаться «по скале». Задача всех участников – помогать руками, поддерживать, не дать упасть. Когда первый участник доходит до конца, он тоже делает препятствие другим. Упражнение будет закончено тогда, когда все участники пройдут «через скалу».

§ 8. Упражнение «У кого… поменяйтесь»

§ Для следующего упражнения, которое называется «У кого… поменяйтесь», вам всем нужно сесть в круг на стулья. Я произнесу про себя некую характеристику, те, у кого есть то же самое, должны поменяться стульями. Если ведущий первым занимает свободный стул, то участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Итак, начинаем: Я умею рисовать.

§ 9. Упражнение «Стена»

§ Наше следующее упражнение называется «Стена». Но, перед его выполнением давайте обсудим, что такое команда, как себя ощущает человек, когда его поддерживают. Я думаю, каждому есть, что сказать.

§ А теперь, когда мы это обсудили, скажите мне, пожалуйста, готовы ли вы поддержать друг друга? Для тех, кто опасается, что его не поддержат. Команда, вы поддержите………………. Сейчас я натяну веревку на уровне пояса. Вам всем нужно перебраться на противоположную сторону, при этом нельзя обходить веревку, пролазить снизу, можно только через верх. Но если тот, кто, пересекая, ее задевает, то вся команда возвращается на прежнее место. Задевать веревку нельзя только тому, кто ее пересекает.

§ Давайте попробуем, прежде чем начать. (После проб и обсуждений, ребята начинают распределять роли и договариваться, как лучше командой справиться с проблемой. Задача ведущего: смотреть за соблюдением правил, а также помочь команде решить проблему, как перебраться последнему участнику.)

§ Упражнение выполнено, теперь давайте в кругу его обсудим. Каждый может высказаться, что понравилось, что не понравилось, чувствовали ли вы поддержку группы. (Во время обсуждения психолог соблюдает баланс позитива и негатива, переводит негатив в позитив. Обсуждается только, что помогало и что мешало, пресекаются оценочные суждения.) [7]

§ 10. Упражнение «Змейка»

§ А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы.

§ Упражнение называется «Змейка».

§ Задание каждой группе: сделать змейку, взявшись за руки, а также связав все имеющиеся подручные средства. Это могут быть шарфы, ремни, галстуки и т.д. Побеждает та команда, чья змейка получится длиннее.

§ 11. Упражнение «Рисунок со скотчем»

§ Название следующего упражнения «Рисунок со скотчем». Но перед выполнением упражнения я расскажу вам, что такое общение. Согласно определению из словаря по психологии: Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. В процессе общения происходит обмен информацией; взаимодействие между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; происходит восприятие друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

§ А теперь давайте определим, какую роль, занимает общение в вашей жизни.

§ Общение бывает двух видов: вербальное – речевое и невербальное – неречевое. В структуру вербального общения входят значение и смысл слов и фраз, речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), тональность и высота голоса, интонация и др. играют важную роль точность употребления слов, их выразительность и доступность, выразительность и смысл интонации. [7]

§ Невербальные средства общения, это: мимика – движение мышц лица; жестикуляция – движения отдельных частей тела; пантомимика – движения всего тела: позы, осанка, походка; прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, отталкивания; расположение людей в пространстве – дистанция во время контакта.

§ Для выполнения задания этого упражнения я предлагаю воспользоваться невербальным общением. Сейчас вы поделитесь на пары. Но одно условие – вы должны быть в паре с тем участником, с которым мало общаетесь.

§ Это упражнение выполняется молча. (на каждую пару ведущий выдает по одному листу бумаги и одному фломастеру).

§ Задание: Каждой паре нужно, держась одновременно за один фломастер, нарисовать картину и придумать для нее название. А для того, чтобы это упражнение выполнялось «без ошибок» я склею вам руки скотчем.

§ Задание выполнено, а теперь давайте сядем в круг и каждый выскажется по поводу прошедшего упражнения: легко ли его было выполнить, кто играл активную роль, кто пассивную и что при этом чувствовали.

§ А теперь покажите, какими способами невербального общения пользовался каждый из участников.

§ 12. Упражнение «Откровенно говоря» [7]

§ Мы дошли до последнего упражнения на нашем занятии. Оно называется «Откровенно говоря». Я предлагаю вам в конце каждого занятия заполнять анкеты. Вам нужно будет закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым выразить свое отношение к происходящему. Не забывайте, что упражнение называется «Откровенно говоря», а это значит, что при заполнении анкет вы должны быть максимально искренни. Ваши анкеты помогут при планировании следующих занятий. Подписывать анкету не обязательно, подписывается тот, кто пожелает. До свидания.

§ Второе занятие

§ Здравствуй те. Очень хорошо, что вы снова все собрались и готовы к занятию, я рада вас всех видеть. [7]

§ Содержание занятия:

§ 1. Приветствие по выбранной форме.

§ Для начала нашего занятия давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

§ 2. Вводная часть (проходит в кругу).

§ Цель нашего занятия – развитие эмоциональной сферы, способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Нам предстоит выполнить ряд упражнений для развития этих качеств.

§ Перед тем, как начать наши упражнения, пусть каждый расскажет о своих ожиданиях от предстоящего занятия, опасениях, сомнениях.

§ А теперь я предлагаю каждому из вас сформулировать пожелания к группе и к ведущему.

§ 3. Упражнение «Мои чувства»

§ Чувства каждого человека уникальны. Одни и те же события разные люди переживают по-разному. Каждый имеет право чувствовать по-своему. Это упражнение называется «Мои чувства». Пусть сейчас каждый из участников попробует «презентовать» свое чувство в виде животного, цветка, звука, запаха, вкуса. [7]

§ 4. Упражнение «Театр»

§ При выполнении следующего упражнения, которое называется «Театр», вам предстоит почувствовать себя актерами и показать разнообразные чувства только ртом, глазами, рукой, спиной, посадкой. [7]

§ 5. Упражнение «Волны» [7]

§ Используемый материал: атласные ленты длиной 1-1,5 метра.

§ Следующее упражнение называется «Волны». Для его выполнения предлагаю вам превратиться в морские волны и из атласных лент показать: «волны радости», «волны гнева», «волны страха», «волны гордости» и пр.

§ 6. Упражнение «Живые руки» [7]

§ Название этого упражнения «Живые руки». Сядьте, пожалуйста в ряд, я завяжу вам глаза. Сейчас я прошепчу на ухо первому участнику название чувства, его задача – передать соседу чувство при помощи рук, по принципу глухого телефона. Затем все открывают глаза и обсуждают в кругу, кто сумел передать чувство, а кто нет, что мешало и что помогало.

§ 7. Упражнение «Глаза в глаза» [7]

§ Упражнение «Глаза в глаза». Для выполнения этого упражнения вам нужно разбиться на пары. В течение 3 минут партнеры будут молча смотреть друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь друг с другом глазами.

§ А теперь я предлагаю вам собраться в круг и поделиться своими ощущениями с группой. Какие чувства вы испытывали при длительном контакте глазами? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

§ 8. Упражнение «Ванька-встанька» [7]

§ Для выполнения упражнения «Ванька-встанька» вам необходимо встать в круг как можно плотнее друг к другу. Один из вас выходит в центр круга. При этом вышедшему нужно попытаться максимально расслабиться, а остальные участники, вытянув руки перед собой, будут покачивать участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

§ Мы выполнили упражнение ми теперь давайте обсудим его в кругу.

§ Вопрос к тем, кто побывал в центре круга расскажите нам: Кто действительно сумел расслабиться и довериться людям?

§ Сейчас каждому из вас надо оценить степень своего доверия по 5-ти бальной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев.

§ У кого была низкая степень доверия группе, расскажите: почему вы не сумели расслабиться, что вам мешало.

§ 9. Упражнение «Пойми меня» [7]

§ И последнее упражнение нашего занятия – «Пойми меня». Садитесь пожалуйста в круг. Предлагаю сейчас каждому участнику вспомнить и кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь оценивает точность пересказа.

§ Теперь давайте обсудим выполнение этого упражнения.

§ 10. Упражнение «Откровенно говоря»

§ А теперь заполните, пожалуйста, анкеты. Спасибо. До встречи на следующем занятии. [7]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: