РЕФЕРАТ
По дисциплине «Технологии сотрудничества педагога с родителями»
Тема: «Ценности семейного воспитания
в педагогическом наследии Ю. П. Азарова»
Выполнили студенты
группы ПОДб 1701-62-00
Мусихина Анастасия Геннадьевна,
Кабанов Даниил Денисович
____________________ /подпись/
Проверил:
Малова Татьяна Васильевна
Канд. пед.наук
____________________/подпись/
Киров
Содержание
Введение…………………………………………………………………..………...3
1. Биография Ю. П.Азаров………………………………………………...………4
2. Творчество Ю. П. Азарова……………………………………………….……..5
3. Семейная педагогика. Идеи Ю. П. Азарова…………………………….……..8
Заключение………………………………………………………………………..10
Библиографический список………………………………………………………12
Введение
Наука о семейном воспитании – относительно новая отрасль теоретических знаний о воспитании детей в семье. Следует отметить, что в России лишь со второй половины XIX столетия стала выделяться из общей педагогики самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Конечно, и до этого немало было в стране педагогических сочинений о первоначальном воспитании детей. Но собственно отечественных трудов среди них немного, преобладали иноземные в переводе на русский или в оригинале.[1]
Рассвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX – начало XX столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественным. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений (яслей, садов).
|
Семейное воспитание(то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Цель: Изучить и выделить идеи Ю.П. Азарова в семейной педагогиге
Задачи:
1. Определить объем и содержание работ Ю. П. Азорова;
2. Ознакомиться с содержанием книги Ю. П. Азарова «Семейная педагогика»;
3. Выделить основные идеи о семейной педагогике Ю. П. Азарова;
4. Обобщить и систематизировать данные, сформулировать выводы.
Биография Ю. П. Азарова
Азаров Юрий Петрович (1931-2012) – русский художник, писатель, доктор педагогических наук, профессор, действительный член двух академий (творческой педагогики и экономической безопасности), член Союза писателей России. Многие его книги изданы и переведены на иностранные языки (США, Англия, Индия и др. страны). Картины экспонировались в Третьяковской галерее, в Кремле, ЦДЛ, ЦДРИ, в Королевском замке Варшавы, на выставках в Париже и Нью-Йорке.
Окончил Харьковский университет. В течение 10 лет был проректором по науке Европейского университета права, научным руководителем Центра образования УВК № 1804 «Кожухово» г. Москвы, заведующим кафедрой педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств.
|
Группой российских литераторов и критиков выдвинут на получение Нобелевской премии по литературе 2008 года, поддержанное Европейским университетом права[2]. На рассмотрение комиссии Нобелевского комитета представлены романы «Пророки и пророчицы» (2007), «Паразитарий» (2006), «Подозреваемый» (2002), «Групповые люди» (1990) и «Печора» (1987).
В начале 50-х гг. молодой педагог Ю. Азаров попал на Север, добровольно отправившись учительствовать в отдаленные края. Спустя годы Юрий Петрович стал крупным ученым, доктором педагогических наук, заведующим кафедрой в Московском университете, членом Правления Всесоюзного детского фонда им. Ленина. В 1962 году защитил кандидатскую, а в 1973-м — докторскую диссертации. Его книги о воспитании, изданные на многих языках мира, принесли ему известность педагога-новатора. Ю. Азаров одарен и талантом художника-живописца, его выставки прошли с успехом в Польше, США. Большой интерес вызвали работы, посвященные событиям романа «Печора», северные пейзажи, портреты ссыльных.
Творчество Ю. П. Азарова
Юрий Азаров на фоне третьего тысячелетия
«Тени третьего тысячелетия»: так названо предисловие к новому роману-эссе «Пророки и пророчицы» пера профессора Юрия Азарова. В этом предисловии, написанном президентом фонда «Преодоление» В. Степановым, говорится, что книгам Азарова суждена чрезвычайно долгая жизнь. Их автор - ученый, писатель, художник Юрий Петрович Азаров - мой давнишний сотрудник, соратник, активнейший участник реформаторского движения в современном образовании, и о нем - это краткое слово. Для тех, кому еще не довелось познакомиться с его творчеством.
|
Юрий Петрович создал удивительное множество широко востребованных педагогических трудов: «Педагогика любви и свободы», «Групповые люди», «Печора», «Дорогу талантам!», «Паразитарий» и других. Одновременно в России и в Китае, в США, Японии и Европе книги Азарова рекомендовались образовательным учреждениям - и высшим, и средним. Заключение главного редактора интернет-журнала «Хит-зона» Игоря Воеводина: «В список литературы, рекомендуемой студентам американских колледжей и вузов, обучающихся по специальностям педагогика, психология, менеджмент, маркетинг, включены научные исследования доктора педагогических наук, профессора Азарова, в Калифорнийском университете две книги этого автора в английском переводе предписаны студентам в качестве обязательных при подготовке эссе».
В крупнейшей библиотеке мира - Библиотеке Конгресса США - представлено свыше двадцати книг Азарова в оригиналах и переводах, в микрофишах и микрофильмах. В каталогах эти книги снабжены электронной информацией.
Министерство образования России дает рекомендации: применить книги Юрия Петровича («Пророки и пророчицы», «Дорогу талантам!», «Тайны педагогического мастерства», «Искусство развития дарований» и др.) к разработке технологий практической работы со студентами, педагогами, учащимися.
Чем же так привлекают читателей труды Азарова? В них талантливо изложена новая духовно-правовая идеология, необходимая и сильному государству, и добротному образованию.[3] Его новаторские идеи легли в основу принципиально новой технологии ускоренного развития дарований, разработанной им вместе с его соратниками. Эти технологии вписаны в систему гражданско-патриотического становления личности. В основе системы Юрия Азарова лежит соединение важнейших ценностей - таланта и гражданственности. Выявленные с помощью его методов дарования людей (разного возраста!) служат и личности, и обществу, и семье, и отечеству.
«Невозможно за пять часов у человека, который никогда прежде не брал в руки кисти, обнаружить и проявить художественный талант, как это утверждает Азаров!», - заявил публицист Александр Щербаков. И направился на семинар к Азарову, чтобы разоблачить «нового Кашпировского». Получилось же не развенчание “профанатора”, а обстоятельная статья - “В поисках утраченной гениальности”.
Сказанное - еще не все то новое, что внес Юрий Петрович в теорию и практику воспитания человека. Он создал метод трансцендентального синтеза наук, культуры и искусств, позволяющий органически соединить возможности философии, психологии, художественной прозы, живописи и драматургии.
Живопись Юрия Азарова, как и его литературные произведения, служит и средством одухотворения педагогической практики, в котором она так нуждается.
Совместно с издательством “Русский мир”, с художниками и литераторами нашей страны Азаров создал альбом “Цвет любви и свободы”, где в полной мере раскрывается его метод синтеза. Его основа - 500 репродукций картин автора и его учеников плюс эссе “Как спасти мир”. Герои романа-эссе Азарова “Нежность”, педагоги средней и высшей школы, захвачены проблемами преодоления демографического спада, семейного кризиса, развития людских дарований. Им как воздух нужна культура и истинная духовность. Нежность возведена Азаровым в ранг педагогической категории, в которой отражены глубинные невербализуемые, сокровенные чувства: милосердие, сострадание, родственность, мужество, человеколюбие... В романах и живописи Азарова высокое, духовное соседствует с изображением бездуховности, криминала, насилия. Как в жизни...
«Если бы я участвовал в присуждении нобелевских премий мира и по литературе, то радостно отдал бы голос за Юрия Петровича Азарова. Он заслуживает и большего: любви и признания своего народа.» – Бим-Бад Борис.