В Колвинскую церковь, с учетом большой территории Большеземельской тундры, которую должен был охватить причт христианским учением, положены были два священника. «Первый духовник, приставленный к этой церкви, - писал путешественник Александр Шренк, - был отец Матфей, тот самый, которому зыряне обязаны переводом библии на их язык».
Священник Матфей Васильев, сын дьячка, по исключении из низшего отделения уездного училища епископом Парфением был посвящен в стихарь и определен Онежской округи в Кяндский приход пономарем. Откуда в июне 1820 года был переведен в Соломбальский собор дьячком. В феврале 1824 года рукоположен епископом Неофитом в священники Архангельского уезда в Уемский приход. В 1827 году проходил компанию на военной эскадре от г.Архангельска до Кронштадтского порта. 1 февраля 1828 года был определен в должность эконома в Архангельский дом; откуда 3 апреля 1829 года переведен в Колвинский приход. А отсюда согласно его прошению 6 апреля 1834 года поступил в Онежский Крестный монастырь в число братства казначеем.
Вашему вниманию для полной информации предоставляется список остальных священников с их биографией, служивших в Колвинском приходе.
Священник Иннокентий Иеремиин Попов, священнический сын, по окончанию учебного курса в высшем отделении Архангельской семинарии был уволен с аттестатом ΙΙ-го разряда 18 июля 1825 года. 11 апреля 1826 года епископом Аароном рукоположен в диакона Онежской округи в Прилуцкий приход. Откуда 17 июня того же года был переведен таковым же в Емецкий приход Холмогорской округи. 4 декабря 1827 года тем же епископом Аароном рукоположен в священники с определением в тот же приход. В 1829 году проходил компанию на военной эскадре от г.Архангельска до Кронштадтского порта. С 5 мая 1830 года по 26 февраля 1832 года проходил должность благочинного по 4-му благочинию Холмогорской округи. Того же числа, месяца и года Иннокентий Попов был переведен к Колвинской церкви. Где 13 марта 1833 года был определен депутатом и 4 июня 1836 года - благочинным по Большеземельскому приходу. А 30 июля того же года вверено надзору и 3-е благочиние Мезенского уезда. 25 февраля 1834 года награжден был набедренником. 8 апреля 1839 года Всемилостивым пожалован скуфьею, а в 1845 году камилавкою. Священнику Иннокентию Попову принадлежит большая заслуга в обращении большеземельских ненцев в христианскую веру. Он был одним из сотрудников духовной миссии Вениамина, а после отъезда его – главным приемником и продолжателем его трудов. 17 лет прослужил он при Колвинской церкви. В 1847 году отец Иннокентий был переведен в Пинежский Благовещенский собор таковым же. С 1875 по 1887 год состоял кафедральным протоиреем, где 27 июня 1887 года и скончался.
Священник Василий Семенов Прокопьев, пономарский сын. 17 июля 1835 года по окончании учебного курса в высшем отделении Архангельской семинарии был уволен с аттестатом ΙΙ-го разряда и в сентябре епископом Архангельским и Холмогорским Георгием рукоположен в священники к Колвинской церкви. А отсюда ордером его преосвященства от 30 июля 1836 года переведен в Ижемский приход Мезенского уезда с поручением ему и законно учительской должности по тамошнему училищу.
Священник Алексей Иванов Зуев, священнический сын, 17 июля 1835 года по окончании учебного курса в высшем отделении Архангельской семинарии был уволен с аттестатом Ι-го разряда и степени студента. 1 сентября того же года епископом Архангельским и Холмогорским Георгием рукоположен в священники Шенкурской округи в Усть-Пуйский приход. Откуда 23 декабря 1836 года переведен в Колвинский приход. 1847 года 13 февраля - пожалован набедренником. 3 марта того же года ордером его преосвященства переведен в Ижемский приход Мезенского уезда. В 1875 году состоял при Соломбальском Соборе протоиреем, где и скончался 9 декабря 1884 года.
Рис.2 |
Рис.1 |
Священник Лука Иванов Соколов, дьяконский сын, по окончании курса в Калужской духовной семинарии в 1850 году был уволен с аттестатом ΙΙ-го разряда. По прибытию в Архангельскую епархию по вызову Святейшего Синода 1858 года 5 октября Преосвященным Александром рукоположен был в священники Мезенского уезда в приход Койнасский и 22 декабря того же года по прошению переведен был в Лапшинский приход Архангельского уезда. А 1860 года 21 июня ордером того же Преосвященнейшего Александра Лука Соколов переведен в Колвинскую церковь. За усердное служение при сей церкви в 1863 году 26 марта епископом Нафанаилом награжден набедренником. 26 июня 1865 года за слабостью здоровья по прошению переведен в Дибожский Троицкий приход того же уезда. В 1884 и по 1888-й год состоял протоиреем Пинежского собора, где помер 1 октября 1902 года.
На место Луки Соколова командирован был на время младший священник Усть-Цилемского прихода Философ Осипов Леонтиевский указом духовной консистории от 20 июня 1866 года. В 1867 году 15 сентября определен «штатным». 23 февраля 1874 года в возрасте 34 лет Философ скончался от запора мочи и погребен при Колвинской Николаевской церкви прямо алтаря.
Священник Александр Васильев Шилов указом духовной консистории от 26 марта 1874 года был перемещен в Колвинский приход из Мохченского Мошьюгского прихода, где был помощником настоятеля. Отсюда указом духовной консистории от 29 января 1875 года перемещен в Канинский приход Мезенского уезда.
Тем же указом на место Шилова определен к Колвинской церкви из Ваенгского прихода Пинежского уезда священник Иоанн Александров Титов. В 1856 году 4 ноября по увольнении из высшего отделения семинарии Титов был рукоположен в диаконы к Кузнечевской церкви г.Архангельска, в апреле 1867 года переведен в Кафедральный собор. 14 сентября 1869 года рукоположен священником в Ваенгский приход. С утверждения епископа Ювеналия указом духовной консистории от 12 декабря 1872 года «за отлично усердное и полезное служение церкви Божией» награжден набедренником. От 5 июня 1876 года ему была объявлена признательность епархиального начальства. 26 марта 1877 года Всемилостивейше удостоен фиолетовою скуфьею. Перемещен из Колвинского прихода в Нюхченский приход Пинежского уезда.
Священник Азария Васильев Фирсов, сын протоирея, родился 10 декабря 1839 года в Заакакурском приходе Мезенского уезда. 22 июля 1859 года по окончании курса философских наук по ΙΙ-му разряду в Архангельской духовной семинарии, проживал один год в доме отца. В 1860 году 18 июля рукоположен в диаконы в Мезенский собор преосвященным Александром Ι. В 1866 году 24 июля по своему прошению перемещен в Тельвисочный самоедский приход. 24 декабря 1867 года рукоположен в священники Преосвященным Нафанаилом Ι в тот же приход на второе священническое место. За участие при спасении части экипажа с корабля «Елизавета» потерпевшее крушение при устье реки Печоры, с Высочайшего соизволения за человеколюбивое обращение имел золотые часы, пожалованные Великобританским правительством в 1869 году. В 1870 году труды священника Фирсова, по обращению самоедов в православную веру, найденные епархиальным начальством, заслуживали достойной похвалы. А потому указом Архангельской духовной консистории от 25 декабря 1871 года от имени его Преосвященства ему была объявлена Архипастырская благодарность. В том же году отец Азария награжден набедренником за полезное служение церкви при очень хорошем поведении. В 1874 году 13 апреля Фирсов перемещен был по своему прошению в Куйский приход настоятелем. В 1876 году за полезное служение святой церкви и исправное прохождение возложенных должностей вновь награжден набедренником. В 1878 году 11 марта Азарию Фирсову было предложено занять место настоятеля в Колвинском большеземельском приходе. На что он изъявил желание, вследствие чего указом Архангельской духовной консистории от 12 июля 1878 года переведен на настоящее место и от 19 июня 1899 года Азария Фирсов утвержден духовником 2-го округа Печорского благочиния.
Рис.3 |
«У Азария Фирсова в Колве и поныне живут потомки – это дети и внуки братьев Хатанзейских Станислава и Вадима Александровичей» - Кожевина Т.А.
Помощник настоятеля, священник Алексей Иоаннов Гривцев, сын дьякона, родился в Шенкурском уезде 3.2.1856 г. После учебного годичного курса в 1873 году вышел из 1-го класса Архангельской духовной семинарии. С 1873 года находился на частной службе при Мохченском и Пустозерском волостных правлениях Печорского уезда. В 1877 году 9 июня указом Архангельской духовной консистории определен псаломщиком в Усть-Цилемский православный приход Мезенского уезда. С 1883 года по поручению Г.Директора Народных училищ и с согласия епископа Серапиона состоял законоучителем при Усть-Цилемском Министерском училище до декабря 1884 года. По резолюции его Преосвященства, последовавшей 18 сентября 1884 года рукоположен 30 декабря того же года епископом Серапионом в священники в Колвинский самоедский приход. В 1890 году являлся учителем и законоучителем Колвинской ЦПШ. Имел грамоту. В походах против неприятеля не был. Недвижимости не имел. Жена его была Наталья Михайлова, дети их: Мария, Анна, Марфа, Александра, Елизавета. В 1892 году указом Архангельской духовной консистории ввиду ограждения населения от раскольнических лжеучений и ослабления раскола, а также ввиду постройки церкви и причтового дома перемещен на священническое место к Усть-Кожвинской церкви. С 1894 по 1895 года – учитель при Усть-Кожвинской школе грамоты. В 1895 году – законоучитель Усть-Кожвинского одноклассного училища М.Н.П., в том же году награжден набедренником. В 1904 году переведен в Тиманский приход Мезенского уезда Малоземельской тундры по распоряжению епархиального начальства.
Священник Василий Петров Невский, 26.12.1880 г.р., сын потомственного дворянина Костромской губернии Петра Александрова. Обучался в Тотемской учительской семинарии Вологодской губернии, в коей в 1901 году окончил курс. По назначении г.Директора Народных училищ Архангельской губернии от 7 июля 1901 года определен учителем в Лавельское М.Н.П. училище Пинежского уезда до 1 августа 1902 года. Его Преосвященством Иоанником ІІ определен диаконом в Ижемский приход Печорского уезда 23 июля 1902 года и рукоположен в сан диакона 6 августа того же года, где проходил должность законоучителя в Ижемской церковно-приходской школе с 28 января по август 1903 год по распоряжению Мезенско-Печорского училищного отделения. По прошению определен 22 июля 1903 года в Усть-Цилемский собор Печорского уезда и рукоположен в сан священника к Усть-Цилемскому собору 3 августа того же года, где состоял заведующим Усть-Цилемской женской, Гаревской и Нерицкой школы грамоты. И законоучителем в Усть-Цилемской школе по определению Мезенско-Печорского училищного отделения от 7 января 1904 года. За усердное отношение к улучшению постановки школьного дела в Усть-Цилемском приходе в должности - заведующий школы, Невскому была объявлена благодарность Мезенско-Печорским отделения 2 июня 1905 года. В 1905 году 12 февраля по прошению переведен в Колвинский приход на священническое место, где состоял заведующим и законоучителем Колвинской школы грамоты безвозмездно. По избрании окружным духовенством указом Архангельской духовной консистории от 15 марта 1906 года утвержден в должности духовника для духовенства Усть-Кожвинской, Усть-Лыжинской, Усть-Усинской, Усинской и Колвинской церквей ΙІ-го Печорского округа. В 1906 году 11 декабря Невскому выслана его Преосвященством грамота за усердные и безмерные труды по преподаванию закона Божьего в Колвинской церковной школе. 2 марта 1909 года Его Преосвященством епископом Архангельским и Холмогорским Михеем награжден набедренником. В 1909 году награжден установленною Высочайше серебреною медалью на Владимирской и Александровской ленте в память 25-тилетия (1884.13.06 – 1909 гг.) церковно-приходских школ (Рис.4). В память 300-летия царствования дома Романовых имел нагрудный серебряный крест (знак) на Владимирской ленте и нагрудную медаль в память того же события, светло-бронзовую на ленте белого, желтого и черного цветов, по Высочайшему повелению от 21 февраля 1913 года. В семействе у него была жена Татьяна Филадельфова, дочь священника Шардонемского прихода Пинежского уезда Филадельфа Михайлова Шмакова, 26.12.1882 г.р., которая обучалась в Архангельском женском училище, где окончила курс в 1898г. со званием домашней учительницы. Дети их: 1. Александр 16.11.1903 г.р. 2. Зинаида 2.10.1905 г.р. 3. Зоя 15.11.1907 г.р. 4. Людмила 2.09.1909 г.р. 5. Анна 25.09.1911 г.р. Согласно просьбе Василий Невский был переведен Преосвященным Нафанаилом с 10 мая 1914 года в Уздринский приход Шенкурского уезда. И вот что пишет отец Василий перед отъездом в церковной летописи Колвинской церкви: «Благодарю Господа Бога, что сподобил меня перенести тяжкий для меня во всех отношениях перевод из Устьцыльмы в Колву. Т.к. я никогда не просился сюда, и перевод сюда был для меня неожиданный, не радует. Что при помощи Божьей, несмотря на противодействия, обиды и другие препятствия, удалось церковь привести в благолепный вид, дом благоустроить, выстроить школу, выслать на постройку Женского Епархиального училища 5000 руб., оленое дело привести в порядок, в церкви всю утварь обновить (новая вся), меблировку дома завести. И за все это не получить от Начальства даже слова одобрения. Благодарю Бога, что с паствою расстаюсь мирно, слышу слова сожаления и признательности, и это мне снова дает силу поработать на пользу в новом месте служения».
Священник Николай Дмитриевич Перовский, сын протоирея, 26.4.1874 г.р. Архангельское ДУ (1887). В 1891 году – псаломщик в Вонгском приходе Пинежского уезда. В 1899 – перемещен в Курейско-Сергиевский приход Холмогорского уезда. В 1903 году - перемещен в Холмогорский собор. В 1906 году – Преосвященным Иоанникием ΙΙ-м посвящен в стихарь. В 1910 году - Преосвященным Михеем рукоположен в сан диакона с оставлением в той же должности. Согласно представлению уездного комитета попечительства о народной трезвости утвержден в звании члена соревнователя Холмогорского попечительства о народной трезвости и лектором при народных чтениях. В 1914 году получил благословение его Преосвященства Нафанаила епископа Архангельского и рукоположен в сан священника к Колвинской церкви Печорского уезда для молитвенного служения с 5 сентября того же года. Указом Архангельской духовной консистории согласно прошению перемещен в Паленгский приход Пинежского уезда от 1 июля. Перовский состоял пожизненным действительным членом Архангельского православного братства во имя Архангела Михаила. Получил особый нагрудный знак в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых на Владимирской ленте, светло-бронзовую медаль на лентах белого, желтого и черного цветов, в память того же юбилея.
Священник Николай Николаевич Архипов 20 октября 1874 года рождения, сын унтер-офицера из г.Архангельска. Получил звание учителя городского приходского училища в Архангельском городском трехклассном училище. С 1893 по 1902 года являлся учителем начального народного училища МНП. В 1902 году – диаконом Николаевской церкви г.Александровска, рукоположен в сан. В 1907 году 27 мая определен священником в Усть-Усинский приход, посвящен в сан священника. В 1907 году занимал должность заведующего Усть-Усинской ЦПШ, в 1910 году являлся законоучителем Новик-Божского сельского училища МНП. В 1911 году был награжден набедренником. Имел грамоту. В 1913 году – законоучитель Усть-Усинской ЦПШ, заведующий Щельябожской ЦПШ. В Колву был переведен 20 августа с Усть-Усы в Колвинский приход и с 1 октября 1916 года являлся законоучителем Колвинского училища. Был женат на Антонине Витальевне 8.04.1880 г.р., русская из духовного сословия, учитель. У них имелись дети: Любовь 5.05.1898 г., Сергей 1902 г., Александр 20.02.1903 г., Августа 24.09.1907 г., Нина 9.10.1909 г., Серафима 20.08.1910 г., Виталий 27.03.1912 г., Ольга, Николай. В 1924 году 2 октября Архипов умер и погребен в Колве.
Житель села Колва Пьянков Вячеслав Гаврилович, 1953 г.р. рассказывал, что священник Архипов Н.Н. - дедушка его мамы Лидии Сергеевны Пьянковой, угорел в своем доме вместе со своим сыном и был похоронен рядом с церковью у алтаря.
Из воспоминаний Игнатовой Ефимьи Петровны, 1930г.р.: «Когда мне было 5 лет, мы приезжали в Колву на Троицу в церковь с бабушкой Марией. Помню, какой был красивый праздник: красивая ряса священника, красивое убранство храма, колокол звонил громко и звонко, со священником была матушка или помощница в красивом одеянии. Мы стояли на коленях. А еще помню, как мой младший брат Григорий очень сильно заболел. Его решили срочно отвезти в Колвинский Храм крестить. Когда везли младшего брата крестить в Колвинский приход с нашей деревни Ӧсь-Вань, по дороге он умер. Когда приехали в церковь, батюшка был в лесу, где занимался заготовкой дров. Его вызвали, он приехал и отпел братишку. И поскольку брат был не крещен и без крестика, а с медальончиком на груди, то взяли мой крестик с шей и надели его ему и так и похоронили на церковно-приходском кладбище. Помню, что батюшку звали отец Василий».
«Примерно в 1974-75х гг. во время ремонта клуба гробницы священников, похороненных в Колве, были вскрыты и ларцы с личными вещами покойных были вывезены из села в неизвестном направлении», - со слов сторожил.
Мишарина Л.Н., Кожевина Т.А.
Источники:
1. Окладников, Н.А.
Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр/ Н.А.Окладников, Н.Н.Матафанов; вступ.ст. В.Н.Булатова. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. – 477с.: ил.
1. Русская православная церковь Московский патриарх Сыктывкарская и Воркутинская епархия. Часть 1. Краткие сведения о храмах и причтах церковных коми края до 1917 года. Составитель: Л.Торопова. Сыктывкар, 2002.
2. Национальный архив Республики Коми:
Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.131. Церковно-приходская летопись Колвинской Николаевской самоедской церкви. 1887-1914 гг., 52 с.
Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.24-31. Клировые ведомости церквей II-го благочинья (Колвинской, Усть-Усинского и Новикбожской церквей).
Ø Ф.229. Оп.1. Метрические книги Колвинского Большеземельского самоедского прихода. 1866-1891 гг.
Ø Ф.254. Оп.1. Метрические книги о рождении, браке и смерти по Печорскому уезду Архангельской губернии Колвинского прихода. 1882 -1917 гг.
Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.129. Духовная роспись жителей Колвинского самоедского прихода с 1885 по 1891 года. 554 с.
3. Воспоминания старожил села Колва.