Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в МБДОУ № 22 «Светлячок» содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под ред. А.И. Булычевой.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико - коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на педагогическом совете и утвержденным руководителем.
Рабочая программа учителя – логопеда МБДОУ № 22 «Светлячок» разработана на основе следующих программ:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»;
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы с заикающимися детьми»;
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком»
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему
языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
1. раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
2. устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
3. развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
4. уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
5. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники;
6. забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
7. создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
8. максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
9. творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
10. вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
11. уважительное отношение к результатам детского творчества;
12. единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
13. соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Содержание коррекционно – развивающей программы.
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
-коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
-информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками
Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах речи.
- Четко дифференцировать все изученные звуки.
- Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их.
- Производить элементарный звуковой анализ и синтез.
- Овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Характеристика основных компонентов речи детей с ФНР,
ФФНР и ОНР.
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 2 уровень речевого развития.