Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием




Речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения

фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является

пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих

восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-

фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования

звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими

признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может

быть выражена в речи ребёнка различным образом:

1. заменой звуков более простыми по артикуляции;

2. трудностями различения звуков;

3. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов

восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при

практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех

перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при

фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические

компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в

большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная

задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном

обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных

окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании

прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом

(фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных

операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно

сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный

звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной

искаженного произношения звуков обычно является недостаточная

сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному

укладу.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично

сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает

формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения,

навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень

речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением

развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и

фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и

употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда

грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают

существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества,

признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование,

затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны

ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в

согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не

различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую

структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей

отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём

отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные

признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников

особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость

внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания,

отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются

быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что

ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют

нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного

тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных

дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С

расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:

недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений,

застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми

аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально

организованной работы по их коррекции.

4.Основные направления коррекционно – развивающей работы.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые

нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа

включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого

нарушения.

Нарушения устной речи Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие

речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи -Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Данная программа разработана для реализации в условиях

логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в

расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено

специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя -

логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября

по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной

деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на

свои занятия в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в

микрогруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции

являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и

индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от

тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с

воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; заикание;

однотипность нарушения звукопроизношения.

Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми,

имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере

формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может

объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения.

Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 20

мин и микрогруппового – не более 25 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере

устранения у них дефектов речи.

Программа составлена с учётом основных форм организации

коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений,

направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны

речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность

установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к

контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать

индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой

негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

1. развитие артикуляционного праксиса;

2. фонационные упражнения;

3.уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных

звукослоговых сочетаниях;

4. вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных

звуков;

5. первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических

условиях.

микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной

работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе

упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором,

выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед

может организовать простой диалог для тренировки произносительных

навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в

собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время

микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности

нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года

периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в

коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой

системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики

достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание микрогрупповых занятий:

1.закрепление навыков произношения изученных звуков;

2.отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых

структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

3.воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из

правильно произносимых звуков;

4.расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее

звуков;

5.закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом

исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Преобладающей формой коррекционной работы являются

индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное

планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания

логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные

направления, по которым планируется работать на занятии, названия

дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование

позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа

на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

5. Содержание коррекционной работы

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом

недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция

звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков –

20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов

артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех

или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются

подготовительные упражнения:

для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”,

“Тёплый воздух”;

для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”,

“Гармошка”, “Дятел”;

для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад»,

«Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы

имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая

определена естественным (физиологическим) ходом формирования

звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор JI

шипящий Ж

соноры Р, Р'

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от

индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ

артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения

языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает

автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем

недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие

фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются

следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется

одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с

подготовительным этапом и этапом формирования первичных

произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова

(осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и

коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по

тональности, высоте, длительности:«Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови

шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и

вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь

звук», «Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или

акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною

повтори»

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной

слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто

за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной

слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд»,

«Пуговицы»,

«Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками

соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай»,

«Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются

следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных

произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;

3. словарь признаков;

4. числительные и местоимения;

5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах

формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и

навыков):

1. словоизменение;

2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах

формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и

навыков):

1. пересказ;

2. рассказ по серии сюжетных картин;

3. рассказ по сюжетной картине.

6. Интеграция образовательных областей в логопедической работе

Образовательная

область

Задачи Вид деятельности

Физическая

культура

Развивать координированность

и точность действий.

Формировать правильную осанку

при посадке за столом. Расширять

знания о строении

артикуляционного аппарата и его

функционировании.

- пальчиковая гимнастика

- биоэнергопластика

- речь с движением

- физкультминутки

- беседа

Познавательное

развитие.

Учить сравнивать предметы,

подбирать группу предметов по

заданному признаку. Развивать

слуховое внимание и память при

восприятии неречевых звуков.

Развивать мышление в

упражнениях на группировку и

классификацию предметов.

Развивать зрительное внимание и

память в работе с разрезными

картинками и пазлами.

Совершенствовать и развивать

конструктивный праксис и

мелкую моторику.

- составление описательных

рассказов

- автоматизация

поставленных звуков в

словах

- дидактические игры на

развитие слухового и

зрительного восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с

мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Социально-

коммуникативное

Воспитывать активное

произвольное внимание к речи,

совершенствовать умение

вслушиваться в обращенную речь,

понимать её содержание, слышать

ошибки в своей и чужой речи.

Совершенствовать умение

«оречевлять» игровую ситуацию и

на этой основе развивать

коммуникативную функцию речи.

Прививать желание поддерживать

порядок на своём рабочем месте.

Учить соблюдать технику

безопасности. Совершенствовать

навыки игры в настольно-

печатные дидактические игры,

учить устанавливать и соблюдать

правила в игре. Развивать умение

инсценировать стихи,

разыгрывать сценки.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

- беседа

- поручения

-игры с мелкими предметами

- автоматизация звуков в

связной речи (пересказ или

составление рассказов)

стихах, рассказах,

спонтанной речи

-настольно-печатные

дидактические игры

- театрализованные игры

Художественно-

эстетическое

развитие.

Развивать интерес к

художественной литературе,

навык слушания художественных

произведений, формировать

эмоциональное отношение к

прочитанному, к поступкам

героев; учить высказывать своё

отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихи,

участвовать в инсценировках.

Развивать умение слышать

ритмический рисунок. Учить

передавать ритмический рисунок.

Развивать графомоторные

навыки.

-автоматизация

поставленных звуков в

чистоговорках,

стихотворных текстах,

рассказах

- дидактические игры и

упражнения

Речевое развитие. Обогащение активного словаря,

развитие связной, грамматически

правильной диалогической и

монологической речи, развитие

речевого творчества, развитие

звуковой и интаноционной

стороны речи, фонематического

слуха, знакомство с книжной

культурой. Формирование

звуковой аналитико-

синтетической активности как

предпосылке обучения грамоте.

автоматизация поставленных

звуков в стихотворных

текстах, рассказах

- речевые игры и упражнения

7. Взаимодействие с участниками коррекционного процесса.

Данная программа может быть успешно реализована при условии

включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их

заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный

руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог).

Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в

нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и

утренние часы, а также во время непосредственной образовательной

деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно

закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются

приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

Психолог: 1. психодиагностика;

2. выявление компенсаторных возможностей;

3.тренинговые упражнения.

Логопед: 1.диагностика, постановка и автоматизация звуков;

2.развитие фонематического слуха;

3. речевое и языковое развитие.

Родители: 1.выполнение рекомендаций всех специалистов;

2.закрепление навыков и расширение знаний.

Музыкальный руководитель:

1.элементы логоритмики;

2.постановка диафрагмально-речевого дыхания;

3.развитие координации движений;

4.музыкотерапия;

5.развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель:

1.автоматизация звуков;

2.развитие фонематического слуха;

3. расширение словаря;

4.развитие связной речи.

Инструктор по физической культуре:

1.развитие крупной и мелкой моторики в играх и

упражнениях;

2.интеграция речевой и двигательной функции;

3.развитие основных видов движения.

8. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

В кабинете используются альбом для обследования речи Ткаченко Т.А,

дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические

пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия,

речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д.

Материально-техническое обеспечение.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

3. Одноразовые шпатели, бумажные платочки, ватные палочки.

4. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков

(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки,

скороговорки, тексты)

6. Логопедический альбом для обследования речи.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

10. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и

дифференциации звуков.

11.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации

звуков.

12.Предметные картинки по лексическим темам.

13.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

14.Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания,

зрительного и слухового восприятия.

15.Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического

восприятия.

16.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой,

общей).

9. Система мониторинга.

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-

логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга,

представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения

информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её

основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются

проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-

логопеда на логопункте ДОУ Федеральным государственным образовательным

стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного

образования и условиям реализации;

1. определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов

коррекционно-образовательного процесса;

2. качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для

осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях

логопункта;

3. развития логопедической помощи, своевременного предотвращения

неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ

реализуется по следующим направлениям:

1. направление - работа со всеми воспитанниками в рамках службы

сопровождения ДОУ.

2. направление - работа с детьми логопункта.

1. направление:

Обследование состояния речи детей начиная с 3-х летнего возраста

посещающих ДОУ.

2. направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются

дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет

о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на

логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт,

проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

Цель обследования:

1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.

3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной

деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую

систему компоненты:

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

3. Звукопроизношение

4. Сформированность звуко-слоговой структуры

5. Навыки языкового анализа

6. Грамматический строй речи

7. Навыки словообразования

8. Понимание логико-грамматических конструкций

9. Связная речь

Используемая методика: Мониторинг проводится с помощью

компьютерной программы СОНАТО-ДО, составитель Кашина Л.В.,

разработчики Олейников С.П., Телюкова Г.Г. Мониторинг осуществляется с

помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов.

Данная диагностика, разработанная на основе методики Фотековой Т. А.,

Ахутиной Т. В. Иллюстрированный материал для обследования устной речи

детей Ткаченко Т.А.

Для качественного анализа особенностей развития речи и

коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты

воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

1.Сбор анамнестических данных

2.Беседы с родителями

3.Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

4.Беседа с детьми

5.Беседа с воспитателями

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту.

Уровень

диагностики

Уровень Фонетико-

фонематическ

ая сторона

речи

Словарный

запас

Граммати

ческий

строй

речи

Связная

речь

Понимание

речи

Итого в %

по группе

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

Всего

Итого, %

качества

Динамика

Оценочная шкала

Итоговый балл Описание Цвет

1,8 - 2 Высокий уровень зеленый

1 - 1,79 Средний уровень черный

0 - 0,99 Низкий уровень красный

9. Литература

1. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб.:

Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Программа обучения и воспитания детей с фонетко - фонематическим

недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.

2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2009.

3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2009.

4. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2009.

6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2009.

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,

2006.

8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом

«Литера», 2006.

9. Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в

логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

10. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

11. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2001.

12. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками

описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и

Д», 2001.

13. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Р. – М.:

АРКТИ, 2004.

14. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. – М.:

АРКТИ, 2004.

15. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М.:

АРКТИ, 2004.

16. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук С, З. – М.:

АРКТИ, 2004.

17. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ш, Ж. –

М.: АРКТИ, 2004.

18. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.:

«Издательство ГНОМ и Д», 2001.

19. Н.В. Емельянова, Л.И. Жидкова, Г.А. Капицына. Коррекция

звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в

условиях логопункта ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2013.

20. Л.С. Вакуленко. Организация работы дошкольного

логопедического пункта. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2013.

21. Л.С. Лылова. Индивидуальные и подгрупповые логопедические

занятия с детьми дошкольного возраста.- Воронеж, 2012



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: