Методика
Балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по производственной практике
«Клиническая практика. Помощник врача детской поликлиники. НИР»
специальность: педиатрия (31.05.02)
квалификация (степень) выпускника: врач-педиатр
Екатеринбург 2018
Общие положения
1.1 Настоящая методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов разработана в соответствие с Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений студентов УГМА, принятой на заседании Ученого совета 20.11.2009 г. (протокол № 4) и утвержденной приказом ректора № 552-р.
1.2 Рейтинговая система оценки эффективности производственной практики – комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества практической работы студентов.
1.3 Главными задачами бально-рейтинговой системы являются – повышение мотивации студентов к систематической работе по отработке практических навыков, необходимых для будущей работы врача, получение более точной и объективной оценки уровня практических и теоретических знаний и уровня профессиональной подготовки студентов, повышение состязательности студентов в учебе, контроль качества усвоения учебного материала и знаний, пройденного на предшествующих курсах, во время прохождения производственной практики, повышение уровня организации образовательного процесса и процесса практической подготовки в вузе.
1.4 Производственная практика (модуль) «Клиническая практика. Помощник врача детской поликлиники, НИР» проводиться по окончании 10 семестра 5 курса и продолжается в течении 4-х недель. Последний день практики отводиться для аттестации.
Алгоритм определения рейтинга студента
В рабочей программе производственной практики и в настоящей Методике обозначены следующие разделы (табл.1)
Таблица 1
Виды учебной деятельности для достижения результатов освоения программы производственной практики
№ п/п | Виды учебной деятельности для достижения результатов освоения программ практики | трудоемкость |
часы | ||
1. | Подготовительный этап | |
1.1 | Инструктаж по технике безопасности | |
1.2 | Знакомство с базой практики | |
Производственный этап | ||
2.1 | Работа в детской поликлинике на приеме | |
2.2 | Работа в детской поликлинике на вызове, патронаже | |
2.3 | Работа в детской поликлинике в отделении неотложной помощи | |
2.4 | Дежурство на станции скорой помощи | |
2.5 | Работа в центре «Практика» | |
2.6 | Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | ||
Итоговый контроль (дифференцированный зачет): практические навыки, тестирование, ситуационная задача | ||
Итого |
В аттестационных материалах УМК и в настоящей Методике обозначены все виды учебной деятельности, оцениваемые в рамках модуля, виды рубежного контроля, определены диапазоны рейтинговых баллов по модулю с выделением рейтинговых баллов за каждый вид практической работы студента.
Таблица 2
Виды практической работы, форма контроля и диапазоны рейтинговых баллов по итогам текущего контроля по модулю производственной практики «Клиническая практика. Помощник врача детской поликлиники. НИР»
Вид контроля | Вид практической работы и форма текущего контроля | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | Примечание |
Текущий контроль | Работа на базе лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, отделение неотложной помощи поликлиники) | - | - | Студент допускается к зачету по практике ТОЛЬКО при условии отработки обозначенных часов, что подтверждается записью в дневнике, характеристике и заверяется печатью учреждения (для отрабатывающих вне г. Екатеринбурга – только круглой печатью). ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ. |
Работа студента на подготовительном и итоговом занятии в центре практических навыков | - | - | Студент обязан освоить все возможные манипуляции в центре «Практика» и продемонстрировать свое умение выполнения манипуляций. Студент допускается к зачету по практике ТОЛЬКО при условии отработки выполненных в процессе практики практических навыков в соответствии с РПП. ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ. | |
Выполнение необходимого минимума практических навыков | Студент обязан предоставить сквозной журнал навыков с необходимым минимальным количеством навыков, выполненных в процессе практики. ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ. *критерии оценки – см. ниже. | |||
Предоставление дневника и отчет по дневнику, как результату самостоятельной работы на производственной практике | ** критерии оценки - смотри ниже. | |||
Текущий контроль | Выполнение НИР | *** критерии оценки – см. ниже. | ||
Текущий контроль | Семинарские занятия | **** критерии оценки – см. ниже. | ||
Текущий контроль | Итоговое тестирование | ***** критерии оценки – см. ниже. | ||
Итого |
Текущий контроль включает в себя оценку полноты и качества освоения практических навыков в процессе производственной практики, в том числе отработку необходимых 216 часов, грамотности и полноценности ведения документации, количественных показателей выполнения перечня практических навыков, согласно программы практики (табл.3), выполнения НИР, семинарские занятия, компьютерный контроль.
Таблица 3
Перечень практических навыков во время освоения модуля производственной практики «Клиническая практика. Помощник врача детской поликлиники, НИР»
№ | Наименования практического навыка | Рекомендуемое количество для аттестации |
Работа на базе лечебно-профилактического учреждения | ||
Поликлиника* | ||
Вызов/актив к остро заболевшему ребенку | ||
Патронаж к новорожденному | ||
Профилактический осмотр | ||
Оформление истории развития ребенка | ||
Выписка рецептов препарат/питание | 20/5 | |
**Отделение неотложной помощи поликлиники | ||
Вызов к остро заболевшему ребенку | ||
Оформление документации | ||
***Станция скорой медицинской помощи | ||
Вызов к остро заболевшему ребенку | ||
Оформление документации | ||
Работа в центре «Практика» | ||
Сердечно-легочная реанимация (базовая) | ||
Сердечно-легочная реанимация младенца | ||
Сердечно-легочная реанимация новорожденного | ||
Аускультация легких | ||
Проведение ЭКГ | ||
Профилактический осмотр ребенка | ||
Проведение ингаляций с использованием компрессорного небулайзера | ||
* Перечень практических навыков к модулю поликлиника | ||
Оформление основной типовой медицинской документации: ф.№112/у,026/у, 030/У – 04,031/У, 054/У – 04,058/У, 060/У, 063/У, 070/У – 04, 076/У-04, 077/У-02,079/У, 086/У, 088/У, 107/У-02 | ||
Выписка рецептов на молочную кухню, на медикаменты детям различных возрастных групп, в том числе льготный | ||
Выписка листов нетрудоспособности родственникам по уходу за больным ребенком | ||
Сбор и оценка социального, биологического и генеалогического анамнеза | ||
Расчет питания детям первого года жизни | ||
Составление режима дня для здоровых детей грудного и раннего возраста, для больных различных возрастов и групп здоровья | ||
Антропометрия с заключением по физическому развитию | ||
Оценка нервно-психического развития ребенка | ||
Определение группы здоровья и группы направленного риска на основании комплексной оценки состояния здоровья детей | ||
Проведение профилактики железодефицитной анемии у детей раннего возраста | ||
Проведение профилактики рахита у детей раннего возраста | ||
Оформление этапного и переводного эпикризов на детей и подростков | ||
Формирование диспансерных групп. Оформление карты диспансерного больного | ||
Выписка направлений -в стационар -дневной стационар -диагностический центр | ||
Оформление документации на ребенка, поступающего в образовательное учреждение (ДОУ, СОШ). Определение медицинской группы для занятий физкультурой | ||
Оценка степени тяжести адаптации детей к дошкольно-школьным учреждениям | ||
Оформление санаторно-курортной карты, справок в летние лагеря отдыха | ||
Оформление направления на медико-социальную экспертизу | ||
Расчет дозы и разведение лекарственных средств/рецепт | ||
** Перечень практических навыков к модулю отделение неотложной помощи | ||
Забор материала для исследования: взятие мазков из зева, носа, глаз, необходимый материал для лабораторных исследований | ||
Измерение артериального давления | ||
Расчет дозы и разведение лекарственных средств/рецепт | ||
Лабораторная экспресс-диагностика (сахар крови) | ||
Отоскопия | ||
Оказание неотложной помощи при лихорадке | ||
Оказание неотложной помощи при синдроме бронхиальной обструкции | ||
*** Перечень практических навыков к модулю станция скорая медицинская помощь | ||
Подкожные инъекции | ||
Внутримышечные инъекции | ||
Внутривенные инъекции | ||
Санация верхних дыхательных путей | ||
Наложение повязок | ||
Промывание желудка | ||
Очистительные клизмы | ||
Катетеризация мочевого пузыря | ||
Введение газоотводной трубки | ||
Транспортная иммобилизация | ||
Оказание неотложной помощи при судорожном синдроме | ||
Оказание неотложной помощи при обмороке | ||
Оказание неотложной помощи при анафилактическом шоке | ||
Оказание неотложной помощи при крапивнице, отеке Квинке | ||
Оказание неотложной помощи при синдроме крупа | ||
Оказание неотложной помощи при отравлениях | ||
Оказание неотложной помощи при тепловом и солнечном ударе | ||
Оказание неотложной помощи при инородном теле | ||
Оказание неотложной помощи при укусе насекомых | ||
Оказание неотложной помощи при отравлениях |
*Критерии оценки выполнения практических навыков
Выполнение практических навыков оценивается преподавателем по традиционной методике – «3», «3,5», «4», «4,5» и «5» с последующим переводом оценки в рейтинговые баллы (см. приложение).
«5» - предоставлен перечень практических навыков, выполненных в процессе практики с подтверждающей записью в дневнике. Навык освоен в полном объеме. На вопрос о методике выполнения дан четкий ответ.
«4,5» - предоставлен перечень практических навыков, выполненных в процессе практики с подтверждающей записью в дневнике. Навык освоен, с незначительными замечаниями. На вопрос о методике выполнения дан достаточно полный ответ.
«4» - предоставлен перечень практических навыков, выполненных в процессе практики с подтверждающей записью в дневнике. Навык освоен, с замечаниями в методике выполнения. На вопросы преподавателя отвечает с наводящими вопросами.
«3,5» - предоставлен не полный перечень практических навыков, выполненных в процессе практики с подтверждающей записью в дневнике. Навык освоен частично. На вопрос о методике выполнения четкого ответа нет или ответ дан частично.
«3» - не предоставлен перечень практических навыков, выполненных в процессе практики с подтверждающей записью в дневнике. Навык не освоен. На вопрос о методике выполнения нет четкого ответа.
Не зачтено – студент не освоил практические навыки предусмотренных программой РПП. Нет перечня. Нет подтверждающей документации о выполнении навыков. На вопросы преподавателей ответить не может.
**Критерии оценки дневника практики:
Дневник практики оценивается преподавателем по традиционной методике – «3», «3,5», «4», «4,5» и «5» с последующим переводом оценки в рейтинговые баллы (см. приложение).
«5» - запись выполнена с соответствие с требованиями, замечаний никаких нет; студент свободно и в полном объеме ориентируется в своих записях и представленных в дневнике пациентах; на вопросы по пациенту дает полный развернутый ответ;
«4,5» - запись выполнена аккуратно, требования выполнены почти полностью, но есть небольшие замечания по сути изложения материала или материал изложен кратко (настолько, что позволяет лишь частично раскрыть состояние пациента или оценить тактику); при этом студент достаточно свободно ориентируется в своих записях и описанных в дневнике пациентах; отвечает на дополнительные вопросы по пациентам уверенно, на вопросы по пациенту дает полный развернутый ответ;
«4» - запись выполнена аккуратно, требования выполнены почти полностью, но есть небольшие замечания по сути изложения материала или материал изложен кратко (настолько, что позволяет лишь частично раскрыть состояние пациента или оценить тактику); при этом студент достаточно свободно ориентируется в своих записях и описанных в дневнике пациентах; отвечает на дополнительные вопросы по пациентам, но не всегда полно и правильно, возникает необходимость задавать наводящие вопросы;
«3,5» - запись выполнена аккуратно, требования выполнены почти полностью, но есть небольшие замечания по сути изложения материала или материал изложен кратко (настолько, что позволяет лишь частично раскрыть состояние пациента или оценить тактику); студент недостаточно ориентирован в своих записях и описанных в дневнике пациентах; отвечает на дополнительные вопросы по пациентам, но не всегда полно и правильно, возникает необходимость задавать наводящие вопросы;
«3» - запись выполнена небрежно, неаккуратно или очень кратко (что не позволяет раскрыть состояние пациента или оценить тактику); студент плохо ориентируется в своих записях и описанных в дневнике пациентах; отвечает на все вопросы по пациентам неполно, иногда неправильно;
не зачтено - содержание записи не соответствует требованиям; студент не ориентируется в своих записях и описанных в дневнике пациентах; не может ответить на поставленные вопросы по представленным в дневнике пациентам или отказывается отвечать –
***Критерии оценки НИР:
Выполнение НИР оценивается преподавателем по традиционной методике – «3», «3,5», «4», «4,5» и «5» с последующим переводом оценки в рейтинговые баллы.
«5» - Содержание работы соответствует теме, направлено на раскрытие темы. План работы составлен грамотно, полностью раскрывает тему. Выполненная работа свидетельствует о глубоком знании основных теоретических и практических концепций, изученная проблема в полной мере освещена с использованием достаточного количества источников. В обзоре литературы грамотно использован научный аппарат. Выводы соответствуют сформулированным во введении задачам, вытекают из содержания работы и основываются на реальных фактах, полученных результатах и выявленных тенденциях. Студент свободно ориентируется в представленном материале, грамотно отвечает на вопросы преподавателей.
«4,5» - Содержание в целом соответствует теме, однако имеются избыточный текст и отклонения от темы. План согласован с руководителем, в целом составлен грамотно. Изученная тема в полной мере освещена с теоретических и практических концепций, однако в работе имеются отдельные упущения в изложении некоторых вопросов. Использованы базовые источники по теме. Количество соответствует требованиям. Выводы в заключении сделаны недостаточно убедительно либо слабо обоснованы и соответствуют сформулированным во введении задачам, вытекают из содержания работы и основываются на реальных фактах, полученных результатах и выявленных тенденциях. Студент достаточно ориентирован в материале выполненной работы.
На большинство вопросов преподавателей даны ответы, либо на часть вопросов даны некорректные ответы.
«4» - Содержание работы соответствует теме исследования. План составлен без согласования с руководителем, в целом раскрывает тему. Выполненная работа свидетельствует о достаточном знании автором основных теоретических и практических концепций. Объем основной части меньше требуемого. Библиография скудная, источников мало, информация взята из нескольких источников. Выводы и предложения не полностью соответствуют сформулированным во введении задачам и не вытекают из содержания работы. Студент не достаточно ориентирован в материале выполненной работы. На часть вопросов преподавателей даны некорректные ответы.
«3,5» - Содержание работы лишь частично соответствует теме исследования. План составлен без согласования с руководителем, не полностью раскрывает тему. Формулировки названий глав и параграфов скудные. Выполненная работа свидетельствует о недостаточном знании автором основных теоретических и практических концепций. Объем основной части меньше требуемого. Библиография скудная, источников мало, информация взята из нескольких источников. Выводы и предложения дипломника не полностью соответствуют сформулированным во введении задачам и не вытекают из содержания работы. студент не достаточно ориентирован в материале выполненной работы. На часть вопросов преподавателей даны некорректные ответы.
«3» - В основном работа представляет собой теоретическое исследование, не содержащее актуальной информации по рассматриваемой проблеме. В выполненной работе имеются значительное количество упущений в изложении некоторых вопросов. Источников в дипломной работе недостаточно, актуальность источников низкая. В заключении отсутствуют выводы. На большинство вопросов преподавателей даны некорректные ответы.
****Критерии оценки семинарского занятия:
7 баллов - студент хорошо ориентирован в учебном материале семинара. На вопросы преподавателя отвечает четко.
5 баллов – студент ознакомился с учебным материалом семинара. На вопросы преподавателя отвечает с помощью наводящих вопросов.
*****Критерии оценки компьютерного тестирования
Менее 70% - «не зачет»
70%-79% - «удовлетворительно»
80% - 89% - «хорошо»
90%-100% - «отлично»