Кафедра биологии, экологии и биотехнологии




Кафедра биологии, экологии и биотехнологии

 

 

  УТВЕРЖДЕН на заседании кафедры «13» ноября 2017 г., протокол № 3 Заведующий кафедрой ___________________ А.С. Аксёнов (подпись)

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

Б2.В.03(У) Учебная практика, практика по зоологии

 

05.03.06 Экология и природопользование

 

Природно-ресурсный потенциал Арктики

 

 

бакалавр

 

 

Составитель ________________________ В.А. Андреев

(подпись)

«13» ноября 2017 г.

 

Согласовано:

Председатель УМК ВШЕНиТ ___________________ Г.В. Мартынов.

«19» января 2018 г.

Паспорт фонда оценочных средств

По практике «Учебная практика, практика по зоологии»

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
  Подготовительный этап, включающий проведение инструктажа по технике безопасности. Задачи полевой практики, её содержание, организация, формы и методы работы. ОПК-2, ПК-15 устный опрос
  Разнообразие систематических групп животных местной фауны. Методы фаунистических наблюдений. Навыки определения видовой принадлежности животных. ОПК-2, ПК-15 устный опрос, индивидуальные задания, тест
  Экологические группы животных. Морфологические исследования и описание животных. ОПК-2, ПК-15 устный опрос, индивидуальные задания, тест
  Характеристика и структура основных типов животных сообществ в районе практики: лесных экосистем, луговых и полевых экосистем, водно-болотных и околоводных экосистем, урбоценозов, агроценозов ОПК-2, ПК-15 устный опрос, индивидуальные задания, тест
  Методы изучения размножения животных. Наблюдения суточной активности животных. ОПК-2, ПК-15 устный опрос, индивидуальные задания, тест
  Методы изучения питания различных групп животных ОПК-2, ПК-15 задания в малых группах, подготовка отчёта
  Оценка численности и методы учётов численности разных групп животных. ОПК-2, ПК-15 задания в малых группах, подготовка отчёта

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Кафедра биологии, экологии и биотехнологии
  05.03.06 Экология и природопользование  
  Природно-ресурсный потенциал Арктики  

Задания для самостоятельной работы студентов

по практике«Учебная практика, практика по зоологии»

 

Примерный список тем самостоятельных работ и заданий:

1. Пресноводные беспозвоночные, имеющие кормовое значение для рыб.

– выявить видовой состав беспозвоночных исследуемого водоёма;

– определить видовой состав рыб – потребителей беспозвоночных;

– составить списки видов беспозвоночных и рыб, связанных трофическими связями;

– создать диаграммы спектров питания доминирующих видов рыб.

2. Моллюски водоёмов в районе практики.

– собрать все встреченные виды водных моллюсков;

– определить видовую принадлежность сборов моллюсков;

– оформить рисунки всех найденных видов моллюсков;

– сохранить раковины основных видов для обсуждения на отчёте.

3. Распространение наземных моллюсков в разных биотопах суши.

– выявить обитание моллюсков в наземных экосистемах района практики;

– собрать и определить виды наземных моллюсков;

– установить принадлежность моллюсков к типам наземных экосистем;

– определить доминирующие виды моллюсков в разных экосистемах.

4. Особенности почвенной фауны различных биотопов.

– разобрать несколько почвенных проб для выявлений беспозвоночных;

– определить глубину проникновения основных групп почвенных животных;

– выявить основные систематические группы почвенных беспозвоночных: нематод, энхитреид, дождевых червей, моллюсков, жуков и их личинок и др.;

– определить доминирующие виды почвенной фауны, составить список примерно 20 их видов.

5. Чешуекрылые разных биотопов района практики.

– выявить доминирующие виды бабочек, обитающих в районе практики;

– отловить несколько видов (не менее 10) бабочек для определения и описания;

– составить полный (по возможности) список бабочек района практики;

– сделать несколько коллекционных препаратов бабочек.

6. Основные вредители леса и типы их повреждений.

– выявить основные повреждения растений беспозвоночными животными;

– определить виды-вредители растений;

– установить связь между видовой принадлежностью вредителей и растений;

– составить список наиболее значимых вредителей растений района практики.

7. Насекомые – опылители различных растений.

– установить основных опылителей луговых растений;

– выявить растения, которые опыляются установленными видами опылителей;

– определить связь между видами насекомых – опылителей и видами растений, которые они опыляют;

– составить список пар насекомых – опылителей и растений.

8. Основные группы жуков, обитающих в районе практики.

– выявить основные систематические группы (отряды) жуков в обследованных экосистемах;

– выявить максимальное количество видов жуков в обследованных экосистемах;

– определить несколько видов (не менее 10) жуков;

– составить коллекцию из нескольких видов жуков, используя навыки сбора.

9. Стрекозы и их основные жертвы.

– выявить виды стрекоз, обитающих в районе практики;

– установить основные виды-жертвы стрекоз;

– определить стратегию нападения стрекоз на жертв;

– оценить масштабы хищничества стрекоз.

10. Беспозвоночные животные лесной подстилки.

– выявить систематические группы животных лесной подстилки;

– определить видовую принадлежность доминирующих животных подстилки;

– установить основные места концентрации животных в подстилке;

– составить видовой список животных лесной подстилки.

11. Амфибии разных типов экосистем района практики.

– выявить обитание амфибий в наземных экосистемах района практики;

– определить нерестовые водоёмы амфибий в районе практики;

– установить видовую принадлежность амфибий к типам наземных экосистем;

– определить доминирующие виды амфибий в разных экосистемах.

12. Развитие бесхвостых амфибий в экосистемах района практики.

– выявить основные типы водоёмов, в которых развиваются бесхвостые амфибии;

– определить виды бесхвостых амфибий, нерестящихся в выявленных водоёмах;

– установить сроки нереста основных видов бесхвостых амфибий;

– проследить развитие головастиков в нерестовых водоёмах.

13. Рептилии разных типов экосистем района практики.

– выявить видовой состав рептилий в наземных экосистемах района практики;

– определить доминирующие виды рептилий района практики;

– установить принадлежность разных видов рептилий к типам местообитаний;

– оценить значение рептилий в разных экосистемах.

14. Птицы лесных экосистем района практики.

– выявить основные виды птиц в лесных экосистемах района практики;

– определить доминирующие виды лесных птиц;

– установить характер пребывания основных видов птиц в районе практики;

– оценить соотношение трофических групп птиц в разных лесных экосистемах.

15. Птицы луговых экосистем района практики.

– выявить видовой состав луговых птиц в районе практики;

– определить виды птиц, гнездящиеся в луговых местообитаниях;

– установить трофические группы луговых птиц;

– определить доминирующие виды птиц в луговых экосистемах.

16. Водоплавающие и околоводные птицы района практики.

– выявить видовой состав птиц водных и околоводных экосистем района практики;

– определить основные систематические группы водоплавающих и околоводных птиц, обитающих в районе практики;

– установить места гнездования водоплавающих птиц;

– определить доминирующие виды водоплавающих птиц района практики.

17. Звери, обитающие на территории практики.

– выявить видовой состав зверей в районе практики;

– определить виды зверей, размножающиеся в районе практики;

– установить основные систематические и трофические группы зверей, обитающих в районе практики;

– определить доминирующие виды зверей района практики.

 

Выполнение задания заполняются в полевом дневнике, который в конце практики оценивается преподавателем.

Уровень освоения компетенций: базовый

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Кафедра биологии, экологии и биотехнологии
  05.03.06 Экология и природопользование  
  Природно-ресурсный потенциал Арктики  

Задания для малых групп

по дисциплине «Учебная практика, практика по зоологии»

Общая методология изучения сообществ животных.

Тема: Изучение питания листогрызущих насекомых леса

Самостоятельная работа студентов: изучить методику оценки питания листогрызущих насекомых леса; разработать схему описания спектров питания листогрызущих насекомых; изучить ротовой аппарат насекомых и его приспособления к поеданию зелёных частей растений леса.

Задание: определить спектры питания листогрызущих насекомых леса, установить степень повреждения растений, оформить соответствующие записи и выводы в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методике оценки питания листогрызущих насекомых леса, записи в полевом дневнике.

Тема: Методики изучения питания животных лесных экосистем

Самостоятельная работа студентов: ознакомиться с методиками прижизненного изучения питания лесных животных; изучить методику составления спектров питания животных; изучить трофические связи животных лесных экосистем.

Задание: составить спектры питания основных групп животных лесного биогеоценоза на основе полевых наблюдений; оформить соответствующие записи и выводы в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методике изучения питания животных лесных экосистем, записи в полевом дневнике.

Тема: Изучение кормовой активности птиц, кормящих гнездовых птенцов

Самостоятельная работа студентов: ознакомиться с методами изучения кормовой активности птиц, кормящих гнездовых птенцов; разработать бланки для записи суточной активности птиц в период кормления птенцов.

Задание: провести полевые наблюдения суточной активности птиц, кормящих птенцов; заполнить разработанные бланки результатами наблюдений суточной активности птиц; сделать соответствующие записи в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методике изучения кормовой активности птиц, кормящих гнездовых птенцов, записи в полевом дневнике.

Тема: Изучение питания птенцов птиц, находящихся в гнезде

Самостоятельная работа студентов: освоить методику изучения питания птенцов, находящихся в гнезде; разработать график отбора кормовых проб птенцов.

Задание: провести сборы кормовых проб птенцов, зафиксировать пробы в фиксирующем растворе для сохранения и дальнейшего камерального изучения, сделать соответствующие записи в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методике изучения питания гнездовых птенцов, записи в полевом дневнике.

 

Оценка численности животных в луговых и водных экосистемах

Тема: Учёт численности почвенных беспозвоночных луговых экосистем

Самостоятельная работа студентов: изучить методику учёта численности почвенных беспозвоночных лугов с помощью биоценометра; ознакомиться с основными группами почвенных беспозвоночных, учитываемых путём осуществления почвенных раскопок.

Задание: сделать почвенные раскопки, собрать почвенных беспозвоночных, оформить соответствующие записи и выводы в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методике учёта численности почвенных беспозвоночных лугов, записи в полевом дневнике.

Тема: Учёт численности наземных насекомых кошением энтомологическим сачком

Самостоятельная работа студентов: изучить методику учёта численности насекомых с помощью кошения энтомологическим сачком; ознакомиться с основными группами наиболее распространённых насекомых луговых местообитаний.

Задание: провести сборы насекомых с помощью энтомологического сачка, зафиксировать сборы для камеральной обработки, провести учёт насекомых кошением сачком, сделать соответствующие записи и выводы в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методике учёта численности насекомых кошением энтомологическим сачком, записи в полевом дневнике.

Тема: Учёт численности бесхвостых амфибий в лесных экосистемах

Самостоятельная работа студентов: прочитать и изучить основные способы учётов лягушек; изучить особенности экологии и биологии лягушек перед проведением учёта; подобрать учётный маршрут в лесу района практики.

Задание: провести вечернюю экскурсию-учёт численности лягушек во время наибольшей их активности, зафиксировать результаты в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методу учёта численности лягушек, записи в полевом дневнике.

Тема: Учёт численности лесных птиц в период гнездовой активности

Самостоятельная работа студентов: изучить основные методы учётов численности лесных птиц, выбрать наиболее эффективный способ учёта; изучить экологические особенности лесных птиц, знание которых необходимо при проведении учётов.

Задание: провести учёт численности лесных птиц, обработать результаты учёта, записать результаты в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методам учётов численности лесных птиц, записи в полевом дневнике.

Тема: Учёт численности водоплавающих птиц

Самостоятельная работа студентов: изучить методы учётов водоплавающих птиц района практики; выбрать наиболее доступный способ учёта; подобрать соответствующий водоём или место учёта в период миграций.

Задание: провести учёт водоплавающих птиц в районе практики, обработать результаты учёта и выявить доминирующие виды, записать результаты в полевом дневнике.

Формы контроля выполнения работ: устный опрос по методам учётов численности водоплавающих птиц, записи в полевых дневниках.

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется обучающимся, если выполнены все выданные преподавателем задания на 50% и более;

- оценка «не зачтено» выставляется обучающимся, если один или несколько заданий выполнены менее, чем на 50%, или не выполнены вовсе.

 

Уровень освоения компетенций: базовый

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Кафедра биологии, экологии и биотехнологии
  05.03.06 Экология и природопользование  
  Природно-ресурсный потенциал Арктики  

Тестовые задания

по практике«Учебная практика, практика по зоологии»

Задание 1.

 

1. Сколько отделов в теле насекомого?

А) один, Б) два, В) три, Г) четыре

 

2. Ротовой аппарат грызущего типа у:

А) мухи, Б) бабочки, В) стрекозы, Г) комара

 

3. Насекомые дышат:

А) воздушными мешками, Б) воздушными мешками и трахеями, В) только трахеями, Г) всей поверхностью тела

 

4. Какие их перечисленных беспозвоночных обитают в лесной подстилке?

А) многоножки Б) муравьи, В) мухи, Г) моллюски

 

5. Какое из перечисленных животных не относится к моллюскам?

А) беззубка, Б) прудовик, В) уховёртка, Г) перловица

 

6. Водные животные, живущие в толще воды и неспособные к активному передвижению, «парящие» в воде относятся к:

A) зоопланктону, Б) зообентосу, В) зоонейстону, Г) зооплейстону

 

7. Какой вид рыб из перечисленных Не встречается в Северной Двине?

А) синец, Б) сом, В) стерлядь, Г) судак

 

8. Одним из общих признаков земноводных и пресмыкающихся является:

А) развитие на суше, Б) развитие в воде, В) кожное дыхание, Г) лёгочное дыхание

 

9. Жабы живут вдали от водоёмов:

А) постоянно, Б) только в период размножения, В) только во время зимовки, Г) постоянно, кроме периода размножения

 

10. Сколько видов амфибий обитает в окрестностях Архангельска?

А) 2, Б) 3, В) 5, Г) 7

 

11. Какой вид бесхвостых земноводных НЕ встречается в Архангельской области?

А) серая жаба, Б) травяная лягушка, В) озёрная лягушка, Г) остромордая лягушка

 

12. Чем, из перечисленного, питается живородящая ящерица?

А) зелёными частями растений, Б) семенами растений, В) муравьями, Г) мухами

 

13. К какому типу размножения относится обыкновенная гадюка?

А) откладывание яиц, Б) яйцеживорождение, В) живорождение

 

14. Какие виды змей из перечисленных обитают в Архангельской области?

А) обыкновенная гадюка, Б) обыкновенный уж, В) медянка, Г) обыкновенный щитомордник

 

15. Укажите вид птиц из перечисленных, Не гнездящийся на земле:

А) бекас, Б) варакушка, В) зяблик, Г) рябчик

 

16. Какая из названных птиц относится к представителям отряда воробьинообразных?

А) вальдшнеп, Б) вертишейка, В) ворон, Г) вяхирь

 

17. Какая из названных птиц обитает в луговых экосистемах?

А) камышевка садовая, Б) камышовая овсянка, В) каменка обыкновенная, Г) клуша

 

18. К отряду насекомоядных относится:

А) лесная мышовка, Б) малая бурозубка, В) мышь-малютка, Г) красная полёвка

 

19. Какой зверь отряда парнокопытных не встречается в Архангельской области?

А) кабан, Б) косуля, В) лось, Г) северный олень

 

20. К отряду грызунов Не относится:

А) рыжая полёвка, Б) обыкновенная белка, В) заяц-беляк, Г) азиатский бурундук

 

Задание 2.

- По чучелам и тушкам животных определить, видовую принадлежность. Дать русское и латинское название видов животных; определить систематическую группу.

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающимся, если верно выполнено 81-100%;

- оценка «хорошо» выставляется обучающимся, если верно выполнено 71-80%;

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, если верно выполнено 51-70%;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающимся, если верно выполнено менее 50%.

 

Уровень освоения компетенций: базовый

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Кафедра биологии, экологии и биотехнологии
  05.03.06 Экология и природопользование  
  Природно-ресурсный потенциал Арктики  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: