(9 класс)
Цели урока:
Образовательная:
Организовать учебную деятельность учащихся для конструирования алгоритма разветвлённой структуры и создание условий для первичного закрепления учащимися новых понятий, а также действий при составлении блок-схем разветвляющегося алгоритма.
Воспитательная: воспитывать такие качества личности как аккуратность, необходимую при составлении блок-схем, самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость.
Развивающая: развивать логическое мышление, навыки познавательной деятельности, речь.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с формами представления алгоритмов в виде блок-схем имеющих разветвляющую структуру. Запишите тему урока: Блок - схемы разветвляющихся алгоритмов.
Разветвляющийся алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от выполнения или не выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
Давайте запишем определение в тетрадь. (Даю под диктовку).
Существует две формы ветвления полная и не полная. На алгоритмическом языке полная форма ветвления записывается так:
Запишите.
Неполная так:
Запишите.
Формы ветвления.
Полная Неполная
если условие если условие
то серия команд 1 то серия команд 1
иначе серия команд 2 конец ветвления
конец ветвления
Рассмотрим такой пример:
1) Как проверить арбуз на спелость?
Известен такой способ проверки арбуза на спелость.Если бросить арбуз в воду, и он всплывет, значит арбуз спелый, иначе не спелый. Т.е в блоке условия у нас будет вопрос (арбуз всплыл?)
2) Если на улице идет дождь, то надеть сапоги, иначе надеть туфли.
А теперь назовите мне примеры с неполным ветвлением.
1)Осенью, идя в школу, как вы определите. брать вам с собой зонт или нет? Что вы будете делать?
При каком условии вы возьмете зонт?
2)Если на стадионе зальют каток, я пойду на каток.
Теперь осталось выяснить, как же выглядит блок-схема соответствующая разветвлённому алгоритму. В команде ветвления обязательно наличие условия, поэтому какая геометрическая фигура будет обязательно в блок - схеме?
Правильно.
Итак, блок-схема разветвляющего алгоритма с полным ветвлением будет выглядеть так:
вход
да нет
выход
Ветви, да и нет можно направлять в разные стороны в момент составления алгоритма.
Скажите, как будет выглядеть неполная форма ветвления?
Правильно. Блок-схема будет выглядеть следующем образом: вход
да нет
выход
Здесь местами менять, да и нет нельзя. Ветвь да у нас будет там, где выполняется условие.
Выполним задачу В блок-схеме алгоритма вычисления значения функции
y =
заполните пустые блоки. Эту блок-схему нам будет удобнее начать заполнять с конца. Что дано? Что нужно найти? Значит, в блоке вывода какую переменную нам нужно записать? Ветвь нет у нас выполняется при у = 3. Скажите, тогда прикаком у у нас будет выполняться ветвь да?
Итак, получается, что при у = 3 условие не выполняется, т.е ложь, а при у = 4 выполняется, т.е истина. Значит, какое логическое выражение мы должны записать в блок условий? Верно.
Теперь обратите внимание на таблицу. Таблица заполнена при x = -5.
Давайте с вами по шагам посмотрим, как заполнена эта таблица.
1.Первый шаг. Чему равен x?
2.Второй шаг. Проверяем условие. Какое у нас условие? Правильно. Теперь за место x нам надо поставить -5. Что получиться? Это верное неравенство? Значит по какой ветви мы пойдём? 3. Третий шаг. Если мы с вами пойдём по левой веточке, то чему у нас y равен? 4. четвёртый шаг. Какое число мы должны вывести на экран? 5.конец. Всем понятно, как заполнена таблица при x = -5?
Сейчас заполните самостоятельно в тетрадях Таблицу при x = 5 .(Хожу по рядам смотрю, как ребята выполняют).
Давайте проверим.
|
Подведение итогов.
Итак, с какими алгоритмами вы сегодня продолжили знакомиться? Сколько имеют форм разветвляющие алгоритмы, какие и чем они отличаются друг от друга?
Все верно, молодцы!