Актеры Реалистического направления.




Романтизм и Критический реализм в Европейском театре.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.

Теоретики романтизма.

Что провозглашал романтизм 30 -40х г.г.

Перечислить драматургов романтизма.

Актеры («романтики»).

Какими художественными достижениями Романтизм определил расцвет реализма.

Актеры Реалистического направления.

Театр начала XIX века
Франция живет напряженной политической жизнью и после падения Наполеона. Век XIX ознаменован новыми революционными вспышками. Реставрация королевской власти (династии Бурбонов) в 1815 г. не отвечали интересам страны. Эту власть поддерживали земельная аристократия и католическая церковь. Социальное недовольство огромного большинства населения страны, протесты против этого правительства вылились в июльскую революцию 1830 г. Социальные протесты, критика существующего порядка, явная или скрытая, выражались в различных формах: в газетных статьях, в литературной критике и, конечно же, в театре.

В течение 20-х гг. во Франции складывается романтизм как ведущее художественное направление: разрабатывается теория романтической литературы и романтической драмы.

Крупнейшими теоретиками романтизма были «чистый» романтик В. Гюго и реалист Стендаль.

На сцены романтическая драма проникала с трудом. В театрах царил классицизм. Но романтическая драма имела союзника в лице мелодрамы.

Мелодрама – прямое порождение романтизма. Ее герои – отвергнутые обществом и законом, страдающие от несправедливости люди. В сюжетах мелодрам – резкое контрастное столкновение добра и зла. И этот конфликт в угоду публике всегда разрешался в пользу добра или наказанием порока.

Самые популярные мелодрамы – «Виктор, или Дитя леса» Пиксерекура, «Сорока-воровка» Кенье, «Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа. Последняя вошла в репертуар великих трагических актеров XIX века.

Сюжет ее таков: герой в начале пьесы – пылкий юноша увлекается карточной игрой, видя в ней иллюзию борьбы и победы над Роком. Но, попадая под гипнотическую власть азарта, он проигрывает всё, становится нищим. Обуреваемый настойчивой мыслью о картах и выигрыше, он совершает преступление и в конце концов погибает, едва не убив собственного сына.
После революции 1830 г. монархия Бурбонов сменилась буржуазной монархией Луи Филиппа. Революционная настроенность и революционные выступления не прекратились.

Романтизм 30-40-х гг. продолжал питаться настроениями общественного недовольства и приобрел ярко выраженную политическую направленность: он обличал несправедливость монархического строя и защищал права человека. Именно это время (т.е. 30-40-е гг. XIX в.) было временем расцвета романтического театра. Гюго, Дюма-отец, де Виньи, де Мюссе – драматурги романтизма. Романтическую школу актерского искусства представляли Бокаж, Дорваль, Леметр.

 

Для романтиков характерно разочарование в учении просветителей 18 в., но романтизм, проникнутый пафосом страстного протеста против насилия, социальной несправедливости, угнетении, мечтой о раскрепощении человека, о равенстве, о праве народов на независимость, унаследовал великие гуманистические и демократические идеи просветителей.

Романтический театр впервые утвердил сценическое переживание в качестве основы актёрского творчества. Непосредственность, искренность игры крупнейших актёров-романтиков определяли огромную силу воздействия их искусства на зрителей.

Романтизм обогатил выразительные средства театра. Большое значение имело требование воссоздания «местного колорита», исторической верности декораций и костюмов, жанровой правдивости массовых сцен и постановочных деталей. Искусство художника, композитора, машиниста сцены было подчинено задаче эмоционального воздействия на зрителя,

Романтизм как направление перестал существовать во 2-й пол. 19 в., но его художественные достижения — обновление жанров, обогащение выразительных средств, демократизация героев, литературного языка, историзм и др., подготовили и во многом определили расцвет реалистического театра. Под термином «романтический» (актёр, школа и т.п.) подразумевают искусство высоких чувств, эмоциональную приподнятость, героический пафос.

Романтический театр во многом подготовил сценический реализм. В первой половине XIX в. расцвело реалистическое искусство замечательного немецкого мастера Карла Зейдельмана (1793 — 1843), любимого актера К. Маркса. Играя Мефистофеля в «Фаусте» или Карлоса в «Клавиго» Гёте, Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Маринелли в «Эмилии Галотти» Лессинга, он поражал зрителя острым умом, артистической смелостью, силой художественных обобщений.

После поражения революции 1848 — 1849 гг. со сцены надолго изгоняется всякая свободная, протестующая мысль. И все-таки выдающиеся актеры продолжали нести в своем искусстве светлые идеалы человечности, искать могучие характеры и высокие примеры гуманизма в творчестве Шекспира, Мольера, Шиллера, Гёте.

Крупнейшие актеры второй половины XIX в. -великие трагики итальянского реалистического театра Эрнесто Росси (1827 — 1896) и Томмазо Сальвини (1829 — 1915).

Росси вызывал восхищение современников тончайшим лиризмом, глубиной мысли, совершенством пластики и дикции, редкой красотой голоса. Он, как и Сальвини, выступал главным образом в трагедиях Шекспира. Театр для Росси был храмом нравственного формирования человека. Играя на сцене, говорил он, актер обязан «создать для публики истинно воспитательную школу, просвещающую ум и возносящую дух».

Творчество Сальвини было проникнуто героическим духом, гуманизмом, глубокой правдой чувств. Искусство актера воплотило дух многолетней борьбы итальянского народа против австрийского владычества (он и сам в юности, в 1848 — 1849 гг., сражался под знаменами Дж. Гарибальди за свободу родины).

Другие мастера реалистического театра прежде всего стремились к жизненной достоверности своей игры. Например, французский актер Бенуа Коклен (1841 — 1909) принес на сцену жизнерадостность, живую наблюдательность, умение сочетать остроумие с поэтичностью.

Заслуженной популярностью пользовались французская актриса Сара Бернар (1844 — 1923) и итальянская актриса Элеонора Дузе (1858 — 1924),. Игру Бернар отличали виртуозная техника, смелость и оригинальность, подчеркнутая театральность. Дузе поражала искренностью, умением донести до зрителей всю глубину душевных переживаний своих героинь.

Утверждению реализма на польской сцене способствовали актеры так называемой «Краковской школы», сложившейся в Кракове в 60 — 70-х годах XIX в. С ее традицией связано творчество крупнейшей польской трагической актрисы Хелены Моджеевской (840 — 1909).

Образы, создаваемые румынским актером Матеем Милло (1814 — 1896), были остросатиричными, обличительными: он поднимался до политической карикатуры на правящие круги королевской Румынии.

Многие крупные мастера европейской сцены, разные по творческим целям и интересам — романтики и реалисты, были схожи в одном: они стремились к художественной целостности спектакля. Немецкий режиссер Генрих Лаубе (1806 — 1884) добивался этого, серьезно работая с актерами, кропотливо разрабатывая тончайшие оттенки речевой интонации (это называли «словесной режиссурой»). Англичанин Чарлз Кин (1811 — 1868) стремился восстановить на сцене со всеми деталями архитектуру, утварь, одежду эпохи. Немец Франц Дингелъштедт (1814 — 1881) ставил пышные «постановочные», зрелищные спектакли.

Всем этим исканиям подвел итог Мейнингенский театр в Германии. Режиссер этого театра Людвиг Кронек (1837 — 1891) стремился добиться ансамблевости в постановке пьес, т. е. единства, согласованности актерской игры, исторической правдивости декораций, тщательной продуманности световых и звуковых эффектов. Массовые сцены у него были живые, разнообразные. Театр гастролировал с 1874 по 1890 г. во многих странах Европы. Дважды приезжал он и в Россию (1885, 1890). Мейнингенцам принадлежит большая заслуга в развитии режиссерского искусства. Недаром высоко оценил Мейнингенский театр молодой Станиславский.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: