Принципы менеджмента — основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.




Сущность менеджмента

1.2.

Рассмотрение термина «менеджмент».

Управление — свойство систем различной природы сохра­нять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаи­мозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Система2 управления состоит из субъекта и объекта.

Субъ­ект — тот, кто управляет, объект — тот, кем управляют.

В нашем случае в качестве объекта управления мы рассмат­риваем организацию, которая является основой мира менедже­ров, причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

У правление от­личается, с одной стороны, от капитала, с другой стороны, от труда. Оно распадается на три составные части:

1. администрацию, занятую выработкой корпоративной по­литики; координацией финансов; производством, распределени­ем и установлением границ организации и верховного контроля администратора;

2. менеджмент в собственном смысле слова, связанный с выполнением политики в пределах, определенных администра­тором, а также с использованием организации для решения за­дач, поставленных перед нею;

3. организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирую­щий труд, выполняемый индивидами или группами людей, на­деленных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом, обеспечи­вают наилучшие каналы эффективного, систематического, пози­тивного и скоординированного приложения знаний».

Организация формирует аппарат, менеджмент — управляю­щего, а администрация — высшее руководство. Администрация определяет организацию, менеджмент использует ее; первая ста­вит задачи и ориентирована на цели, второй борется за их вы­полнение, применяя различные средства.

 

Для изучения менеджмента как междисциплинарной отрас­ли научного знания с четко выраженным приоритетом прагма­тических установок необходимо знать его принципы.

Принцип [лат. principium - основа, начало] - 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутрен­нее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведе­ния; основа устройства, действия какого-либо механизма, при­бора, установки.

Принципы менеджмента — основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.

Впервые принципы менеджмента сформулировал А. Файоль:

1. Разделение труда. Целью разделения труда является вы­полнение работы, большей по объему и лучшей по качеству. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые долж­ны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность — его составляющая противопо­ложность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих ор­ганизацию и работников, из которых возникают дисциплинар­ные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать спра­ведливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Соответствующая степень централизации должна варьироваться в зависимости от конкретных условий. И здесь возникает вопрос о пропорциях между централизацией1 и децентрализацией2, обеспечивающих лучшие результаты.

Централизация управления — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархи­ческой структуры управления, в которой преобладают верти­кальные связи, при этом верхние уровни обладают определяю­щими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Децентрализация управления — передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц, стоящих на руководящих должно­стях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддер­живать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая те­кучесть кадров снижает эффективность организации. Посредст­венный руководитель, который держится за место, безусловно пред­почтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является ре­зультатом гармонии персонала.

 

((1 Централизация — 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; 2) условие, при котором право принимать наиболее важные ре­шения остается за высшими уровнями управления.

2 Децентрализация г передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.))

 

 

Многие из принципов, сформулированных А. Файолем, по­лезны и в наше время.

Менеджер

Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, - про­фессиональный характер управленческой деятельности. Англий­ский термин «manager» подразумевает наемных профессиональ­ных управляющих.

Менеджер (англ. manager, manage — управлять) — наемный управляющий, специалист по менеджменту.

Ключевой вопрос теории менеджмента — вопрос о том, что такое хороший менеджер? На протяжении многих лет он оста­вался основным при выяснении, как достичь успеха.

.

На рубеже XXI века некоторые ученые полагают, что для современного менеджера необходимы качества, отмеченные в табл. 1.1.

Противники этого мнения считают, что:

• обладание менеджером перечисленными выше качества­ми еще не гарантирует эффективности руководства;

• всем отмеченным требованиям удовлетворяет только не­большое число людей;

• данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»;

• хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.

 

Таблица 1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: