Сущность менеджмента
1.2.
Рассмотрение термина «менеджмент».
Управление — свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Система2 управления состоит из субъекта и объекта.
Субъект — тот, кто управляет, объект — тот, кем управляют.
В нашем случае в качестве объекта управления мы рассматриваем организацию, которая является основой мира менеджеров, причиной, обусловливающей существование менеджмента.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
У правление отличается, с одной стороны, от капитала, с другой стороны, от труда. Оно распадается на три составные части:
1. администрацию, занятую выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора;
2. менеджмент в собственном смысле слова, связанный с выполнением политики в пределах, определенных администратором, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею;
3. организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом, обеспечивают наилучшие каналы эффективного, систематического, позитивного и скоординированного приложения знаний».
Организация формирует аппарат, менеджмент — управляющего, а администрация — высшее руководство. Администрация определяет организацию, менеджмент использует ее; первая ставит задачи и ориентирована на цели, второй борется за их выполнение, применяя различные средства.
|
Для изучения менеджмента как междисциплинарной отрасли научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок необходимо знать его принципы.
Принцип [лат. principium - основа, начало] - 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
Принципы менеджмента — основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.
Впервые принципы менеджмента сформулировал А. Файоль:
1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность — его составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих организацию и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
|
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Соответствующая степень централизации должна варьироваться в зависимости от конкретных условий. И здесь возникает вопрос о пропорциях между централизацией1 и децентрализацией2, обеспечивающих лучшие результаты.
Централизация управления — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.
Децентрализация управления — передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.
9. Скалярная цепь. Ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
|
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.
((1 Централизация — 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; 2) условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
2 Децентрализация г передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.))
Многие из принципов, сформулированных А. Файолем, полезны и в наше время.
Менеджер
Главный элемент, лежащий в основе менеджмента, - профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин «manager» подразумевает наемных профессиональных управляющих.
Менеджер (англ. manager, manage — управлять) — наемный управляющий, специалист по менеджменту.
Ключевой вопрос теории менеджмента — вопрос о том, что такое хороший менеджер? На протяжении многих лет он оставался основным при выяснении, как достичь успеха.
.
На рубеже XXI века некоторые ученые полагают, что для современного менеджера необходимы качества, отмеченные в табл. 1.1.
Противники этого мнения считают, что:
• обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективности руководства;
• всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей;
• данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»;
• хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.
Таблица 1.1