Блок. Тестовые задания
Примечание: Ответы ставить в столбце «отметить»; правый столбец указывает на возможное количество баллов и заполняется проверящим.
Задание 1 | Какое из данных определений не соответствует сущности мифа? | Отметить + | Баллы |
Предание, сказка, легенда, басня | |||
Коллективная безымянная традиция | |||
Фантастическое отражение мира | |||
Механизм организации культурной памяти | |||
Пережиток прошлого | |||
Форма родовой организации общества |
Задание 2 | «Осевое время» (К. Ясперс) – это период: | Отметить + | |
наивысшего развития производительных сил | |||
научно-технической революции | |||
перехода от мифа к логосу | |||
упадка мировых религиозно-философских учений | |||
Заката Европы |
Задание 3 | Кто из перечисленных философов является сторонником дуалистического мировоззрения: | Отметить + | Баллы |
Аристотель | |||
Декарт | |||
Гегель | |||
Спиноза | |||
Кант |
Задание 4 | Какой исторической эпохе соответствуют данное эпистемологическое кредо? | Отметить цифрой | Баллы |
Варианты: | 1) Античность, 2) Средние века, 3) Модерн, 4) Постмодерн | ||
«Не плакть не смеяться, не ненавидеть, но понимать» | |||
«Знающий не говорит, говорящий не знает» | |||
«Понимаю, чтобы верить, верю, чтобы понимать» | |||
«Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения» | |||
1балл за каждый правильный ответ |
Задание 5 | С каким из философов связано данное понимание истины: | Отметить цифрой | Баллы |
Варианты: | 1) Гегель, 2) Ницше, 3) Аристотель, 4) Платон, 5) Конфуций, 6) Декарт | ||
Истина есть правильность вида | |||
Истина есть адекватное суждение | |||
Истина есть очевидное и отчетливое представление | |||
Истина есть разновидность заблуждения | |||
Истина есть результат вместе со своим становлением | |||
Истина не есть очевидность | |||
1балл за каждый правильный ответ |
Задание 6 | К каким историческим формам диалектики вы отнесете данных философов: | Отметить цифрой | Баллы |
Варианты | 1) Сократ, 2) Гегель, 3) Протагор, 4) Лао-Цзы, 5) Фейербах | ||
софистика | |||
материалистическая диалектика | |||
диалектическая логика | |||
эристика | |||
стихийная диалектика | |||
1балл за каждый правильный ответ |
Задание 7 | Объясните, что имел в виду Гераклит, сказавший «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» | Баллы | |
Задание 8 | К какой разновидности материализма вы отнесете данных философов: 1) Маркс, 2) Гераклит, 3) Ламетри, 4) Эпикур, 5) Фейербах | Отметить цифрой | Баллы |
Варианты: | атомизм | ||
стихийный материализм | |||
исторический материализм | |||
антропологический материализм | |||
механистический материализм | |||
гилозоизм | |||
1балл за каждый правильный ответ |
Задание 9 | К каким разновидностям идеализма вы отнесете данных философов: 1) Гуссерль, 2) Гегель, 3) Платон, 4) Фихте | Отметить цифрой | Баллы |
Варианты: | абсолютный идеализм | ||
трансцендентальный идеализм | |||
объективный идеализм | |||
субъективный идеализм | |||
1балл за каждый правильный ответ |
Задание 10 | Какие понтия характеризуют учения данных философов: | Отметить цифрой | Баллы |
Варианты | 1) Шопенгауэр, 2) Гегель, 3) Ницше, 4) Хайдеггер, 5) Кант | ||
воля к власти | |||
мировой дух | |||
бытие в мире | |||
чистый разум | |||
мировая воля | |||
Вещь в себе | |||
1балл за каждый правильный ответ |
Задание 11 | Объясните смысл гегелевского изречения «Все разумное действительно, все действительное разумно» | Баллы | |
Ответ: |
блок. Тестовые задачи, в которых дополнительно оценивается точность ответа
Задание 12 | А) Какое из данных определений НЕ соотвтетствует понятию «идол», используемому в философии и общественных науках? | Отметить цифрой | Баллы |
1) ошибочное умозаключение | |||
2) искажающая структура сознания | |||
3) объект религиозного поклонения | |||
4) икона | |||
5) ложная идея | |||
Ответ: | В) Какое из них соответствуют философскому понтию «идол» Ему соответствует понятие: | ||
С) Кратко обоснуйте свой ответ: |
Задание 13 | А) Исключите два лишних термина из перечсленных в данном ряду. Кратко обоснуйте свое решение | Баллы | |||
Варианты: | 1) традиция, 2) синтез, 3) мировоззрение, 4) преемственность, 5 анализ), 6) ценность. | ||||
Ответ: | Лишние термины: | и | |||
так как они характеризуют – | |||||
Прочие термины представляют собой элементы описания – | |||||
Задание 14 | А) Исключите лишний термин из перечсленных в данном ряду. Кратко обоснуйте свое решение | ||
Варианты ответа: 1) причина, 2) форма, 3) материя, 4) следствие, 5) цель, 6) метафизика. | |||
Ответ: | Лишний термин – | ||
Прочие термины представляют собой – | |||
Они характеризуют аристотелевское понимание – |
Задание 15 | А) Почему, согласно апории Зенона, быстроногий Ахиллес не догонит черепаху? | Баллы | |
Ответ: | Ахиллес не догонит черепаху, т.к. – | ||
Б) На каком допущении, не связанном с природой движения, основана данная апория? | |||
Ответ: | Она основана на – | ||
С) Какому положению в учении Парменида оно противоречит? | |||
Ответ: | Оно противоречит – |
Задание 16 | Какие виды знания имеет в виду Сократ, когда говорит «Я знаю, что ничего не знаю»? | Баллы | |
Ответ: | Сократ имеет в ввиду – |
Задание 17 | На каком основании Гегель считал, что афиняне правы, что казнили Сократа? | Баллы | |
Ответ: |
Задание 18 | А) Какой тип мышления иллюстрирует данный диалог?: | ||
— Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! — говорит покупательница торговке. — Что? — кричит та. — Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким — самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! | Отметить цифрой | Баллы | |
Варианты ответа: 1) конкретный; 2) абстрактный | |||
В) Аргументируйте свой ответ: | |||
Ответ: |
Задание 19 | Чем, согласно Гераклиту, «тайная гармони лучше явной» | Баллы | |
Задание 20 | Кто и о чем спорит в на фреске Рафаэля? | Баллы | |
Ответ: | А) Спорщики – | ||
В) Предмет спора – | |||
С) Кратко обоснуйте свой ответ: |
Задание 21 | Какое из данных определений не соответствует значению термина «теория»? | отметить +) | Баллы |
Рассмотрение, исследование | |||
Божественный вид | |||
Непосредственное наблюдение | |||
Умозрение | |||
1 балл за правильный ответ |
3 блок. Проблемные вопросы и парадоксы
Задание 22 | Чем, согласно Гераклиту, «Тайная гармони лучше явной» | ||
Задание 23 | А) Что важнее? | отметить + | Баллы |
1) Идеии важнее людей | |||
2) Люди важнее идей | |||
3) Другое: | |||
Б) Кратко обоснуйте ответ: |
Задание 24 | А) Что сложнее? | отметить + | Баллы |
1) Общество | |||
2) Индивиды | |||
3) Другое | |||
Ответ: | Б) Кратко обоснуйте ответ: |
Задание 25 | Объясните смысл поговорки: «Лучше одно плохое решение, чем два хороших» | Баллы | |
Ответ: |
Задание 26 | В чем смысл данного парадокса: «Вставший на путь никуда не идет» (Лао-цзы) | Баллы | |
Ответ: |
Задание 27 | А) В чем смысл данного парадокса: «Уходить, значит возвращаться» (Лао-цзы)? | Баллы | |
Ответ: | |||
В) Какими примерами из истории культуры вы могли бы проиллюстрировать данное положение? | |||
Ответ: |
Задание 28 | В чем смысл данного парадокса Аристотеля: «Побеждает не сильнейший, а тот, кто участвует»? | Баллы | |
Ответ: |
Задание 29 | Каковы основания данноого высказывания «Мысль изречённая есть ложь» (Ф. Тючев)? | Баллы | |
Ответ: |
Задание 30 | Равнозначны ли данные пары выражений: «Я помню» и «Я не забыл» / «Я бодрствую» и «я не сплю» / «Я смелый» / «Я не трус»? | Баллы | |
Ответ: | а) Если да, то в каком отношении: | ||
Ответ: | Б) Если нет, то в каком отношении: |
Задание 31 | А) Что лучше для человека?1)«быть» или «иметь»; 2) «быть» или «казаться» Какая дилема истинная, а какая ложная? | отметить + | Баллы |
Варианты: | 1) первая | ||
2) вторая | |||
3) обе истинные | |||
4) обе ложные | |||
B) Кратко обоснуйте свой выбор: | |||
Ответ: |