Блок. Тестовые задания
Примечание: Ответы ставить в столбце «отметить»; правый столбец указывает на возможное количество баллов и заполняется проверящим.
| Задание 1 | Какое из данных определений не соответствует сущности мифа? | Отметить + | Баллы |
| Предание, сказка, легенда, басня | |||
| Коллективная безымянная традиция | |||
| Фантастическое отражение мира | |||
| Механизм организации культурной памяти | |||
| Пережиток прошлого | |||
| Форма родовой организации общества |
| Задание 2 | «Осевое время» (К. Ясперс) – это период: | Отметить + | |
| наивысшего развития производительных сил | |||
| научно-технической революции | |||
| перехода от мифа к логосу | |||
| упадка мировых религиозно-философских учений | |||
| Заката Европы |
| Задание 3 | Кто из перечисленных философов является сторонником дуалистического мировоззрения: | Отметить + | Баллы |
| Аристотель | |||
| Декарт | |||
| Гегель | |||
| Спиноза | |||
| Кант |
| Задание 4 | Какой исторической эпохе соответствуют данное эпистемологическое кредо? | Отметить цифрой | Баллы |
| Варианты: | 1) Античность, 2) Средние века, 3) Модерн, 4) Постмодерн | ||
| «Не плакть не смеяться, не ненавидеть, но понимать» | |||
| «Знающий не говорит, говорящий не знает» | |||
| «Понимаю, чтобы верить, верю, чтобы понимать» | |||
| «Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения» | |||
| 1балл за каждый правильный ответ |
| Задание 5 | С каким из философов связано данное понимание истины: | Отметить цифрой | Баллы |
| Варианты: | 1) Гегель, 2) Ницше, 3) Аристотель, 4) Платон, 5) Конфуций, 6) Декарт | ||
| Истина есть правильность вида | |||
| Истина есть адекватное суждение | |||
| Истина есть очевидное и отчетливое представление | |||
| Истина есть разновидность заблуждения | |||
| Истина есть результат вместе со своим становлением | |||
| Истина не есть очевидность | |||
| 1балл за каждый правильный ответ |
| Задание 6 | К каким историческим формам диалектики вы отнесете данных философов: | Отметить цифрой | Баллы |
| Варианты | 1) Сократ, 2) Гегель, 3) Протагор, 4) Лао-Цзы, 5) Фейербах | ||
| софистика | |||
| материалистическая диалектика | |||
| диалектическая логика | |||
| эристика | |||
| стихийная диалектика | |||
| 1балл за каждый правильный ответ |
| Задание 7 | Объясните, что имел в виду Гераклит, сказавший «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» | Баллы | |
| Задание 8 | К какой разновидности материализма вы отнесете данных философов: 1) Маркс, 2) Гераклит, 3) Ламетри, 4) Эпикур, 5) Фейербах | Отметить цифрой | Баллы |
| Варианты: | атомизм | ||
| стихийный материализм | |||
| исторический материализм | |||
| антропологический материализм | |||
| механистический материализм | |||
| гилозоизм | |||
| 1балл за каждый правильный ответ |
| Задание 9 | К каким разновидностям идеализма вы отнесете данных философов: 1) Гуссерль, 2) Гегель, 3) Платон, 4) Фихте | Отметить цифрой | Баллы |
| Варианты: | абсолютный идеализм | ||
| трансцендентальный идеализм | |||
| объективный идеализм | |||
| субъективный идеализм | |||
| 1балл за каждый правильный ответ |
| Задание 10 | Какие понтия характеризуют учения данных философов: | Отметить цифрой | Баллы |
| Варианты | 1) Шопенгауэр, 2) Гегель, 3) Ницше, 4) Хайдеггер, 5) Кант | ||
| воля к власти | |||
| мировой дух | |||
| бытие в мире | |||
| чистый разум | |||
| мировая воля | |||
| Вещь в себе | |||
| 1балл за каждый правильный ответ |
| Задание 11 | Объясните смысл гегелевского изречения «Все разумное действительно, все действительное разумно» | Баллы | |
| Ответ: |
блок. Тестовые задачи, в которых дополнительно оценивается точность ответа
| Задание 12 | А) Какое из данных определений НЕ соотвтетствует понятию «идол», используемому в философии и общественных науках? | Отметить цифрой | Баллы |
| 1) ошибочное умозаключение | |||
| 2) искажающая структура сознания | |||
| 3) объект религиозного поклонения | |||
| 4) икона | |||
| 5) ложная идея | |||
| Ответ: | В) Какое из них соответствуют философскому понтию «идол» Ему соответствует понятие: | ||
| С) Кратко обоснуйте свой ответ: |
| Задание 13 | А) Исключите два лишних термина из перечсленных в данном ряду. Кратко обоснуйте свое решение | Баллы | |||
| Варианты: | 1) традиция, 2) синтез, 3) мировоззрение, 4) преемственность, 5 анализ), 6) ценность. | ||||
| Ответ: | Лишние термины: | и | |||
| так как они характеризуют – | |||||
| Прочие термины представляют собой элементы описания – | |||||
| Задание 14 | А) Исключите лишний термин из перечсленных в данном ряду. Кратко обоснуйте свое решение | ||
| Варианты ответа: 1) причина, 2) форма, 3) материя, 4) следствие, 5) цель, 6) метафизика. | |||
| Ответ: | Лишний термин – | ||
| Прочие термины представляют собой – | |||
| Они характеризуют аристотелевское понимание – |
| Задание 15 | А) Почему, согласно апории Зенона, быстроногий Ахиллес не догонит черепаху? | Баллы | |
| Ответ: | Ахиллес не догонит черепаху, т.к. – | ||
| Б) На каком допущении, не связанном с природой движения, основана данная апория? | |||
| Ответ: | Она основана на – | ||
| С) Какому положению в учении Парменида оно противоречит? | |||
| Ответ: | Оно противоречит – |
| Задание 16 | Какие виды знания имеет в виду Сократ, когда говорит «Я знаю, что ничего не знаю»? | Баллы | |
| Ответ: | Сократ имеет в ввиду – |
| Задание 17 | На каком основании Гегель считал, что афиняне правы, что казнили Сократа? | Баллы | |
| Ответ: |
| Задание 18 | А) Какой тип мышления иллюстрирует данный диалог?: | ||
| — Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! — говорит покупательница торговке. — Что? — кричит та. — Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким — самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! | Отметить цифрой | Баллы | |
| Варианты ответа: 1) конкретный; 2) абстрактный | |||
| В) Аргументируйте свой ответ: | |||
| Ответ: |
| Задание 19 | Чем, согласно Гераклиту, «тайная гармони лучше явной» | Баллы | |
| Задание 20 | Кто и о чем спорит в на фреске Рафаэля? | Баллы | |
| |||
| Ответ: | А) Спорщики – | ||
| В) Предмет спора – | |||
| С) Кратко обоснуйте свой ответ: |
| Задание 21 | Какое из данных определений не соответствует значению термина «теория»? | отметить +) | Баллы |
| Рассмотрение, исследование | |||
| Божественный вид | |||
| Непосредственное наблюдение | |||
| Умозрение | |||
| 1 балл за правильный ответ |
3 блок. Проблемные вопросы и парадоксы
| Задание 22 | Чем, согласно Гераклиту, «Тайная гармони лучше явной» | ||
| Задание 23 | А) Что важнее? | отметить + | Баллы |
| 1) Идеии важнее людей | |||
| 2) Люди важнее идей | |||
| 3) Другое: | |||
| Б) Кратко обоснуйте ответ: |
| Задание 24 | А) Что сложнее? | отметить + | Баллы |
| 1) Общество | |||
| 2) Индивиды | |||
| 3) Другое | |||
| Ответ: | Б) Кратко обоснуйте ответ: |
| Задание 25 | Объясните смысл поговорки: «Лучше одно плохое решение, чем два хороших» | Баллы | |
| Ответ: |
| Задание 26 | В чем смысл данного парадокса: «Вставший на путь никуда не идет» (Лао-цзы) | Баллы | |
| Ответ: |
| Задание 27 | А) В чем смысл данного парадокса: «Уходить, значит возвращаться» (Лао-цзы)? | Баллы | |
| Ответ: | |||
| В) Какими примерами из истории культуры вы могли бы проиллюстрировать данное положение? | |||
| Ответ: |
| Задание 28 | В чем смысл данного парадокса Аристотеля: «Побеждает не сильнейший, а тот, кто участвует»? | Баллы | |
| Ответ: |
| Задание 29 | Каковы основания данноого высказывания «Мысль изречённая есть ложь» (Ф. Тючев)? | Баллы | |
| Ответ: |
| Задание 30 | Равнозначны ли данные пары выражений: «Я помню» и «Я не забыл» / «Я бодрствую» и «я не сплю» / «Я смелый» / «Я не трус»? | Баллы | |
| Ответ: | а) Если да, то в каком отношении: | ||
| Ответ: | Б) Если нет, то в каком отношении: |
| Задание 31 | А) Что лучше для человека?1)«быть» или «иметь»; 2) «быть» или «казаться» Какая дилема истинная, а какая ложная? | отметить + | Баллы |
| Варианты: | 1) первая | ||
| 2) вторая | |||
| 3) обе истинные | |||
| 4) обе ложные | |||
| B) Кратко обоснуйте свой выбор: | |||
| Ответ: |