Схема отражает опущенные структурно главные члены, а содержательно главное опускает.




ПОНЯТИЕ СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫПРЕДЛОЖЕНИЯ

Учёные смотрят на предложение по-разному. Одни (в основном западно-европейские) – как на единицу речи. Например, Э. Бенвенист говорит: «Предложение создаётся в процессе речи. Это речевая единица».

Другие (представители славянского яз-ния) видят в предложении как языковую, так и речевую единицу. Они соглашаются с тем, что предложение создаётся в процессе речи. Оно связано с грамматической системой языка, и в каждом предложении воспроизводятся типичные элементы структуры предикативного центра.

Но организация и функционирование предложения как речевой единицы зависит не только от предик. центра.

Здесь важны многие показатели:

характер передаваемой информации,

смысловая и синтаксическая сочетаемость слов,

структура ПЦ как способ передачи значения предикативности,

второстепенные члены предложения,

виды и способы связи и многое другое.

Сводить всё многообразие предложения к ПЦ – значит излишне упрощать реальную картину существования предложения.

Западные лингвисты понимают предложение как единицу с конкретным, исключительно своим содержанием и структурой.

Слависты же говорят о предложении как о типичной грамматической структуре.

Дескать, н еважно конкретное её содержание. Важно, как оно оформлено. ???

Но если содержание оформляется по-разному, то наверное важным является и содержание, потому что оно вызывает появление конкретной структуры.

Этого не учитывают сторонники схематизма и формализма.

Они разработали структурную схему предложения как языковой единицы.

Но их взгляды и мнения не отличаются единством.

Предложенная ими структурная схемаП (модель, образец) строится на основе главных членов предложения.

Причём не так, как они расположены в конкретном предложении, а так, как, дескать, они обычно должны быть расположены. Тот факт, что структурно главные члены могут быть совершенно не главными с содержательной точки зрения и быть вообще опущенными, в схеме не учитывается.

Схема отражает опущенные структурно главные члены, а содержательно главное опускает.

Иссл-тели не учитывают того, что некоторые второст-ные ЧП так же необходимы в нём, как и главные. СР.: Дом состоит (из пяти комнат); Он очутилсяОн оказался

Грамматическое значение, общее для всех предложений, это предикативность. Каждая структурная схема имеет свое значение, т.е. семантику схемы.

Семантика структурной схемы предложения образуется:

1) грамматическими значениями компонентов в их отношении друг к другу (или в однокомпонентных схемах - грамматическим значением этого компонента);

2) специфическими для схемы лексико-семантическими характеристиками слов, занимающих позиции ее компонентов.

Для обозначения компонентов схемы вводятся элементарные буквенные символы, соответствующие латинским названиям частей речи и названиям некоторых форм:

Vf - спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);

Vf3s - спрягаемый глагол в форме 3 л. ед. ч. (лат. singularis);

Vf3pl - спрягаемый глагол в форме 3 л. мн. ч. (лат. pluralis);

Inf - инфинитив; N - существительное (лат. nomen - имя, название);

adj - прилагательное (лат. adjectivum);

Pron - местоимение (лат. pronomen);

Adv - наречие (лат. adverbium); Adv- o - предикативное наречие на - о; Praed - предикатив (лат. praedicatum);

Part - причастие (лат. participium); Praedpart - причастный предикатив;

interj - междометие (лат. interjectio); neg - отрицание (негация, лат. negatio);

cop - связка (лат. copula);

quant - квантификативное (кол-ное) значение (лат. quantitas (количество), (величина)).

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают соответственно падежи: 1 - им. п., 2 - род. п., 3 - дат. п., 4 - вин. п., 5 - тв. п., 6 - предл. п.;

при символе N цифра 2 со следующим дальше многоточием (N2...) обозначает: "существительное в форме одного из косвенных падежей".

Примеры: N1 - Vf (Лес шумит; Отец работает; Дети радуются);

Inf Vf3s (Курить запрещается; Встретиться не удается);

Advquant N2 (Много дел; Мало времени);

N1 (Ночь; Тишина);

Vf3pl (Звонят);

Inf cop Inf (Руководить значит проверять).

Таковы образцы (по ним строятся предложения):

N1 - Vf (Лес шумит; Дети веселятся);

N1 - N1 (Брат - учитель; Москва - столица);

N1 - Аdj1 кратк.ф . (Ребенок умен); N1 - Аdj1 полн.ф. (Ребенок умный);

N1 - Part1 кратк.ф . (Дом построен);

N1 - N2... или Adv (Дом - у дороги; Конец близко);

N1 - Inf (Задача - учиться);

N1 - Adv- o (Экскурсия - [это] интересно);

Inf - N1 (Трудитьсядоблесть,Читать интересную книгу - счастье);

Inf - Adv- o (Кататься - весело);

Inf cop Inf (Руководить значит проверять).

N2 (neg) Vf3s (Воды прибывает; Времени не хватает)

Нет N2 (Нет времени).

1.ЗНАЧЕНИЯ двукомпонентных схем со спрягаемой формой глагола.

А. Подлежащно-сказуемостные:

1) N1 - Vf (Лес шумит; Завод работает; Дети веселятся; семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком - действием или процессуальным состоянием".

Б. Не подлежащно-сказуемостные:

2) Vf3s Inf (Следует подождать; Запрещается шуметь; Хочется узнать; семантика схемы: "квалификация отвлеченно представленного действия или процессуального состояния с точки зрения его необходимости, предопределенности, предполагаемости или желаемости";

3) N2 (neg) Vf3s (Согласия не получается; Несчастья не случилось.

Семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком".

2.Без спрягаемой формы глагола.

N1 - N1 (Брат - учитель; Москва - столица; Знаниесила.

С емантика схемы: "отношение между субъектом и его предметно представленным предикативным признаком";

N1 - Adj1 полн.ф . (Ребенок послушный; Утро свежее; семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком - свойством или качеством".

N1 - Adj1 кратк.ф . (Ребенок послушен; Ночь тиха; семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком - непроцессуальным состоянием".

N1 - Part1 кратк.ф . (Писатель уважаем; Заводы восстановлены; семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком - состоянием как результатом действия".

N1 - N2... или Adv (Мать - в саду; Ящик - из дерева; Друзья рядом; семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком - состоянием, свойством или качеством";

N1 - Inf (Задача - учиться; Главное лечение - лежать; семантика схемы: "отношение между предметно представленным состоянием и его предикативным признаком - отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием";

N1 - Adv- о (Ложь - [это] непростительно; Экскурсии - [это] интересно; Помощник - [это] хорошо; семантика схемы: "отношение между действием или состоянием (названным через предмет, его представляющий) и его предикативным признаком - качественной характеристикой";

Inf - N 1 (Трудиться - доблесть; Учиться - необходимость; семантика схемы: "отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком - квалификацией";

Inf cop Inf (Руководить значит проверять; Сомневаться - это искать; семантика схемы: "отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком - отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием";

Inf - Adv- о (Кататься весело; Ждать мучительно; семантика схемы: "отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием и его предикативным признаком - качественной квалификацией".

Praed Inf (Пора ехать; Нельзя оставаться; семантика схемы: "наличие субъектного состояния как возможности, необходимости, способности, своевременности осуществить действие, состояние";

Praed (neg) N4/N2 ( Видно следы; Не видно следы / следов; Жаль время / времени; Не жаль времени; семантика схемы: "наличие субъектного состояния, обращенного к объекту";

Praedpart N2 (Наготовлено запасов; Подтверждения не получено; семантика схемы: "отношение между субъектом состояния (он же - объект действия) и его предикативным признаком - состоянием как результатом действия";

Advquant (N1quant) - N2 (Много дел; Мало времени; Довольно неприятностей; семантика схемы: "отношение между субъектом и его предикативным признаком - существованием в некоем количестве".

Нет N2 (Нет сомнений; Нет времени; Нет друга; семантика схемы: "несуществование или отсутствие субъекта";

Ни N2 (Ни облачка; Ни звука; семантика схемы: "отсутствие субъекта";

Никого (ничего) N2 (Никого знакомых; Ничего нового; семантика схемы: "полное отсутствие или несуществование субъекта";

Никакого (ни одного, ни единого, ни малейшего) N2 (Никакой надежды; Ни единой ошибки; семантика та же, что и у предыдущей схемы;

Pron neg Inf (Некому работать; Не о чем спорить; Некуда идти; семантика схемы: "неосуществление чего-л., обусловленное отсутствием субъекта, объекта или необходимых для осуществления обстоятельств".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: