Лекция 5. Способы урегулирования и разрешения конфликта.




Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это – прекращение его существования (рис.5.1.).

Специалисты в области теории конфликта традиционно различают два противостоящих друг другу процесса завершения конфликтной ситуации – ее урегулирования и разрешения.

Первый способ представляет собой результат организованного побуждения (или принуждения) одного из противников к типу действий, выгодному другой стороне или посреднику. Достигнутый таким образом «мир», или компромисс, недолговечен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, постконфликтные отношения противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы.

Подлинным завершением конфликта может быть только его разрешение, которое достигается в процессе обоюдного анализа противниками истоков и содержания их спора. Устойчивое равновесие сторон возникает как следствие преодоления тех обстоятельств, которые породили конфликт, что позволяет установить новые отношения равновесия, удовлетворяющие обе стороны.

Затухание – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Причины затухания:

1. истощение ресурсов обоих сторон

2. потеря мотива к борьбе

3. переориентация мотива

Устранение – воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

Способы устранения:

1. изъятие из конфликта одного из оппонентов

2. исключение взаимодействия оппонентов на длительное время

3. устранение объекта

4. устранение дефицита объекта

Перерастание в другой конфликт – в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие.

Урегулирование конфликта представляет собой его определенное завершение в результате конфронтации и противоборства двух или нескольких сторон, осознающих противоположность своих интересов.

Для урегулирования конфликта характерны конфронтации, использование стратегий «выигрыш - проигрыш» или «проигрыш - проигрыш», стремление к получению односторонних преимуществ; подчеркивание различий (интересов, позиций и др.), концентрирования внимания сторон на участниках, а не на решении проблемы и т.п.

Наиболее широко в практике регулирования конфликтов применяются две тактики «выигрыш - проигрыш» и «проигрыш - проигрыш». До сих пор они остаются преобладающими при разрешении конфликтных ситуаций.

Хотя мы не спасаемся от противника бегством в лес и не сражаемся с ним с помощью стрел и копий, большинство так называемых «новых форм» разрешения конфликтов сводятся в конце концов все к тем же двум тактикам: 1) уход от общения, бегство, попытка прервать взаимоотношения; 2) силовые приемы, борьба, попытки победить другого силой.

О распространении тактики «выигрыш – проигрыш» свидетельствуют такие явления, как увольнения работников, расторжения браков, социально-политические конфликты в виде забастовок, террористических актов, войн. Ущерб, наносимый подобного рода методами разрешения конфликтов, настолько велик, что трудно поддается учету. Так, по свидетельству американских конфликтологов, увольнение только одного руководящего работника низшего звена в промышленности наносит фирме финансовый ущерб в размере примерно 20 тыс. долл.

В связи с этим современная конфликтология оценивает тактики ухода от борьбы, основанные на принципе «выигрышпроигрыш» преимущественно негативно, квалифицируя их как проявления иррациональных, «ложных рефлексов» при разрешении конфликтов.

К негативным методам урегулирования конфликтов относятся следующие:

1. Постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препятствий к свободному выражению им своей позиции;

2. Проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;

3. Мелочные придирки, не связанные с существом дела;

4. Принижение партнера, негативная оценка его личности;

5. Попытки запугать собеседника, угрозы;

6. Подчеркивание разницы между собой и партнером;

7. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своих заслуг;

8. Систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;

9. Проявление неискренности, лицемерия.

К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.

Урегулирование конфликта включает следующие этапы:

1. Институционализация конфликта – определение правил и норм его функционирования и развития. Часто их закрепляют законодательно или в локальных нормативных актах (с учетом опыта, полученного в конфликте).

2. Легитимизация конфликта – признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдения их.

Это также означает, что организация рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему порядку.

Такой способ позволяет переводить стихийный процесс в организованный и дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений.

3. Структурирование конфликтующих групп, участвующих в конфликте. Таким образом выявляется реальное состояние и взаимоотношение интересов, приоритеты сторон, на основе учета которых возможно достижение согласия и сотрудничества.

4. Последовательное ослабление конфликта путем перевода в другое русло и на другой уровень взаимодействия противоборствующих сторон.

Процесс урегулирования конфликта осуществляется при помощи разнообразных технологий: информационной (ликвидация дефицита информации по спорным вопросам, исключение из информационного поля различного рода искаженных сведений о позициях и интересах сторон; устранение слухов о поведении субъектов и др.); коммуникативной (организация общения между людьми и группами) Развитие общения формирует сходные или общие установки, ценности, оценки, социальные переживания, нейтрализует влияние эмоций; социально-психологического воздействия, организационных приемов. Совершенствование организационного порядка, разумное применение организационных методов воздействии на группы и отдельных людей (например, решение кадровых вопросов, использование методов поощрения или наказания за те или иные действия), бесспорно содействуют блокированию конфликтной ситуации и развитию отношений сотрудничества между людьми и организациями.

В отличие от урегулирования при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны, на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения противоположных интересов. Завершение конфликта по второму «сценарию» является наиболее предпочтительным, так как в этом случае ни одна из сторон не получает преимуществ, и их постконфликтные взаимоотношения могут развиваться на прочной основе.

Условия конструктивного разрешения конфликта:

· прекращение конфликтного взаимодействия

· поиск близких или даже общих точек соприкосновения (карта конфликта)

· снижение интенсивности негативных эмоций

· устранение «образа врага» (у себя. У оппонента: «с небес на землю»)

· объективный взгляд на проблему

· учет статусов друг друга

· выбор оптимальной стратегии разрешения.

Факторы конструктивного разрешения конфликта:

· время: сокращение времени ведет к увеличению вероятности выбора агрессивного поведения

· третья сторона: участие третьих лиц, стремящихся урегулировать конфликт, приводит к более спокойному его протеканию и скорому разрешению

· своевременность: чем раньше стороны преступают к урегулированию, тем лучше

· равновесие сил: если стороны приблизительно равны, у них нет другого выбора

· опыт: наличие опыта в разрешении конфликта хотя бы у одной из сторон приводит к ускорению его разрешения

· отношения: хорошие отношения сторон до конфликта ускоряют его разрешение.

Разрешение конфликта – многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

1. Аналитический этап – сбор и оценка информации по следующим проблемам:

· объект конфликта

· оппонент

· собственная позиция

· причины и непосредственный повод

· социальная среда

· вторичная рефлексия.

2. Прогнозирование варианта решения:

· наиболее благоприятный

· наименее благоприятный

· что будет, если просто прекратить действия.

3. Действия по реализации намеченного плана.

4. Коррекция плана.

5. Контроль эффективности действий.

6. Оценка результатов конфликта.

Стратегии разрешения конфликта – основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: односторонний выигрыш; односторонний проигрыш; взаимный проигрыш; взаимный выигрыш.

Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:

· личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент,

· информация, которой располагает субъект о себе и своем противнике,

· другие субъекты социального взаимодействия, находящиеся в зоне конфликта,

· содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов.

В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе (табл. 5.1.).

Если мы посмотрим на эти стратегии, то увидим, что в принципе они соответствуют стратегиям поведения в конфликте. Это неудивительно, ведь они являются их продолжением. Речь идет о стратегиях соперничества, компромисса, уступки и сотрудничества. Отсутствует только избегание, поскольку в случае применения в конфликте стратегии избегания не может идти речь о его окончательном разрешении.

В случае сочетания стратегии дают определенные результаты – способы (рис. 5.2.).

Наиболее вероятно использование компромисса, как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона, для того, чтобы разрешить конфликт. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут даже в том случае, если стороны выбирают разные стратегии.

В основе компромисса лежит технология уступок сближения, или, как ее еще называют – торг. Компромисс имеет и свои недостатки: урезанные соглашения; почва для уловок; ухудшение отношений.

Максимально эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества. Он сводится к следующему:

· отделение людей от проблемы

· внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»

· предлагайте взаимовыгодные варианты

· используйте объективные критерии.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии доктором философии Д.Г.Скотт, в ее работе «Конфликты, пути их преодоления».

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.

Формы разрешения конфликта могут быть следующими:

· переговоры – непосредственный диалог;

· посредничество – обращение к третьей стороне;

· арбитраж – добровольное обращение к третьей стороне. В случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых, в частности, международных конфликтах;

· обязательный арбитраж – в этом случае для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения. Это граница регулирования и подавления конфликта. Это может быть необходимо для сохранения формы государственного правления, для обеспечения мира в международных отношениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: