Игры для вожатых
Деловая игра
Цель: Закрепить знания и умения, полученные в результате обучения (для новичков, прослушавших курс лекций по вожатскому делу)
Задачи: Выявить уровень знаний
Участники
- новички;
- координаторы (бойцы отряда, отработавшие в ДОЛ более года);
- жюри (старики отряда).
Механизм реализации
Участников делят на 2-4 команды по 6-9 человек. В каждой группе работает координатор, который помогает команде в затруднительных ситуациях. Игра проходит в несколько этапов. За ходом игры наблюдает жюри; оно дает оценку ответов после каждого этапа. Выбор названия лагеря. Его профиль, распределение ролей (начальник лагеря, старший вожатый, вожатые отрядов, физрук, подменный вожатый и т. д.). Нарисуй свой лагерь Каждая из команд представляет план лагеря, на котором должны быть указаны все необходимые объекты. Оценивается их наличие и удобство их расположения.
Закончи фразу:
- Дети – это…
- Ребенок едет в лагерь, чтобы…
- Родители отправляют ребенка в лагерь для…
Каждый из участников дает ответ в соответствии с выбранной ролью. Педагогические ситуации. Каждая команда задает педагогическую ситуацию соперникам. Участники дают ответы в соответствии с выбранной ролью. «18 дней или…». Каждой команде предлагается придумать программу летнего отдыха для реализации ее в своем лагере. Назвать дружинные дни (не меньше 7) и один из них рассказать подробно.
Заключительный. Лидерам групп предлагается составить КТД с указанным на карточке словом, остальная часть команды оформляет отрядный уголок в соответствии с выбранной программой и названием отряда.
Награждение и обсуждение
Для того чтобы деловая игра проходила интереснее, можно выбрать необычную форму проведения, например, заседание Совета директоров Шоколадной фабрики по вопросам поставки своей продукции в детские лагеря. Ожидаемые результаты: УСПЕШНАЯ СДАЧА МЕТОДИЧЕСКОГО ЗАЧЕТА.
|
Ролевая игра «Собираясь в лагерь»
Количество участников – 30 чел.
Игра проводится по этапам. Каждый этап включает в себя, с одной стороны, задания на коллективное взаимодействие, а с другой – на вожатский профессионализм.
Мотивация.
Все вы – потенциальные вожатые, члены СПО. В этой игре вы – это вы сами, с тем объемом знаний, умений, вожатского опыта, который вы имеете на сегодняшний день. Игровая задача каждого из вас – попасть в лагерь, причем на то место, которое кажется вам наиболее подходящим, т.е. вы должны убедить остальных членов СПО в своей компетентности и профпригодности. При этом не забывайте, что все вы – одна команда. Ваша игровая задача как группы – удержать лагерь любой ценой. Для этого на всех этапах игры вы должны показать себя как профессионалы вожатского дела, разумно, с учетом индивидуальных пожеланий каждого вожатого, распределить обязанности, а главное – убедить администрацию лагеря в том, что вы действительно достойны работать в этом лагере.
1 этап
Для работы в лагере нужно 26 человек. Администрация дает бланк на 26 штатных единиц, ваша задача – заполнить его. Старший вожатый оглашает список, кратко аргументируя ваш выбор. Проблема в том, что условия работы не совсем равнозначны. Как вы будете принимать решение (простым большинством голосов или кто-то возьмет на себя роль диктатора) – это ваше дело. Главное, чтобы ваше распределение было максимально эффективным и не повлекло за собой конфликтной ситуации. Кому-то из вас придется остаться в городе. Этот вопрос тоже нужно решить с минимальными потерями. При этом не забывайте, что все вы хотите и можете ехать в лагерь, и ваша задача – туда поехать. Время выполнения – 20 мин.
|
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
- Старший вожатый – 1
- Физрук – 1
- Руководители кружков – 3:
- гитара;
- рукоделие;
- хореография.
- Вожатые – 21:
1 отряд (14-15 лет) – 3
Возраст довольно «трудный», и администрация приветствует хотя бы одного молодого человека на этом отряде. Корпус неблагоустроенный (все удобства на улице). Кроме того, в корпусе нет вожатской. Двое вожатых живут в маленьких каморках, в которых ничего, кроме кровати и тумбочки, не помещается, а одному вожатому придется жить в комнате детей.
2 отряд (13-14 лет) – 3
Особых требований к полу вожатых у администрации нет. Бытовые условия те же, что и в 1 отряде.
3 отряд (12-13 лет) – 2
Наш лагерь постепенно перестраивается, становится все современнее, и 3 корпус – прямое тому подтверждение. Евродизайн, душевые, удобные комнаты для детей и вожатых, просторный холл с мягкой мебелью, - когда-нибудь все наши корпуса будут такими. Количество детей в 3 отряде – 25. Большинство из них - дети администрации нашего предприятия, дети работников профкома, определенное количество путевок было продано по полной цене (дети обеспеченных родителей). Сами понимаете, что здесь возможно возникновение конфликтных ситуаций, и от вожатых требуется предельный такт и умение эти ситуации решать.
|
4 отряд (10-11 лет) – 2
5 отряд (9-10 лет) – 2
4 и 5 корпуса – смежные, и вожатская здесь рассчитана на 4 человек, т.е. жить вам придется вместе, а работать на разных отрядах. Корпус благоустроенный.
6 отряд (9-13 лет) - 3
Вот уже несколько лет в нашем лагере отдыхают дети из школы журналистов. Они приезжают со своим руководителем (который живет отдельно). Первую половину дня дети учатся, и от вожатых требуется занимать их только после обеда. Юные журналисты освобождаются от уборок и дежурств по лагерю. С точки зрения творчества работать с ними легко – все они прекрасные актеры, все полны самых замечательных идей, и вообще, общий уровень этих детей значительно выше, чем в других отрядах.
7 отряд (возраст разный) - 3
В этом отряде отдыхают дети из детских домов. Отряд разновозрастный (от 7 до 15), и работать с этими детьми довольно сложно: большинство из них – «трудные». Корпус благоустроенный, вожатская удобная.
8 отряд (7-9 лет) - 3
Это самый младший отряд. Не будем перечислять трудности, связанные с работой с маленькими детьми, вы все их прекрасно знаете. Корпус благоустроенный, но комната вожатых, к сожалению, – проходная
2 этап.
Теперь, когда вы определились со ставками, нужно подумать о содержании вашей работы. Ваша задача сейчас – составить план-сетку сезона (21 день), указать все дружинные мероприятия, а также распределить ответственность за каждое мероприятие и тематический день Администрация приветствует фольклорную тему.
Старший вожатый защищает сетку сезона.
Время выполнения – 30 мин.
3 этап.
До начала смены осталось совсем мало времени, и вы уже готовы ехать в лагерь, но наша жизнь непредсказуема… Трое из вас не смогут поехать работать по следующим причинам:
- проблемы с учебой (не сдал сессию);
- не прошел медосмотр;
- серьезные семейные проблемы.
(Ведущий называет тех людей, которые «выбывают» из игры).
В связи с последними обстоятельствами у вас возникает серьезная проблема – нужно искать людей на открывшиеся ставки. Главный и единственный ваш источник при этом – ваш «резерв». Ваша задача – максимально эффективно задействовать людей из резерва (при этом возможны передвижки в штатном расписании), задача резерва – максимально выгодно «продать» себя (каждому из них дается по 2 мин. на то, чтобы убедить остальных членов отряда в своей работоспособности). Задача старшего вожатого – как можно корректнее сообщить администрации лагеря о переменах в вожатском составе. Время выполнения – 20 мин.
4 этап.
Все ближе и ближе начало сезона. Пора уже вожатым и руководителям кружков продумать свою работу более тщательно. Задача вожатых: набросать макеты отрядных уголков. Задача старшего вожатого: проконтролировать работу вожатых, а также организовать работу по подготовке дружинного уголка. Время выполнения – 20 мин.
5 этап.
К сожалению, в связи с финансовыми трудностями, предприятие сокращает вожатские ставки (3 на ваш выбор) и одну ставку кружковода (кружок хореографии). Ваша задача: решить, кто не поедет в лагерь. Время выполнения – 15 мин.
6 этап.
Задача вожатых: составить примерный план отрядных мероприятий. Задача кружководов и физрука: составить план своей работы на 3 недели лагерной смены (учитывая, что воскресенье – выходной). Время выполнения – 20 мин.
7 этап.
Из детского лагеря в Объединение вожатых пришел запрос: для работы на Черном море требуются вожатые. Ваш отряда должен отправить одного вожатого, высокого профессионала, который сможет защитить честь отряда и всего Объединения. Вам нужно решить, кто будет этим вожатым. Отказаться от этого предложения вы не можете, но вам нужно решить, кем вы замените отсутствующего вожатого. Время выполнения - 15 мин.
Рефлексия
Итак, игра закончена. Давайте проанализируем ее.
- Как вы считаете, в чем цель игры? Что нового вы для себя узнали?
- Что нового вы узнали о себе? О своих партнерах?
- Как вы поняли, игру можно условно разделить на 2 блока: задания, непосредственно связанные с вожатской деятельностью (подготовка сетки сезона, плана отрядных мероприятий, уголков), и заданий на коллективное взаимодействие. Какие задания выполнять было легче? Почему?
- Чем вы руководствовались на 1 этапе игры (распределение ставок)? Каковы критерии вашего выбора? Опирались ли вы на предыдущий опыт общения или исходили из того, что люди говорят в данный момент?
- Как принимались решения? За кем оставалось последнее слово при распределении ставок?
- Как ощущали себя люди, оставшиеся в резерве? Согласны ли вы с таким решением отряда? Смогли ли вы, на ваш взгляд, использовать шанс защититься?