Примерная тематика проблемных вопросов




ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА

Задание: выучить наизусть стихотворения Пушкина, уметь отвечать на вопросы: основные темы, мотивы, идейно-художественные особенности стихотворений (изобразительно-выразительные средства разных уровней текста)

Основные темы Стихотворения наизусть   Возможные вопросы  
Тема свободы и власти в лирике Пушкина «К Чаадаеву» или «Анчар» Вопросы и задания к стихотворению «К Чаадаеву» — Докажите, что мысли и чувства Чаадаева и лирического «я» сходны. В чем их близость? — К какому жанру можно отнести стихотворение? Есть ли в нем элементы других лирических жанров? — Какие описательные обороты (парафразы) использует автор для обозначения понятия свобода? Как вы думаете, эстетический или иносказательный смысл скрыт в этих оборотах? Обоснуйте свой ответ. — Какой смысл в том, что Пушкин сравнивает ожидание свободы с близким любовным свиданием? Вопросы и задания к стихотворению «Анчар» — О чем это стихотворение? Докажите, что оно имеет иносказательный смысл. В чем особенности его композиции? — Докажите, что в стихотворении осуждается самодержавная власть. Почему она губительна и для «владыки», и для «бедного раба»? — Найдите в стихотворении смыслообразующие изобразительно-выразительные средства и прокомментируйте их смысл. — Подберите примеры, подтверждающие антитезу «владыка — раб» на уровне лексики и словосочетаний.
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» или «Я вас любил: любовь ещё, быть может…»   Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как понять эти слова? — Как взаимодействуют мир внешний и внутреннее состояние лирического «я»? Почему сердце лирического героя не может не любить, хотя он находится в состоянии уныния? — Какова композиция стихотворения? — Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах? — Где может быть лирический герой, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб? — Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м»? — Как изменяется цветовой колорит текста: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется? — Почему в финале любовное чувство приобретает более обобщенный характер? Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может...» — Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? — Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл в том, что глагол любил употреблен в прошедшем времени? — Каково отношение поэта к несостоявшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор. Подтвердите его примерами. — Главное место в стихотворении занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется? — Можно ли считать, что в этом стихотворении проявилась «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?  
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Раздумья о назначении поэзии. «Пророк» или «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Вопросы и задания к стихотворению «Пророк» — Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается? — В чем особенности композиции стихотворения? Каковы его смысловые части? — Найдите авторские основания для сопоставления поэта с библейским пророком. Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт? Что необходимо, чтобы поэт стал пророком? — Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких Божественных идей? Прокомментируйте свое мнение. — Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения? — Проанализируйте лексику стихотворения. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии. Какой смысл имеет обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах? — Проанализируйте синтаксические особенности текста. Какова их смысловая роль? Какой смысл имеет многократная повторяемость союза и? Вопросы и задания к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — Какие традиции мировой литературы продолжает пушкинское стихотворение? Сравните его с творениями предшественников. — Какие центральные образы первой строфы находятся в оппозиции? Почему? — О каком «нерукотворном памятнике» и «народной тропе» пишет поэт? — Как решается в стихотворении вечная тема смерти и бессмертия? Какие свойства поэзии Пушкина принесут ему бессмертие? Подтвердите свои мысли примерами. — Как в стихотворении отражается проблема противостояния поэта и толпы? Для доказательства своих мыслей прокомментируйте последнюю строфу. — Найдите в стихотворении лексику, характерную для религиозных текстов. Как христианский подтекст расширяет «светское» содержание стихотворения?
Раздумья о смысле жизни «Бесы» Вопросы и задания к стихотворению «Бесы» — Какова эмоциональная тональность стихотворения? Что чувствует читатель? Что вызывает эти чувства? — Назовите центральный образ стихотворения. (Метель.) Каким символическим смыслом он наполнен? — На какие смысловые части можно разделить стихотворение? (Ч. 1: 1-я строфа; ч. 2: 2-3-я строфы; ч. 3: 4-я строфа; ч. 4: 5-6-я строфы; ч. 5: 7-я строфа.) — Какой смысл создает повторение первого стиха? — Какой смысл имеет образ дороги? Имеет ли он общественно-философское и историческое звучание? — Докажите, что лирическое «я» испытывает тревогу, смятение. Чем грозит человеку, по Пушкину, утрата способности понимать и объяснять жизненные явления?

 

Примерная тематика проблемных вопросов

1. Как проявляется идея свободы личности в лирике Пушкина?

2. Почему мотив свободы является главным в стихотворениях Пушкина на разные темы?

3. Какова роль образов русской природы в лирике Пушкина?

4. Почему дар поэта Пушкин считает пророческим?

5. Как отразился в лирике Пушкина мотив оценки поэтического труда?

6. Почему любовная лирика Пушкина полна печали?

7. Как отражаются в лирике Пушкина проблемы жизни и смерти, смысла жизни?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: