1. Понятие профессиональной ориентации
2. Сущность трудовой адаптации персонала
3. Типы трудовой адаптации
4. Программы адаптации
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профотбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Цель профориентации – оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов.
Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
Формы профориентационной работы:
- профессиональное обучение – начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности;
- профессиональная информация – система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала;
- профессиональная консультация – оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека в целях выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переподготовки;
- профотбор – часть процесса найма персонала, включающая систему методов и приемов проведения медицинского обследования, психофизиологической диагностики личности в целях выбора из группы работников кандидатов на определенную должность.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является трудовая адаптация.
Трудовая адаптация персонала – взаимное приспособление работника и организации друг к другу, сопровождающееся постепенным привыканием сотрудника к профессиональным, экономическим, организационным и социальным условиям труда, существующим в организации.
Цели трудовой адаптации персонала:
- уменьшить стартовые издержки. Новый работник не знает работы и того, как работает предприятие. Это значит, что до тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, он требует дополнительных затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть общих стандартов исполнения работы;
- снизить испытываемые новым работником озабоченность и неопределенность. Озабоченность здесь означает боязнь провалов в работе. Это нормальный страх перед новым, неизвестным, с недостаточной способностью уверенно и качественно работать;
- сократить текучесть кадров. Если работники ощущают себя неумелыми и нежеланными, то они могут отреагировать на это уходом с работы.
- экономить время непосредственного руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, но требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время. Хорошие программы по адаптации помогают экономить время каждого из них;
- развивать позитивное отношение к работе, реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой. Новые работники должны реально подходить к изучению того, чего от них ждет предприятие, а их собственные надежды не должны быть ни слишком велики, ни слишком малы. Каждый работник должен сопоставить цели предприятия и собственные ценности.
Выделяют два направления трудовой адаптации.
Первичная трудовая адаптация – это введение в организацию молодых кадров, не имеющих опыта работы (выпускники институтов, профтехучилищ).
Вторичная трудовая адаптация – приспособление работников, имеющих опыт работы в других организациях.
Выделяют следующие типы адаптации:
- Отрицание (неприятие никаких норм и ценностей);
- Конформизм (полное принятие всех норм и ценностей);
- Мимикрия (соблюдение вспомогательных норм и ценностей, маскирующее отрицание основных);
- Адаптивный индивидуализм (полное соблюдение основополагающих норм и ценностей при частичном принятии или отрицании вспомогательных).
В случае отрицания или мимикрии успешная адаптация сотрудника в организационном окружении становится невозможной, что рано или поздно приводит к конфликту и разрыву связей с организацией.
Конформизм и адаптивный индивидуализм позволяют сотруднику адаптироваться и включиться в производственную деятельность.
Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации сотрудником в организации разрабатываются соответствующие программы, которые могут быть:
- Общими;
- Специализированными.
Общая программа адаптации касается в целом всей организации и включает следующие аспекты:
1. Общее представление об организации: приветственная речь; цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; информация о высшем руководстве, внутренние отношения.
2. Оплата труда в организации.
1. Социальные блага, предоставляемые организацией: дополнительные льготы; виды страхования, выходные пособия; пособия по материнству и др.
2. Охрана труда и техники безопасности: правила техники безопасности; противопожарной безопасности; поведения при несчастных случаях;
3. Особенности трудовых отношений: сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; влияние профсоюзов; трудовой распорядок;
4. Служба быта: организация питания; комнаты отдыха;
После завершения общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, которые тесно связаны с подразделением, в котором будет работать новичок, и его рабочим местом. Обычно эту программу проводят руководители отдела или наставники.
Эта программа включает в себя следующие аспекты:
1.функции подразделения, цели и приоритеты, организация работы внутри подразделения, его структура и функции, взаимоотношения с другими подразделениями;
2.обязанности и ответственность работника, детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности выполняемой работы, соотношения с
другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы;
3.правила и предписания (правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения, правила техники безопасности, питание, курение на рабочем месте, телефонные переговоры личного характера в рабочее время);
4.осмотр основных функциональных зон подразделения (месторасположение кнопки пожарной тревоги, входы и выходы, места для курения, места оказания первой помощи);
5.представление сотрудникам подразделения.
Практическая часть:
Описание ситуации.
Нечипоренко руководит обувной фабрикой «Стрела» в течение 15лет. Через 2 года он собирается выйти на пенсию и должен заблаговременно подобрать и подготовить себе преемника. «Стрела» переживает не лучшие времена-объемы производства падают, продукция фабрики не выдерживает конкуренции, работники не получаю, з/пл., устаревшее оборудование требует замены. Павел Георгиевич рассматривает три возможные кандидатуры- Александра Плута, Ирины Семеновой и Игоря Северского, но не может сделать свой выбор, (см. таблицу)
А.Плут | И.Семенова | И.Северский | |
Возраст | |||
Образование | Высшее, инженер-экономист | Высшее, инженер-технолог | Высшее, инженер-механик |
Качественные. показ. зн., усл. | Начальник отдела сбыта и снабжения (1год) | Главный технолог(5лет) | главный инженер(11лет) |
Опыт работы | 3года-ген. Директор ТОО «Горизонт» (установка метал. дверей), 15лет-служба в ВС.: экономист, начальник финансовой части полка | 1год-зам.главного технолога, 3года-нач.цеха, 3года-инженер технолог(все «Стреле») | 4года-главный инженер, 5лет-нач.производства, 3года-бригадир, 4года-нач.цеха, 6лет-токарь(все завод металлоконструкций) |
Навыки коммуникации | Хорошее | Отличные | Среднее |
Прилежание | Хорошее | Отличное | Исключительное |
Авторитет в коллективе | Средний | Высокий | Высокий |
Аналитические способности | Хорошие | Исключительное | Хорошие |
Настойчивость | исключительная | высокая | Высокая |
Постановка задачи.
1.Кого бы вы посоветовали в качестве преемника? Почему?
2.Составьте индивидуальные планы развития для каждого из кандидатов.
Решение:
?