Класс: 2
Тема урока: Разделительный мягкий знак (ь)
Образовательная программа: Русский язык: учебник для 2 класса: в 2-х частях ∕ Канакина В.П. – М.: Просвещение
Цели:
Деятельностная: Развивать умение писать слова с разделительным мягким знаком, слышать звуки речи, различать согласные и гласные звуки (развитие фонематического слуха); обогащать словарный запас.
Содержательная: Повторить правописание мягкого знака как обозначение мягкости согласных на письме; познакомить с разделительным мягким знаком; научить различать смысл слов (лексическое значение).
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные:
- самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
- выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним.
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- оценивать правильность выполнения заданий.
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий.
- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий.
- слушат ь и понимат ь речь других.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:
- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.
|
Форма работы: групповая.
Метод обучения: эвристическая беседа.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности учащихся. | 1 минута. | -Добрый день, меня зовут Елена Викторовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. | -Здравствуйте. | Коммуникативные: Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. Регулятивные: Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. | ||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 3 минуты. | -Послушайте стихотворение: Мягкий знак - хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак. -Ребята, а почему буква ь – хитрая буква? -Ребята прочитайте слова со слайда. Что изменилось в словах? -Что изменил мягкий знак? -Правильно, кто мне скажет, что такое угол? -Что такое уголь? | Слушают стихотворение. -Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме. Читают слова. -Во втором слове появился мягкий знак. -Мягкий знак изменил смысл второго слова. -Угол- место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего-нибудь. -Уголь- ископаемое горючее вещество растительного происхождения. -Кусок древесного угля. | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | ||
III. Выявление места и причин затруднения. | 5 минут. | -Ребята, в слове «уголь» просто мягкий знак, мы его уже знаем, а сегодня мы с вами познакомимся с «новым» мягким знаком, а вот какой он «новый» вы узнаете после выполнения задания. -Ребята вы видите слова «полю» и «солю» в эти слова нужно вставить мягкий знак так, чтобы изменился смысл слова. -Итак, как изменились эти слова? -Правильно, ребята, а кто скажет мне, что можно полоть? -Что можно солить? Хорошо, но, ребята, это тот же мягкий знак, который мы повторяли в начале урока? -Произнесем первую пару слов. Одинаково или по-разному они произносятся? -Произнесите первое слово. - Какой звук вы слышите после буквы «эль» первом слове? -Произнесите второе слово. - Какой звук вы слышите после буквы «эль» во втором слове? -Какие звуки обозначает буква «эль» в этих словах? -Дайте характеристику этому звуку. Какой он? А звук [у] это гласный или согласный звук? -Буквы «эль» и «у» чем различаются? | Слушают задание. Самостоятельно выполняете задание. -В этих словах появился мягкий знак. -Мягкий знак изменил смысл слов. -Можно полоть грядки. -Можно солить суп. Произносят слова -Они произносятся по-разному. -Мы слышим звук [ю]. -Мы слышим звуки [й] и [у]. -В этих словах она обозначает звук [л']. -Согласный. -Гласный. -Буква «эль» согласная, а «у» гласная. | Регулятивные: Планирование своей деятельности | ||
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. | 6 минуты. | -Так наш мягкий знак какой? Как он называется? -Значит, как звучит тема нашего урока? -А что он разделяет? -Когда мы произносим слова «солью» и «полью», то после согласного звука [л’] слышим согласный звук [й’] и последующий гласный звук [у]. На письме после буквы «эль» пишется разделительный мягкий знак ь. -Откройте тетради, запишите число, «классная работа». -Итак, ребята, выберите пару слов (полю и полью или солю и солью) и составьте с ними 2 предложения. Запишите их. -Один человек пусть запишет свои предложения на доске. Как мы начинаем писать предложение? -Комментируй. Выдели орфограммы. Хорошо, садись. Кто составит предложение со словом «полью»? -Хорошо, садись. Итак, буква мягкий знак пишется после согласных, перед какими гласными? -Но это не единственная гласная, перед которой пишется разделительный мягкий знак, и перед какими еще буквами пишется разделительный мягкий знак, мы узнаем, выполнив упражнение №52. | -Разделительный. -Тема нашего урока - разделительный мягкий знак. -Он разделяет согласные буквы от гласных. Открыли тетради и записали число и «классная работа». Пишет на доске. Предложение мы начинаем писать с большой буквы. -Я полю грядки. Выделяет орфограммы. Пишет на доске. -Я полью грядки. -Буква мягкий знак пишется перед гласной буквой «ю». | Познавательные: Отличать новое от уже изученного. Самостоятельное Выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. | ||
V. Реализация построенного проекта. | 5 минут. | -Откройте стр.32 и прочитайте слова из упражнения №52. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? Произнесите звуки, которые обозначены буквами е, ё, ю, я, ив данных словах. -Ваша задача списать эти слова и подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами - буквы, перед которыми он пишется. Запишите «упражнение №52» -Давайте разберем первое слово вместе. -Кто хочет прокомментировать написание первого слова? -Подчеркните разделительный мягкий знак и гласную после него. -Произнесем это слово, какие звуки обозначает буква «е»? | Выполняют задание. Ученик комментирует написание. -Буква «е» обозначает звуки [й’] и [э]. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. | ||
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | 10 минут. | -Хорошо, выполняем упражнение дальше. Следующее слово «бельё». Подчеркните разделительный мягкий знак и гласную после него. -Произнесем это слово, какие звуки обозначает буква «ё»? -Далее слово «вьюга». Подчеркните разделительный мягкий знак и гласную после него. -Произнесем это слово, какие звуки обозначает буква «ю»? -Хорошо, далее слово «друзья». Подчеркните разделительный мягкий знак и гласную после него. -Произнесем это слово, какие звуки обозначает буква «я»? -И последнее слово «ручьи». Подчеркните разделительный мягкий знак и гласную после него. -Произнесем это слово, какие звуки обозначает буква «и»? -Хорошо, молодцы, а теперь, кто мне скажет перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? -Хорошо, а теперь полный ответ, когда пишется буква разделительный мягкий знак? -А как называются первые 4гласные буквы? -Хорошо, а теперь прочитаем правило на стр.32.Читаем шёпотом. -Дети, что же вы видите в этом правиле новое, о чем мы не говорили? -Давайте хором прочитаем примеры. Цепочкой, один читает, а мы повторяем. -Какой звук повторяется во всех словах? -Кто даст характеристику этому звуку? -Кто даст полную характеристику? | Пишут слово. - Буква «ё» обозначает звуки [й’] и [о]. - Буква «ю» обозначает звуки [й’] и [у]. - Буква «я» обозначает звуки [й’] и [а]. - Буква «и» обозначает звуки [й’] и [и]. -Разделительный мягкий знак пишется перед гласными буквами е, ё, ю, я, и. -Буква разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и. -Они называются йотированные гласные. Читают правило. -Мы не говорили о том, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова. -Хором, по цепочке читают слова. -Звук [й’]. -Он согласный -Звонкий -Мягкий. -Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. | Познавательные: Строить логические высказывания. Коммуникативные: Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль Регулятивные: Контролировать правильность произносительной стороны речи, интонации. | ||
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | 5 минут. | Итак, продолжаем закреплять сложную тему урока. Делаем упражнение №53. Прочитайте слова. Объясните, почему в данных словах пишется разделительный мягкий знак? -Кто прочитает все слова? -Смысл всех слов вам понятен? - 3 слова, которые вам больше всего понравились, запишите в тетрадь. Но, в этих словах вы подчеркнете одной чертой разделительный мягкий знак, а гласную после него подчеркнуть двумя чертами. | Ученик читает слова вслух. Дети слушают задание и выполняют его. | Личностные: Уметь работать в паре. Регулятивные: Планирование и оценка своих действий. Познавательные: Использование лексики и структур в соответствии с поставленной задачей. | ||
VIII. Этап включения в систему знаний и повторений. | 5 минут. | -Ребята, а теперь обратите внимание на слово новое для нас в орфографическом плане это слово «обезьяна». Это новое словарное слово. -Произнесем слово вслух, четко его проговаривая. -Сколько слогов? -Почему 4 слога? -Кто подскажет мне, где в слове ударение? -Произнесем слово вслух. -Какой первый звук мы слышим? -А какую букву пишем? -Хорошо, запишите это слово в тетрадь, выделяя гласные буквы, которые нужно запомнить. -Дети, запишите домашнее задание: стр.33, упражнение №54. | Произносят: -Обезьяна. -4 слога. Потому что в слове 4 гласных буквы. -Ударение падает на третий слог. -Мы слышим звук [а]. -Мы пишем букву «о». Записывают слово в тетрадь. Записывают домашнее задание. | Личностные: Уметь работать в паре. Познавательные: Систематизируют и дифференцируют новые полученные знания Коммуникативные: Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. Регулятивные: Контролировать время, предоставленное для работы. Корректировать ошибки, восполнять пробелы. | ||
IX. Этап рефлексии деятельности на уроке. | 3 минуты. | Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? -А что же разделяет мягкий знак? -А перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? -Давайте с вами сделаем лесенку успеха: кто понял тему полностью вы находитесь на ступеньке под номером 1,кто понял тему, но все еще путается, тот находится на ступеньке под номером 2, а тот, кто понял чуть больше половины темы - тот находится на ступеньке под номером 3.Но не забывайте что все ступеньки это почетные места. -А как вы думаете, почему мы сегодня решили оценить наши успехи с помощью такого пьедестала? -Что же вот-вот начнется в Южной Корее? -Спасибо за урок! До свидания! | -Мы работали над темой «Разделительный мягкий знак». -Он разделят согласный и гласный. -Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е, е, ю, я, и. Оценивают свои достижения на уроке. -Олимпийские игры. -До свидания! | Познавательные: Оценка процесса деятельности и результатов деятельности. Регулятивные: Прогнозирование, Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. | ||
|
|
Оценка: ________ (__________) ____________ _________________________
подпись расшифровка подписи
Самоанализ урока: