Урок № 27
Тема урока: Застывшая музыка.
Цели урока:
- образовательные:
раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры;
определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.
- формирующие:
формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное,
осуществлять перенос известных знаний для работы с новой информацией,
сформировать эмоционально-положительную, творческую атмосферу на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся;
- развивающие:
развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;
развивать творческое воображение, творческую активность, устанавливать ассоциативные связи между разными видами искусств, развивать вокально-хоровые навыки
- воспитательные:
воспитывать эмоционально-нравственное отношение к произведениям
искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию
человечества, воспитывать личность ребенка, его духовность
и нравственность на произведениях музыкального искусства, приобщать
детей к сокровищам мировой музыкальной классики.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
|
Музыкальный материал:
И.-С. Бах. Органная прелюдия соль минор,
П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся».
С. Рахманинов«Богородице Дево, радуйся».
Ход урока:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие
II. Объявление темы и ожидаемых результатов.
III. Мотивация обучающей деятельности:
IV. Изучение нового материала и осмысление новых
Учитель – классу -
Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? (изобразительное искусство, литература….).
- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”
- Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы?
- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий.
|
Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:
мелодия (музыкальная мысль) – плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;
гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;
ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;
тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты (колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;
темп (движение) – отражение происходящего;
регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;
звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;
форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.
Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.
Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.
|
(слушание «Григорианский хорал»)
- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)
- Верно. Звучал «Григорианский хорал». Как звучала музыка?
Учитель
В презентации 2 вида храмов – католический и православный
- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка?
Западноевропейскийготический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики.
Христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее. Люди, которые приходят в них с молитвой, - православные христиане (греческий обряд).
Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют со времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. В начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?
Это орган.
Учитель
Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из множгства труб, потому всегда звучит величественно и властно.
Перед вами алтарная часть одного из готических соборов. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.
Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий - настоящий экзамен для слушателя.
Слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия соль минор
- О чём эта музыка?
Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.
А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.
До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных.
Слушание - С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”
Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)
Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.
Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – синтез искусств.
Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.
Практическое задание
- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты (пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!)