ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФГОС начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) регулируют отношения в сфере образования обучающимися с РАС и организацией, осуществляющей образ. Деятельность.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов, основные принципы ФГОС:
· создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с РАС в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями;
· обеспечения взаимодействия обучающихся с РАС с их нормально развивающимися сверстниками;
· приобщения обучающихся с РАС к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Особые образовательные потребности детей с РАС в процессе начального школьного образования
· в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
· выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
· большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемах с посещением туалета, столовой,
|
· необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
· может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке тьютором организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке;
· в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения
· необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
· необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности фронтальной организации на уроке:
· в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
· ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
|
· ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
· педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением и вовлекать детей в доступное взаимодействие;
Варианты ФГОС начального образования детей с РАС
Гарантии получения начального школьного образования всеми детьми с РАС, вне зависимости от тяжести расстройств, степени нарушения развития обеспечиваются базовыми вариантами ФГОС для детей с ОВЗ, дифференцированными по итоговому результату начального образования, структуре и содержанию программ, и условиям, которые должны быть созданы для их освоения.
Рассмотрим варианты стандарта, отвечающие общим и особым образовательным потребностям детей с различной выраженностью РАС.
3.1. Первый вариант (А)
ФГОС для обучающихся с РАС (инклюзивное образование)
Значительной части детей с РАС доступно и показано цензовое образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, получаемое совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки
· возможна необходимость тьютора.
· В начале обучения ребенок должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения,
· Ребенок с РАС нуждается в четкой и осмысленной упорядоченности временно-пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе.
· Индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку, даже если его поведение на уроке всех устраивает.
· Ребенок с РАС нуждается в начале обучения в специальной организации на перемене.
· Ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений,
· Необходима специальная коррекционная работа по развитию вербальной коммуникации детей, возможности вести диалог.
· Упорядоченность и предсказуемость происходящего, ровный голос учителя ко всем ученмкам;
· Необходима поодержка ребенка, выделение в нем полож черт.