· адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, (знания о том, что можно, что нельзя; потребность в еде, помощи, использование фраз: пожалуйста, извините, спасибо)
· владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни (выполнение дел по быту, самообслуживание, ответственность)
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (умение вести диалог, умение выразить отказ, недовольство, благодарность)
· осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации (ориентация вне дома, предназначение вещей, взаимосвязь с обществом, знания о природе)
· осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. (правила поведения, использовать правильно соц. Ритуалы, расширение соц контактов)
Кадровое обеспечение
Кадры должны иметь степень бакалавра или магистра, помимо этого должны пройти курсы коррекционной подготовки для работы с детьми РАС.
В варианте А детям с РАС может потребоваться временное подключение тьютора (асссистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального. Все кадры должны иметь неограниченный доступ к использованию информационной техники.
3.2. Второй вариант ФГОС для обучающихся с РАС (В)
Дети с задержкой развития. Второй вариант отличается от первого меньшим наполнением класса (6-8 учеников),; усилением внимания к развитию средств коммуникации; социально-бытовой адаптации; способности к развернутому речевому высказыванию, диалогу.
· Смотреть вариант А
Требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС со сверстниками, не имеющими столь выраженных трудностей социального развития. Для решения этих задач требуется следующее.
· Необходимо создание класса с РАС при обычном образоват учреждении, также рекомендуется в класс с РАС включить детей с другими забол, но при условии одинакового псих. развития.
· при значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в освоении академических знаний и навыков при обучении по Адаптированной образовательной Программе в специальном классе, ребенок с РАС может сменить образовательный маршрут В на маршрут А, но только при условии постепенного включения в более сложную среду - класс здоровых сверстников или в класс, где обучаются дети с иными ограничениями здоровья, получающими цензовое образование.
В варианте В выделяется восемь содержательных областей образования. При этом есть академические знания и жизненные, т.е. теория и практика.
· Язык – знания о языке и речевая практика; (овладенье речью, фразами, развитие устной и письменной коммуникации)
· Математика – знание математики и практика применения математических знаний (понятие и знание числа, простых арифмет. действий, использовать мат. знания в жизни.)
· Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром(представление знаний об окруж.мире, активное сотрудничество с живой и неживой природой.)
· Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;(познания о человеке, отношения с другими людьми, мысли, чувства, строить планы на будущее.)
· Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;
· Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;(накопление знаний о литер, искустве, театр, развитие своих способностей)
· Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
· Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения.
Такая структура Адаптированной образовательной Программы поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта обучающегося с РАС. Для оценки достижений можно выбрать иную форму оценки т.е. создается группа из родителей, окружения, учителей, которые оценивают ребенка по следующим пункам.
· адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нужд и прав в организации обучения;
· владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
· продвижение в осмыслении и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
· осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3.3. Третий вариант ФГОС для обучающихся с РАС (С)
(нецензовый уровень)
Выделяется 3 вариант – С, что итоговые достижения обучающихся к моменту завершения начального образования будут соответствовать достижениям здоровых сверстников. Этот вариант требует создания особых условий обучения, отвечающих общим и особым образовательным нуждам детей, использование Адаптированной образовательной Программы, при необходимости индивидуализирующейся. Доля «академического» компонента в ней редуцируется в пользу расширения области развития жизненной компетенции.
Среди особых образовательных потребностей следует выделить:
· в связи с несформированностью учебного поведения, навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации в организации обучения детей обязательно участие помощника учителя (тьютора);
· может возникнуть необходимость индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе;
· обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта ребенка с учетом индивидуальных особенностей, установление эмоционального контакта специалистов с ребенком;
· специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка;
· специальная индивидуальная поддержка детей в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации, возможно с привлечением компьютерных технологий;
· значение создания особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе с опорой на ее визуализацию;
· необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, активное использование зрительных опор, наглядных расписаний, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в самостоятельную работу;
· выявление областей парциальной одаренности или наибольшей успешности ребенка, для использования их в развитии контакта и взаимодействия с ребенком;
· специальная индивидуальная помощь по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного;
· необходимость привлечения внимания к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании их чувств и намерений;
· процесс обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
· уже в период начального образования ребенок нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы класса и образовательного учреждения.
Для решения этих задач требуется:
· организация специального малокомплектного класса (6-8 обучающихся) для детей с РАС, осваивающих третий (С) вариант стандарта, в составе специальной (коррекционной) школы YIII вида.
· состав специального класса в СКОШ YIII вида, где получают начальное образование дети с РАС может не быть однородным.
· При значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в развитии коммуникации и социально-бытовых навыков в освоении Адаптированной образовательной Программы для детей с РАС, ребенок может быть переведен в класс для умственно отсталых детей в той же организации - Образовательном Учреждении YIII вида, при условии организованного дозированного и потсепенного ведения ребенка с РАС в более сложную для него среду.
· В третем варианте (С) стандарта, как и во втором (В), 8 областей в каждой из которых академическая и жизненная подготовка:
Язык, Математика, Естествознание, Человек, Обществознание, Искусство, Физическая культура, Технологии.
в сравнении со вторым вариантом возрастает жизненная подготовка, т.е. больше практики, возрастает цена выявления и развития способностей (одаренности) детей, например музыка. Возрастает роль области «Технологии» не только как основ трудовой деятельности, но и как освоения информационных технологий.
Оценка знаний может быть осуществлена взрослым только на основе следующих требований. Больше упор на жизненные компитенции.
Знания о языке и речевая практика ( Овладение грамотой, простыми речевыми формами и правилами их применения)
Знание математики и применение математических знаний (Овладение началами математики, вес, температура т.д)
Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром ( Овладение элементарными представлениями об окружающем мире.)
Знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми (Овладение первоначальными знаниями о человеке здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях)