В объяснении механизмов поведения в отличие от рефлекторной теории теория функциональной системы выдвигает следующие принципиально новые положения:
1. Устраняется примат исключительного значения внешних стимулов в поведении. Поведение живых существ с этих позиций часто определяется внутренними потребностями, генетическим и индивидуально накопленным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.
2. Системное возбуждение, формирующее целенаправленный поведенческий акт, развертывается не линейно, а с опережением реальных результатов поведенческой деятельности. Это создает условия для сравнения достигнутых результатов с запрограммированными на основе предшествующего опыта их свойствами и позволяет животным и человеку корригировать целенаправленный акт и исправлять ошибки своей поведенческой деятельности.
3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность организма.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ:
1. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом эксперимента одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?
2. Если человек должен войти в комнату, где, как ему заранее известно, находится злая собака, то сразу же после открывания двери он предпримет какое-то действие в зависимости от поведения собаки. Но, если вместо ожидаемой собаки в комнате окажется компания попугаев или большая свинья, то наш испытуемый, пусть на небольшое время, но «замрет», хотя ничего страшного нет. Почему? При поиске ответа вспомните о функциональной системе поведенческого акта по П. К. Анохину.
|
3. В финальном матче футбольного чемпионата мира были травмированы два игрока - по одному из каждой команды. Пришлось поместить их в больницу. Ввиду того, что травмы были совершенно идентичны по степени тяжести и локализации, обоим футболистам назначили одинаковое лечение. Кто из них выздоровел раньше?
Контрольные вопросы к разделам «Физиология сенсорных систем» и «Физиологические механизмы поведения человека».
1. Понятие сенсорной системы. Её общая структура и основные
функции в формировании приспособительных реакций человека.
2. Характеристика периферического отдела сенсорных систем, его
функций. Классификация рецепторов.
3. Механизм возникновения рецепторного потенциала и возбуждения в первично– и вторичночувствующих рецепторах. Какие сенсорные системы имеют такие типы рецепторов?
4. Принцип и виды кодирования информации в сенсорных системах.
5. Понятие абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, их изменения при адаптации сенсорных систем. Закон Вебера – Фехнера.
6. Общая характеристика проводникового отдела сенсорных систем.
Его функции и структура. Значение многослойности, многоканальности, сенсорных воронок.
|
7. Общая характеристика центрального отдела сенсорных систем, его
функций и структуры. Особенности возникновения ощущений, воспри-ятий, представлений. Механизмы взаимодействия анализаторов.
8. Структура зрительной сенсорной системы. Функциональная
характеристика ее основных отделов.
9. Методы исследования зрения. Определение полей зрения и остроты. Факторы, влияющие на изменения этих показателей.
10. Структура и функциональная характеристика основных отделов
соматосенсорной системы. Ее роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве, в формировании движений. Понятие простран-ственного порога тактильной чувствительности. Факторы, влияющие на его величину.
11. Строение и физиологическая характеристика основных отделов ноцицептивной системы. Системные механизмы возникновения боли.
12. Факторы, влияющие на пороги болевой чувствительности. Физио-
логическая характеристика антиноциоцептивной системы.
13. Строение и физиологическая характеристика основных отделов
слуховой сенсорной системы. Принцип аудиометрии. Значение
бинаурального слуха.
14. Строение и функциональная характеристика основных отделов
вестибулярной сенсорной системы. Ее роль в восприятии и оценке
положения тела в пространстве и при перемещении.
15. Структура и физиологическая характеристика основных отделов
вкусовой сенсорной системы. Густометрия. Исследование абсолют-
ных порогов вкусовой чувствительности. Факторы, влияющие на их
величину.
16. Структура и функциональная характеристика основных отделов
|
обонятельной сенсорной системы. Классификация запахов.
Механизм их восприятия.
17. Врожденные формы поведения. Инстинкты, безусловные
рефлексы, их биологическое значение.
18. Закономерности условно-рефлекторной деятельности. Роль
обучения для приобретённых форм поведения. Классификация,
особенности формирования условных рефлексов.
19. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Виды
торможения, краткая характеристика, биологическое значение.
20. Память. Виды и механизмы. Роль в обучении.
21. 1 и 2 сигнальные системы организма. Их роль в приспособитель-
ной деятельности. Функциональная асимметрия коры больших
полушарий.
22. Нейрофизиологические механизмы внимания. Его показатели
(объем, устойчивость). Роль внимания в целенаправленной
деятельности человека.
23. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Их
классификация и характеристика.
24. Физиологические механизмы сна, фазы сна. Биологическое
значение.
25. Принципиальная архитектура целостного поведенческого акта с
точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина.
Системные механизмы организации поведения.
26. Афферентный синтез. Компоненты и роль в организации поведения, нейрофизиологические механизмы.
27. Физиологическая роль потребностей и мотивации. Классификация.
Краткая характеристика видов. Нейрофизиологические механизмы
формирования мотивационных возбуждений.
28. Этап эфферентного синтеза. Его компоненты и роль в организации
целенаправленного поведения.
29. Характеристика целенаправленного действия (соматического,
вегетативного компонента), его результатов. Роль обратной аффе-
рентации и аппарата предвидения (акцептора результата действия).
30. Системные механизмы организаций эмоций. Биологическая и
социальная роль положительных и отрицательных эмоций в
целенаправленном поведении.
31. Физиология лимбической системы мозга и ее роль в формирова-
нии мотивации, эмоций, организации памяти, саморегуляции
вегетативных функций.
32. Речь, ее функции. Функциональная асимметрия коры больших
полушарий, связанная с развитием речи у человека.
33. Физиологические основы психической деятельности человека.
Методы ее исследования (тестирование и т.д.).
34. Анализ всех ситуационных задач и тестовых заданий по темам:
«Физиология сенсорных систем», «Физиологические механизмы
поведения человека».
Приложение: