Матричный метод оценки поставщиков




Практическое занятие № 6

Оценка и выбор поставщиков

 

Учебная цель: ознакомление с методами контроля процесса поставки товаров, а также с методами использования результатов контроля для принятия решения о продлении договора с поставщиком [1, 2].

 

Методические положения

Одной из основных в менеджменте закупок материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии.

Выбор поставщика – одна из важнейших задач фирмы. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчёт рейтинга поставщика. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна накапливать информацию, необходимую для такого расчета.

В современных условиях предприятия сами должны осуществлять выбор поставщиков. При этом возникает обстановка неопределенности и риска, которые сопровождают процесс принятия решений о закупках.

Для того чтобы обосновать выбор поставщика, необходимо оценить его деятельность по поставкам на основе ряда показателей, которые затем можно свести в общий рейтинг. На основе оценки рейтинга нескольких поставщиков или одного и того же в динамике (за несколько периодов) можно разработать конкретные рекомендации по улучшению качества снабжения или о возможной замене поставщика.

Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используются цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки.Однако этот перечень может быть и больше, в зависимости от степени детализации оценки.

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по намеченным критериям. При этом удельный вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путём и в сумме должен быть равен единице. Причём удельный вес одного и того же критерия на различных предприятиях может быть разным в зависимости от значимости этого критерия для данного предприятия.

Далее рассчитывается рейтинг поставщика по принятой методике.

 

Пример 6.1. Определение рейтинга поставщиков матричным методом.

Рассмотрим пример расчёта рейтинга условных поставщиков матричным методом (табл. 6.1). Допустим, что в течение определённого периода фирма получала от трёх поставщиков один и тот же товар. Допустим также, что принято решение в будущем ограничиться услугами одного поставщика. Которому из трёх следует отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос можно получить следующим образом. Сначала необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев (например, по пятибалльной шкале), а затем умножить вес критерия на его оценку. Вес критерия и оценка в данном случае определяются экспертным путём.

Рейтинг определяется суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг разных поставщиков и сравнивая полученные результаты между собой или с оптимальным рассчитанным значением (приемлемый рейтинг), определяют наилучшего партнёра. Расчет, проведённый в табл. 1, показывает, что таким партнёром является поставщик № 1 (рейтинг 4,05 баллов) и именно с ним следует продлить срок действия договора.

Таблица 6.1

Матричный метод оценки поставщиков

Критерии выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка критерия по пятибалльной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
поставшик № 1 поставшик № 2 поставшик № 3 поставшик № 1 поставшик № 2 поставшик № 3
Надёжность поставки 0,30       0,9 1,5 1,2
Цена 0,25       1,25 0,5 0,75
Качество товара 0,15       0,6 0,3 0,75
Условия платежа 0,15       0,6 0,75 0,3
Возможность внеплановых поставок 0,10       0,5 0,5 0,3
Финансовое состояние поставщика 0,05       0,2 0,15 0,15
ИТОГО 1,00 - - - 4,05 3,7 3,45

Рис. 5. Сравнение оценок поставщиков

Пример 6.3. Продление отношений с одним из поставщиков.

При закупке материальных ресурсов у сторонних поставщиков возникает проблема их выбора (новые поставщики) или продления дальнейших договорных отношений с одним из имеющихся. Решить эту проблему можно с использованием таких показателей, как равномерность, ритмичность и своевременность поставки.

Равномерность поставки – это соблюдение хозяйственными партнёрами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.

Ритмичность поставки – это соблюдение временныхи количественных параметров поставки, обусловленных договором поставки.

Своевременность поставки – это отклонение во времени от графиков поставки.

Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле (6.7) и измеряется
в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к верхней границе, тем равномернее поставка.

 

Кравн = 100 – Квар, (6.7)

где Квар – коэффициент вариации, рассчитывается по формуле

 

, (6.8)

где σn – среднеквадратичное отклонение объёмов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период (формула (6.9)); ПСР – средний размер поставки за весь период, рассчитывается по формуле (6.10).

(6.9)

где П i – поставка за i -й отрезок времени.

Пср= . (6.10)

Ритмичность поставки определяется расчетом коэффициента аритмичности по формуле (6.11). Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, однако поскольку рассчитывается не ритмичность, а аритмичность, то тем лучше (ритмичнее) поставка, чем ближе данный коэффициент к нулю.

Кар= , (6.11)

где n – количество периодов поставки; ПД – поставка по условиям договора за i -й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах); ПФ – поставка фактическая за i -й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах).

 

Среднее время задержки поставок определяется по формулеТЗСР = , (6.12)

где n – количество анализируемых периодов; m – количество поставок, по которым зафиксирован факт отклонения; Т З i – длительность задержки по i -й поставке.

Содержание отчёта

Отчёт по практическому занятию № 6 должен быть оформлен в тетради и содержатьхарактеристику задания, порядок выполнения расчётов, полученные результаты и выводы.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

Контрольные вопросы

1. Назовите этапы решения задачи выбора поставщика.

2. Какие критерии оценки поставщиков следует принимать во внимание, решая задачу выбора? Какие из них являются основными?

3. Каким образом и для чего оценивается важность критериев оценки поставщиков в расчете рейтинга поставщиков?

4. Что такое негативный рейтинг поставщика?

5. Поясните, как оценить надежность и качество поставщиков при расчете их негативного рейтинга.

6. Приведите общий алгоритм расчета рейтинга поставщика.

7. Разработайте вариант тендера на поставку продукции по вашему выбору

8. Приведите способы выбора поставщиков.

9. Раскройте содержание договора поставки.

10. В чем состоит проблема выбора поставщика в закупочной деятельности компании?

 

Контрольные задания

Задание 6.1. Службой логистики строительного предприятия было проведено исследование рынка строительных материалов. В результате были отобраны три наиболее привлекательных поставщика. Оценка поставщиков проводилась по 10-балльной шкале по семи критериям:
I – своевременность поставок; II – качество поставляемого товара; III – условия платежа (наличный, безналичный расчет, векселя и т. п.); IV – финансовое состояние поставщика;
V – ценовой фактор; VI – сохранность груза; VII – возможность внеплановых поставок.

Результаты отбора и веса частных критериев, полученные экспертным путем, представлены в табл.6.9.

Таблица 6.9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: