Вводные слова и предложения




Обособление дополнений

Обособляются Не обособляются
Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, вместо, сверх, помимо, включая, исключая, за исключением, наряду с. В бору, кроме белки и лося, были еще пятнистые олени Оборот с предлогом вместо, если он имеет значение за или взамен. Николай работал вместо заболевшего товарища (Николай работал зазаболевшего товарища)

Обособление обстоятельств

Обособляются Не обособляются
Деепричастные обороты независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому деепр.об. Встречая утро, в лесу перекликались птиц. Если деепричастный оборот тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр Упражнениеделается стоя на носках.
Два однородных деепричастия, выступающие в качестве обстоятельства деепр. деепр. Ключ юности бежит, сверкая и журча. Одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому, близкие по функции к наречию Греков всегда читал лежа.
Одиночные деепричастия, если указывают на время, причину, условие действия (но не образ действия) деепр. Очнувшись, я долго лежал ( долго лежал когда?очнувшись) Деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве однородных членов с необособленными обстоятельствами Ребенок стоял (как?) с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.
  Деепричастные обороты – устойчивые выражения (фразеологизмы) ф.о. Мальчик бежал сломя голову

 

Сравнительный оборот

Сравнение - одно из самых распространенных средств изобразительности в речи. Сравнения широко используют поэты, чтобы ярко нарисовать какой-либо предмет или явление, дать ему оценку, ученые, чтобы популярно объяснить какое-либо явление, сравнения используют публицисты как средство яркой речевой экспрессии.

Сравнение – это изображение одного предмета или явления путём сопоставления его с другим на основании общего признака.

ОБОСОБЛЯЮТСЯ обстоятельства, выраженныесравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.Например: Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. С утра ползли серые, как дым, облака.

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ сравнительные обороты, ставшие устойчивыми сочетаниями (фразеологизмами). Например: Дождь льет как из ведра. Петя покраснел как рак. Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

В предложении могут быть слова, не являющиеся его членами, но выполняющие определенную смысловую функцию. Сюда относятся вводные слова, обращения, междометия.

Вводные слова и предложения

Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, на письме всегда выделяются запятыми. Вводные слова имеют определенные значения:

1. Выражают чувства говорящего: к счастью, к радости.

2. Оценивают степень реальности сообщения: конечно, возможно, может быть.

3. Указывают на источник сообщения: говорят, по моим сведениям.

4. Устанавливают связь мыслей и последовательность сообщений: во-первых, значит, итак.

5. Указывают на оформление высказанных мыслей: словом, иначе говоря.

6. Привлекают внимание к сообщаемому факту: простите, вообразите, знаешь.

7. Указывают на оценку меры сообщаемого: по крайней мере, самое большее.

ВНИМАНИЕ! Одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения. Например: Кажется, шепчут колосья друг другу. и Мир (что делает?) кажется мне книгой бесконечной. Проверить синтаксическую роль таких слов можно путем изъятия их из состава предложения. В первом случае (без вводного слова) структура предложения сохраняется (Шепчут колосья друг другу.), во втором – распадается (Мир кажется мне книгой бесконечной).

Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми:

- частицы: ведь, только, лишь;

- союзы: будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз;

- наречия: почти, просто, решительно, исключительно, даже, примерно, едва ли, вряд ли, все-таки.

Частица бывало запятыми выделяется. Например: Она, бывало, делала мне замечания.

Вводные предложения выделяются запятыми, тире и скобками. Запятыми выделяются небольшие по объему предложения, а также вводные предложения, начинающиеся с союзов как, если, сколько и др. Например: Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала. Завтра, как сообщают газеты, открывается выставка. Распространенные вводные предложения выделяются тире. Например: Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. Скобками обычно выделяются вставные предложения, отличающиеся от вводных тем, что они не выражают отношение говорящего к высказыванию, а содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания. Например: Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Обращение

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того к кому обращаются с речью. Членом предложения не является.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

1. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак: Борис, поди-ка сюда.

2. Если обращение стоит в середине предложения, то с двух сторон выделяется запятыми: Что ты клонишь, над водами, ива, макушку свою?

3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после – тот знак, который подсказывается смыслом предложения: Откуда ты, прелестное дитя?

Междометия

Междометия отделяются запятыми. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Например: Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

Частицы о, ну, ах, ох и др., употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличии от междометий, не отделяются запятыми. Например: Ах вы какая! Ну и денек выдался!

 

 

Контрольные Вопросы

1. Чем могут быть выражены обособленные дополнения?

2. Каковы условия обособления обстоятельств?

3. Какова роль сравнительных оборотов?

4. Какие знаки препинания используются при вводных словах и предложениях?

5. Каковы знаки препинания при обращениях?

6. Какие знаки препинания используются при междометиях?

 

 

Практическая работа

 

Задание 1. Учитывая особенности употребления деепричастного оборота, выберите возможное окончание предложения.

1. Стоя босиком на берегу, … (я крепко держал удочки в руках; мечтается о возвращении в деревню с богатым уловом).

2. Придя домой, … (мне захотелось поделиться новостью с родными; я поделился новостью с родными; вам скажут нечто неожиданное).

3. Заметив приближение грозы, … (мы поспешили домой; нам стало не по себе).

 

 

Задание 2. Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания.

1. Итак повторим сначала предыдущее.

2. Одни звезды может быть знают, как свято человеческое горе!

3. Покорителем Сибири стал как известно Ермак Тимофеевич.

4. Трап двигался к самолету как черепаха стюардессы казалось еле переставляют ноги.

5. В жаркое летнее утро это было на исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного.

Задание 3. Определите, в каких случаях одни и те же слова являются вводными, в каких - членами предложения.

1. Здесь напротив беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание.

2. Он сел напротив Даши и не мог оторвать взгляда от ее милого лица.

3. Он очевидно опоздает к обеду.

4. Его мнение было очевидно.

5. В Крым вероятно попаду я нескоро, не тянет.

6. Это вполне вероятно.

7. Мне кажется что роман не его дело...

8. Он кажется совсем расстроился.

Задание 4. Какие знаки препинания нужно расставить в данных предложениях?

1. Жалко… ах… жалко… Антон Иванович...

2. Ах … боже ж ты мой… весь полк у вас бестолковый?

3. Эй… бабка… Иди в дом.

4. Ну … здравствуйте … станичники!

5. Ведь … ты не в первый раз приходишь в этот дом.

Задание 5. Выразительно прочитайте стихотворение. Сколько в нем использовано обращений?

Мой верный друг мой враг коварный

Мой царь мой раб родной язык

Мои стихи как дым алтарный

Как вызов яростный как крик!

 

Ты дал мечте безумной крылья

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

 

Твои богатства по наследству

Я дерзкий требую себе,

Призыв бросаю – ты ответствуй

Иду – ты будь готов к борьбе.

/В. Брюсов/

 

Задание 6. Проведите работу над ошибками в тексте. Какие правила орфографии и пунктуации нужно повторить человеку, писавшему эту работу. Перечислите их, сопровождая примерами из приведённого отрывка.

Конечно отравится можно и нормальным грибом, если это перестарок. Утверждают что встарости каждый гриб не много ядовит. Но по настоящему ядовит и безпощаден в наших лесах только один гриб. Называется он бледная поганка. Бледную поганку можно сравнить с гюрзой или коброй. Пожалуй, она даже страшнее, потому что бывали случаи, когда после укуса этих змей человека вылечивали с помощью специальных сывароток. Такие случаи редки, но они вероятно были. За то по даным медицины неудалось еще спасти не одного человека сьевшего бледную поганку.

Легче всего мне, кажется, ее спутать с лесным шомпиньоном. Но во первых шомпиньоны в наших местах почти не соберают, а во вторых, кто их соберает, тот знает признак на сто процентов исключающий роковую ошипку. Дело в том, что у шомпиньона нижняя старана шляпки, то есть ее пластинки розовые в молодости даже синиватые, а потом черные. У бледной поганки они всегда белые.

Чаще всего отравляються бледной поганкой в местах более южных, где меньше лесов, а значит и грибов. Все ядовитые грибы как извесно, называються в народе погаными. У меня например некогда не было ощющения, что красный мухамор – гриб поганый. На против я всегда любовался им.

/По В. Солоухину/.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: