География реорганизаций и ликвидаций




Критическая точка

Прости, школа. Прощай, школа…

Игорь СВИРКОВИЧ

Почему неминуемы реорганизация и закрытие школ в районе? Неужели госнормативы, правила в сфере образования и экономия бюджетных средств выше интересов немногочисленных сельских детей?

 

Больно говорить

В районе новый виток реорганизаций учреждений образования. Вполне ожидаемый и не вызвавший большого удивления. Ни для кого не секрет, что последние годы некоторые из школ по количеству учащихся давно находились на грани этого, не соответствуя гарантированному государственному нормативу сети организаций образования. Государственная политика в отношении таких школ не была резкой, но, все же, оставалась непреклонной. Районным и областным властям эти решения, вероятно, тоже давались нелегко, поэтому шанс продолжать функционировать в прежнем статусе школам давался несколько лет. Лишь когда перспективы на развитие, а точнее их отсутствие, становились настолько очевидными, что дальше тянуть уже было просто неприлично, судьбоносные решения находили свое отражение в официальных документах. А вместе с тем – в будущем людей и целых сел. И потому говорить на эту тему, даже понимая куда дует ветер госполитики в этом вопросе, любому сельскому жителю все равно очень больно. Потому что та чаша весов, на которой судьба сел и отдельно взятых их жителей, становится гораздо невесомее. Роль школы в жизни села неоспорима. Для многих ее наличие является последним удерживающим здесь фактором. Каждое село после закрытия или реорганизации местной школы чахнет еще стремительнее – это аксиома.

 

География реорганизаций и ликвидаций

К фактам. В новом учебном году в Карабалыкском районе станет на две школы меньше, а всего 30. Изменения коснулись 5 школ. Больше не распахнут свои двери две начальные школы – Урнекская и Октябрьская. Увеличился ряд основных школ: теперь этот статус у двух, которые вчера еще были средними – Приреченской и Славянской, потеряла статус основной Побединская школа – отныне она начальная.

Еще 10-12 лет назад урнекцы боролись за то, чтобы сохранить единственной сельской школе с казахским языком обучения статус основной. И несколько лет, несмотря на нехватку учеников, она таковой и оставалась. Но реорганизация была неминуема. А сегодня и полная ликвидация. В мае школа выпустила последних учащихся 4-го класса. Больше здесь учиться просто некому. В селе, по словам акима округа Уразкана Калдаманова зарегистрировано чуть больше 70 жителей, по факту проживают еще меньше. Как бы ни был дорог Урнек сердцам своих жителей, очень многие за эти годы покинули его в поисках лучшей жизни.

Критической для школы оказалась ситуация и в Октябрьском Славенского округа. В ней всего трое учеников, хотя госнорматив требует не менее 5. В новом учебном году для них будет организован подвоз в Славенскую школу с проживанием в пришкольном интернате. Казалось бы, ничего смертельного – право на образование в любом случае обеспечено. Но что сегодня на душе у родителей тех младшеклассников? Ведь в отличие от большинства родителей района, они со своими малышами вынуждены будут жить в условиях недельных разлук. А какой стресс для этих крох? Пусть даже в безопасности, в окружении добрых и ответственных учителей, воспитателей, чего греха таить - с более качественным образованием, но дети будут далеко. Как долго это будет продолжаться? Ведь семьи с детьми с оглядкой на свои возможности так или иначе будут стремиться туда, где условия получения образования не столь суровы. В этой школе были еще трое воспитанников мини-центра. Может, потому, что дошкольное образование в стране не является строго обязательным, дошколята, посещающие мини-центры при школах, не входят в основной контингент учащихся? Будь иначе, сейчас бы это точно спасло Октябрьскую НШ и само село. Правда, ненадолго.

 

Было бы кого учить…

- Никого из учителей новость о реорганизации школы не шокировала. Мы давно знали, что статус средней под большим вопросом уже лет пять, а то и больше, и в принципе были к этому готовы, - говорит директор Славянской школы Гаухар Раева – Село пропадает, детей мало…

И все же от осознания объективной причины радостнее не становится ни педагогам, ни жителям села. Даже тем, кто не живет в Славенке – многие, кто здесь когда-то бывал, знает, что это за школа: большая, уютная, теплая, с хорошим педколлективом и необыкновенной атмосферой – из нее просто не хочется выходить! Многие годы здесь выпускали учащихся, которые благодаря отличным знаниями и учительской мотивации, поступали в вузы на грант, становились учителями, врачами, ветеринарами.

А сегодня в школе с 53-летней историей осталось всего 53 ученика – горькое совпадение. Гаухар Раева говорит, что еще выручают 13 детей из соседних Кособы и Октябрьского, проживающие в пришкольном интернате – его, кстати, сохранят. Без них школа могла оказаться на грани реорганизации уже в начальную, где по нормативам должно учиться менее 40 детей. Получается, что дальнейшая судьба школы зависит уже не только от условий в собственном селе, но и от соседних, где жизнь тоже давно не мед. К счастью, будучи основной, школа сохранит свой коллектив. Единственный педагог, попавший под сокращение – организатор НВП, но он будет преподавать физкультуру. Увы, у всех уменьшится количество часов, а значит и заработная плата.

Та же участь у Приреченской школы, которая в этом году выпустила свой последний 11 класс и выпускника со знаком отличия «Алтын белгi». 59 учащихся и в перспективе без значительного прироста контингента. Да и откуда ему взяться в селе, в котором население за последние десятилетия уменьшилось в разы? И продолжает сокращаться. Сегодня здесь проживает чуть более 400 человек, что раньше соответствовало бы уровню населения крепкого совхозного отделения. А у здешних девятиклассников сегодня два пути: или продолжать учиться в райцентровской школе, или поступать в колледжи. Оба варианта – вдали от дома.

 

Беда не приходит одна

У побединцев, кажется, еще более упадническое настроение. В конце учебного года в школе числился 31 учащийся.

- У жителей шок и стресс из-за известия о реорганизации, - говорит аким села Сейткали Айкадамов. – Они надеялись, что еще несколько лет школа пробудет в статусе основной. А особенно взволновало то, что дети будут проживать в «Жас Талапе», где сегодня провизорный стационар. Но это были первые переживания: все понимают, что первая четверть точно будет дистанционной, а пандемия рано или поздно завершится, здание пройдет дезинфекцию. Пятеро детей уже утроены в Карабалыкскую СШ №1. Среди родителей учащихся – госслужащие, механизаторы, бюджетники, самозанятые. Две семьи уже уехали. Переезд свой, может, и планировали в будущем, но решение о реорганизации его ускорило – детям начальная школа по возрасту уже не подходит. Остальные пока не думают покидать село. Только одна семья, в которой ребенок перешел в пятый класс, не представляет, как жить вдали от ребенка целую неделею. Мама подумывает о переезде в Карабалык, уже ищет жилье, работу. Беда не приходит одна. Родители, работающие в Троицке, могли бы устроить детей в городские школы, но из-за пандемии закрыта граница. Скорее всего, реорганизация школы повлечет за собой другие проблемы: село останется без механизаторов. В этом году на посеве на участке «Победа» ТОО «Новотроицк-1» уже работало 12 человек командировочных. Среди покинувших село семей и семья Максута Нургалиева, хорошего наладчика, механизатора, хозяйство его постоянно поощряло. Супруга работала в Троицке в пекарне. Вместе с детьми они проживают теперь в одном из сел под Нур-Султаном. Семья Байжановых, где трое детей – все девочки: и учились хорошо, и активистками были, теперь в Костанае. Папа работал водителем автобуса в ТОО.

 

В перспективе

Все перечисленные школы долго находились на грани. Каким еще организациям образования района грозит реорганизация в будущем? Под вопросом уже в этом году оказалась Есенкольская СШ, однако к началу учебного года здесь будет 81 учащийся. В начале лета с газетой делились переживаниями о судьбе своей начальной школы жители Лесного Михайловского округа. Но сегодня здесь пять учеников, что означает: школа пока имеет право на жизнь. 78 учащихся и в соседней Михайловской школе, но здесь планируется небольшой прирост, что тоже дает шансы на ближайшее время оставаться в прежнем статусе. Надолго ли? Ведь общие тенденции не радуют.

Количество школьников в районе сокращается, как, собственно, и население, которое за последние 15 лет уменьшилось примерно на 7 тысяч человек. 10 лет назад, по данным отдела образования, общий контингент учащихся в районе составлял 3 745, сегодня – 3 062 ребенка. Автор этих строк сам оканчивал Карабалыкскую СШ №1 ровно 15 лет назад. Представьте, у нас только в одной школе было четыре параллельных выпускных класса и в них 99 учащихся! Немало было выпускников и в других школах. Наш общий выезд на ЕНТ в Костанай огромной колонной автобусов выглядел грандиозно. Картина с тех пор разительно изменилась. В нынешнем году школы района выпустили 119 выпускников, почти половина из них – в школах райцентра. Уменьшается количество учеников даже в тех селах, где жизнь более благополучна. Взять хотя бы то обстоятельство, что за последние два года число полнокомплектных школ (количество учеников не менее 181) в районе сократилось на две. Из этого ряда вышли Боскольская и даже СШ №3, что в райцентре. На грани выхода – Станционная СШ, где сегодня ровно 181 ученик. К чему идем?

 

В качестве вывода

Государство давно обозначило политику урбанизации, которая, судя по сегодняшней загруженности городских школ, продвигается вполне успешно. Жизнь в селе становится все менее привлекательной: молодые семьи в них уже можно считать по пальцам. Больших перспектив при таком раскладе ждать, очевидно, не стоит. И все же за каждой реорганизованной школой – судьбы конкретных людей – родителей и детей. Может ли данное обстоятельство явиться сдерживающим фактором и поводом к тому, чтобы пересмотреть подходы к существованию сельских школ, невзирая на требования госнорматива? Ведь если судьба большинства сел предопределена, это по крайней мере не будет ускорять процесс и так резко влиять на положение сельского населения. И к чему же тогда этот большой ряд госпрограмм по развитию животноводства и личных подворий в селе? Не противоречит ли одно другому?

Отчитываясь об экономии бюджетных средств от реорганизации школ, госорганы называют относительно невеликие для местных бюджетов средства. Вероятно, в совокупности по стране сумма экономии выглядит гораздо внушительнее. Тут уж наверняка мыслить приходится категориями государственными, а не человеческими. И места спасению утопающих в таком случае, очевидно, уже не находится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: