ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ 10 глава




Действуя таким образом со множествами, дети учатся находить общий признак, по которому можно производить объединение не­скольких множеств в одно целое; кроме того, они овладевают уме-


нием находить признаки, на основе которых можно производить выделение частей, составляющих множество. Приведем пример. Дано много желтых, красных и зеленых кружков. Их общий при­знак—форма. На этой основе производится объединение отдель­ных групп предметов (кружков) в единое множество. Цвет круж­ков есть признак, по которому выделяются части множества: жел­тые кружки — одна часть, красные — другая, зеленые — третья.

Для определения большей или меньшей по численности части множества необходимо научить детей сравнивать их (без счета) способом взаимооднозначного соответствия, выделяя при этом при­знаки, указывающие на то, что в одной части предметов больше (есть «лишние»), а в другой — меньше (предметов «недостает»). При этом дети также должны понять и сказать, что больше: целое множество или его часть.

Знакомя детей с взаимооднозначным соответствием, необходи­мо показать им, как нужно располагать сравниваемые множества к их элементы. Одновременно дети знакомятся с понятиями «по­ровну», «больше», «меньше», «каждый», «все», «несколько», «столько же».

Удаление части множества позволяет детям наблюдать, что оно (множество) уменьшается.

К пониманию количественных отношений и счета пред­метов дети подходят в процессе выделения из любого множества одного предмета и нескольких (многих) предметов. Упражнения в нахождении отношений «много» — «один» должны проводиться в самых разных ситуациях — в классной и внеклассной обстановке.

Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают натуральным рядом чисел. Несмотря на то что дети обычно пра­вильно называют числа первого десятка, они часто не умеют со­считывать предметы. Называя, например, число два, дети часто имеют в виду лишь один, последний по счету предмет.

В подготовку детей с задержкой психического развития к ус­воению начального курса математики входят упражнения в счете разнообразных реальных предметов в классе, дома, на улице. Дети должны научиться ориентироваться в натуральном ряду, оп­ределять в нем место того или иного числа, понимать, что назван­ному числу соответствует такое же количество предметов, правиль­но отвечать на вопрос «Сколько всего?». Этому должно помочь понимание детьми количественного (в его отношении к единице) и порядкового (в его отношении к смежным числам) значения чис­ла. Необходимо предусмотреть практические упражнения, направ­ленные на формирование умения считать от заданного числа впе­ред и назад.

Практическое знакомство детей с последовательностью чисел происходит в процессе закрепления и уточнения навыка счета, обу­чения отсчету предметов из группы, а также сравнения равных и неравных по численности множеств (2 и 2; 2 и 3; 3 и 3; 3 и 4 и т. д.).

На основе сравнения элементов множеств путем взаимоодно-


 

значного соответствий Детям показывается, что число, следующее за данным, образуется путем прибавления одного предмета, а пре­дыдущее— путем удаления одного предмета. Приведем пример. Дети сосчитывают количество предметов в группе. Затем им пред­лагается выбрать из коробочки с предметами на один больше или меньше. После этого они должны доказать правильность выполне­ния задания, разложив предметы обеих групп друг под другом. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети называли количе­ство предметов в образовавшемся множестве (без пересчета) по ходу присчитывания и отсчитывания.

Все это учит детей видеть разностные отношения между смеж­ными числами на основе выделяемых признаков («лишний» пред­мет, «недостает» предмета), по которым можно судить о том, какое число больше или меньше и на сколько. Опираясь на эти же при­знаки, дети учатся уравнивать неравные совокупности, добавляя и удаляя предметы. Все эти действия должны проговариваться.

Необходимо обращать внимание детей на то, что в процессе сосчитывания им надо помнить о предмете, с которого начат счет,. не сосчитыват ь предметы дважды, а также и не пропускать их. Надо добиться того, чтобы дети"научились считать про' себя, не до­трагиваясь до самих предметов.

При работе" со множествами следует готовить детей к счету группами. Для этого они должны увидеть и понять, что числа один, два, три и.т. д. могут обозначать не только количество отдельных предметов, но и число групп (подгрупп) предметов в.едином мно­жестве. В то же время при составлении множества из двух частей, различающихся между собой цветом, формой, размером и количе­ством элементов, дети должны прийти к выводу о том, что, как множество может быть составлено из разных частей, так и число может состоять из нескольких меньших чисел (5—это 2 и 3).

Если дети увидят и поймут, что число состоит из определенного количества единиц, поймут, как оно образуется, каковы отношения между рядом стоящими числами,, какое место занимает число по­среди других чисел, они легко усвоят, что всякое число можно разложить на единицы или на другие меньшие числа (состав {числа).

После того как дети овладеют счетом и у них сложится доста­точно точное представление о числе, можно приступить к уточне­нию имеющегося представления о величине и формированию практических навыков измерительной деятельности.

Нормально развивающиеся дети приходят в школу с хорошо развитыми практическими навыками сравнения н измерения вели­чин по разным параметрам и умением называть производимые действия. ~*

. Дети с задержкой психического развития и в этом отношении отстают от своих, нормально развивающихся сверстников.

Вначале их следует научить выделять определенный величин­ный параметр предмета, например высоту, и обозначать его соот­ветствующим словом-термином (высокийНизкий). С этой целью


для сравнения лучше брать предметы одинаковой формы, но раз­ного цвета (легче сравнивать разноцветные предметы). Предметы должны сильно отличаться по выделяемому параметру (высота, ширина и т. д.). Дети «на глаз» устанавливают существующие между ними контрастные различия.

Затем они обучаются практическим действиям сравнения — на­ложению и приложению. В этом случае могут использоваться п редме ты, малоконтрастные по сравниваемым признакам. Во время практических действий дети должны самостоятельно характеризовать выделяемый признак точным словом-термином и доказывать правильность своих высказываний.

Сравнивая величину предметов, отличающихся одним парамет­ром, затем двумя-тремя параметрами, дети знакомятся с тем, что если предметы отличаются одним параметром, то употребляются слова длинный, короткий, высокий, широкий и т. д., а если двумя- гремя параметрами, то для их называния употребляют слова боль-

шой и м аленький

Однако основное внимание следует обратить на формирование
[навыка измерительной деятельности с помощью условной мерки.
Начиная работу, нужно показать, что в качестве условной мерки
при измерении протяженных тел можно использовать предметы
(палку, ленту, веревку, пальцы рук и т. д.). Вначале учитель пока­
зывает и объясняет, как правильно пользоваться меркой при изме­
рении длины, ширины, высоты. При этом нужно обратить внима-
ние на то, как надо начинать измерения. Сравнение измеряемых
предметов можно производить, подсчитывая количество уложенных
мерок. При этом потребуется значительное количество практиче­
ских упражнений в измерении разнообразных предметов, в том
числе и предметов окружающей обстановки (тетради,, парты, дос­
ка, подоконник и т. д.). От измерения условной меркой переходят
к упражнениям в точном измерении линейкой предметов неболь­
шой протяженности.

Детям с задержкой психического развития с трудом дается по­
нимание пространственных отношений.

В связи с этим во время предварительной подготовительной ра­боты необходимо обратить внимание на формирование опыта, дей­ственной ориентировки в пространстве по основным пространствен­ным направлениям (вперед—назад, направо — налево, вверх — вниз и т. д.). Выполнение этой задачи связано с освоением ребен­ком «схемы собственного тела» и формированием, умения мыслен­но переносить ее на другие объекты.

Если в начале дети должны различать, например, только пар­ные направления (вперед — назад и т. д.), то затем они могут следовать в любом порядке (вперед, направо, назад и т. д.).

В дальнейшем дифференциация основных пространственных направлений дополняется новой задачей — определением местопо­ложения объектов по отношению к самому ребенку и к другим предметам (около — рядом, посередине, между, за, далеко, близко и т. д.). При этом могут быть использованы разнообразные игры


и упражнения: «Что изменилось?», «Сделай так, как я», «Сделай так, как скажу», «Где шарик?», «Дойди до флажка», «Куда пой­дешь?» и др.

Большое значение имеет выработка умения ориентироваться на листе тетради, альбома. Для этого целесообразно упражнять де­тей в проведении линий на клетчатой бумаге, вычерчивании опре­деленных узоров или выполнении рисунков и др. При этом очень важно, чтобы учитель давал четкие указания. Вначале они долж­ны носить расчлененный характер; это значит, что каждая следую­щая часть задания должна предлагаться ребенку после того, как уже выполнена предыдущая. В последующем задания могут соче­тать в себе два-три указания: «Подвинь картинку вниз и вправо от карандаша», «Проведи по клеточкам линию сначала влево, по­том вверх и вниз» и т. д.

Что касается временных понятий, то они должны формиро­ваться в процессе наблюдений за временем суток, за временем проведения режимных моментов. Ориентировка во времени пред­полагает формирование умения выполнять ту или иную деятель­ность (игра, занятия и т. д.) за строго определенное время.

Подготовительная работа в этот период должна помочь детям с задержкой психического развития овладеть, той суммой предва­рительных элементарных представлений, которые помогут им ус­пешно овладевать учебной программой по математике при даль­нейшем обучении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: