Рисунки отдельных предметов природы, пейзажей, ландшафтов помогают формировать правильные и четкие представления.




Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу, собирают приборы для опыта, модели и т.д.

Схемы передают основные признаки предмета, процесса, поэтому они используются обобщения, выделения главного в изучаемом материале.

В учебниках последних лет появились иллюстрации, на которых изображения объектов природы сгруппированы в коллажи. Это помогает формировать представления о связях, существующих в природе, в биоценозах. В современных учебниках широко используются мультипликационные рисунки, которые выполняют определенные функции: передают мысль урока, делают процесс познания более увлекательным. В некоторых учебниках имеются юмористические рисунки (их функции сходны с функциями мультипликационных).

Карты

Карты - это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей

Аппарат ориентировки включает в себя:

Оглавление (с его помощью школьник находит нужный ему текст)

Сигналы-символы (помогают ученику ориентироваться в материале урока)

Разные шрифтовые выделения (направляют внимание ученика на главные положения, правила, термины, выводы etc.)

Разнообразные условные знаки (полоски, кружки)

Нумерацию страниц

С помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником.

Приемы работы с учебником

Структурные компоненты учебника имеют существенные различия. Каждый из них выполняет свою, свойственную лишь ему, дидактическую функцию. Структурные компоненты дополняют друг друга, тесно связаны между собой, что обеспечивает целонастность учебника.

Вопросы и задания

Вопросы и задания применяют для организации практической работы на уроке.

Приемы работы с текстом разнообразны. Полное чтение текста дает возможность формировать у школьников целостное представление об объектах природы, об их взаимосвязи.

Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи разделены на логически законченные части. Их можно читать последовательно, по частям с последующим обсуждением.

Выборочное чтение - прием, который можно широко применять на уроках. Необходимо тщательно проработать фрагменты для чтения, продумать способ их выделения в тексте и ввести их в урок.

Фрагменты текста можно использовать в качестве иллюстрации к рассказу учителя; для сравнения с результатами наблюдений в природе, что позволяет их уточнить и сделать выводы; для установления причинно-следственных связей на основе анализа фактов, с которыми школьники познакомились на уроке или в природе.

Целесообразно использовать такие приемы работы с текстом как:

1. Нахождение ответа на вопросы учебника;

  1. Описание конкретной иллюстрации;
  2. Составление плана статьи;
  3. Выделение главной мысли;
  4. Чтение определения;
  5. Описание понятий.

Рассказ - это художественное произведение; работа с ним направлена на формирование образа объектов природы, их эмоциональное восприятие. Поэтому рассказ лучше сначала прочитать целиком, потом - по частям. После прочтения дети отвечают на вопросы, выделяют главные авторские мысли, проводят сравнения с тем, что знают по данному вопросу или что наблюдали в природе лично, уточняют и конкретизируют свои представления.

Дополнительные тексты рекомендуются для чтения дома. На следующем уроке учитель спрашивает о прочитанном.

Плешаков пишет о том, что такие тексты полезно использовать в качестве основных, а основные - как дополнительные.

Вопросы и задания учебника используются для организации наблюдений, опытов, беседы, проверки знаний, для проработки материалов дома. Вопросы и задания применяются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебниках естествознания выполняют информационную функцию. с целью получения этой информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. "Чтение" информации достигается постановкой вопросов, направляющих внимание детей на важные элементы изображения.

В работе с изображениями широко используется прием сравнения. Изображения сравниваются с тем, что дети наблюдали в природе; сравниваются иллюстрации между собой. Сравнение иллюстраций и содержания статьи помогает конкретизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: